г. Ростов-на-Дону
09 Июля 2020 17:30:40

«Мы довольно сильно омолодили коллектив, в том числе управленческий состав»

Группа сельскохозяйственных предприятий «Светлый», по словам ее гендиректора Николая Гончарова, ежегодно вкладывает десятки миллионов рублей в приобретение домов для собственных работников и строительство социальных объектов в своих селах. Это позволило привлечь в село молодые кадры.
«Мы довольно сильно омолодили коллектив, в том числе управленческий состав» Николай Гончаров, Светлый
Головное предприятие группы — ООО «Светлый» — в 2018 году выручило 2,2 млрд рублей, причем чистая прибыль составила почти треть выручки. Главный показатель деятельности этого бизнеса — производительность труда одного работника. Ради хороших кадров группа активно вкладывает деньги в социальные программы. На выставке «Золотая осень-2019» правительство области подписало с ГК «Светлый» соглашение о сотрудничестве в реализации мероприятий по комплексному развитию сельских территорий.

N: — На прошлой неделе ваша компания подписала в Москве договор о сотрудничестве с правительством Ростовской области. Как будете сотрудничать?

Н.Г.: — На основе федеральной программы выделены триллионы рублей на поддержку села. Львиная доля затрат на конкретный объект будет финансироваться из федерального бюджета (80%), остальное — за счет областного бюджета и бизнеса. Мы на себя берем 10%, в основном это оплата проектов ремонта домов культуры, школ, детских садов, дорог. А область берет на себя обязательство продвинуть этот проект и получить на его реализацию финансирование в рамках федеральной программы. Если наши хозяйства потратят по этой программе в ближайшие 5 лет 200 млн рублей, то бюджет — 2 млрд. На сегодня мы подписали договоры о том, что делаем проекты ремонта 8 объектов в Кашарском районе, 2 — в Верхнедонском и 2 — в Чертковском районе. Мы уже заказали проект ремонта школы в Каменском районе, его сделают в течение 3-4 месяцев, отдадим его на экспертизу, что займет около года. После этого район заявит этот объект на включение в бюджетные затраты на следующий год. Надо успеть это сделать до июля 2020 года, тогда в 2021 году состоятся торги на выбор подрядчика для ремонта школы. Мы получаем для своих работников комфортные школы, детские сады, дома культуры. Мы и раньше этим занимались, но благодаря федеральной программе поддержки села область может смелее выделять деньги, поскольку федерация тоже финансирует проекты.

N: — Строительство жилья тоже будет поддержано?

Н.Г.: — В этой программе есть пункт, касающийся строительства жилья. Там бизнес должен вложить 20-25%, остальное — федеральный бюджет. Раньше мы тратили на дом 2-2,5 млн рублей, теперь будем тратить 500 тыс. рублей. Мы сможем построить большее количество домов. Однако тут механизм реализации еще не выработан.

N: — На сегодня какие суммы вы вложили в строительство и покупку жилья для своих работников?

Н.Г.: — Лет 10 мы ежегодно приобретаем на вторичном рынке индивидуальные дома и иногда их строим. У нас есть в штате прораб, который контролирует работу подрядчиков в процессе строительства. Начинали с 5, сейчас покупаем или строим 10 домов для конкретных сотрудников. Затем выделяем деньги на ремонт (подъемные) и выставляем единственное условие — у нас надо отработать 15-20 лет, и тогда за символические 100 рублей работник получит эту недвижимость в собственность. Никакой арендной платы нам они не платят. За счет этого довольно сильно омолодили коллектив, в том числе управленческий состав. У нас теперь много агрономов и управленцев по 25-28 лет. На конец 2018 года средний возраст сотрудников составлял 40 лет. Это достойный показатель. Самые возрастные сотрудники у нас были в ООО «Родина», там средний возраст — 48 лет.

N: — Еще вы достраиваете в селе Каменка Кашарского района Ледовую арену. Сдадите ее, как и планировали, в декабре? За счет каких средств ее строите?

Н.Г.: — Да, все идет по плану. Строим ее полностью за счет собственных средств. Единственно, мы договорились с правительством Ростовской области, что эксплуатироваться она будет за счет бюджетных средств. Мы сдадим им объект в аренду за 1000 рублей в год на 49 лет. Эксплуатационные затраты оцениваются на уровне 15-20 млн рублей в год.

Мы хотим реализовать амбициозные планы. Замысел строительства Ледовой арены — сделать дорогой вид спорта доступным для широких масс. Она будет бесплатно принимать всех желающих. Но когда мы начали плотно работать над привлечением тренеров, поняли, что серьезный хоккей подразумевает 2 тренировки в день 5-6 раз в неделю. Поэтому, чтобы арена гремела, нам нужно построить еще и интернат для детей-спортсменов. Мы начнем его реализовывать со следующего года, но пока остаются вопросы, например кто его будет содержать. Если не удастся договориться, чтобы его содержала область, будем делать это за свой счет.

N: — Каков объем инвестиций, вложенных в Ледовую арену?

Н.Г.: — На сегодня на Ледовую арену и прилегающий сквер потрачено 150 млн рублей. Общий бюджет — 300 млн рублей. На саму арену потратим еще 50-60 млн, а остальное — на прилегающий сквер. Основная часть работ в парке будет сделана в следующем году. Сейчас мы кладем тротуарную плитку, делаем кованый забор — 600 п. м. С весны начнем строить фонтан, точно такой же, как на ростовской набережной. Предстоит сделать освещение, детские площадки, спортивные зоны: скейт-парк, уличные тренажеры, площадка для воркаута. К высадке запланировано около 2000 деревьев, 30 тыс. кв. м газона, притом что вся площадь парка — 4,5 га.

N: — Такие масштабные инвестиции в социальную сферу может себе позволить только очень крупная компания. Могли бы вы сказать, с какими результатами закончили последний сельскохозяйственный год?

Н.Г.: — Результаты мы подводим в ноябре, когда полностью уберем подсолнечник, кукурузу. Ранние зерновые мы убрали, урожай достойный, цена более или менее складывается, хотя, конечно, хотелось бы большего. В этом году мы собрали 395 тыс. т ранних зерновых, это 3,6% от вала во всей Ростовской области. Это больше, чем в прошлом году, поскольку мы приросли в пашне на 40 тыс. га. Было 143 тыс. га — стало 184 тыс. га. Урожайность тоже повысилась с 37 ц/га до 42 ц/га. Планируем убрать около 90 тыс. т подсолнечника. В прошлом было 50 тыс. т, опять-таки сказалась прибавка площадей. Урожайность была 20 ц/га, в этом году —около 25 ц/га.

N: — Выручка и рентабельность у вас растут?

Н.Г.: — Выручка растет, рентабельность составляет около 25%. Последние 4 года с погодой все благополучно, получаем хорошие урожаи.

N: — Что сейчас происходит с ценами на рынке?

Н.Г.: — Они немного упали. Это связано с конъюнктурными моментами, нехваткой складских помещений для хранения зерна и подсолнечника у производителей. Во время уборки цены всегда падают. Сейчас идет уборка подсолнечника. Мы тоже продаем сразу ту часть урожая, которую негде хранить. Это около 10%.

N: — Недавно разговаривала с руководителем судоходной компании, он сказал, что сейчас нет зерна на экспорт. Можете пояснить эту мысль?

Н.Г.: — Турция приостановила закупки, соответственно, упали цены, а крестьяне дешево продавать не хотят. По этой причине экспорт замедлился. Насколько мне известно, сейчас цена на несколько долларов скорректировалась, с середины октября Турция начала покупать зерно.

N: — Каковы сейчас цены закупки зерна?

Н.Г.: — Цена закупки в азовском порту — 11,3 тыс. рублей за тонну без НДС. Отсюда надо отнять затраты на логистику, примерно 1,3 тыс. рублей за тонну. Если бы цена была 11 тыс. рублей за тонну с поля, мы бы продавали.

N: — В последние годы растет себестоимость выращивания зерна из-за роста цен на топливо, технику, химикаты. Что вы предпринимаете, чтобы оптимизировать свою деятельность?

Н.Г.: — Уже 7 лет мы оцениваем показатель количества гектаров на человека. У нас 1140 сотрудников и 184 тыс. га пашни. Получается 161, 4 га на человека. Это производительность труда. На цену доллара или ГСМ мы повлиять не можем. Мы стараемся повышать производительность труда и урожайность. Для этого мы покупаем более производительную технику. За счет наших размеров оптимизируем непроизводственные моменты: склады хранения ГСМ, запчастей. Например, у нас на 20 подразделений только 1 склад запчастей и 3 — ГСМ. За счет этого можем повышать заработную плату.

N: — Каков объем инвестиций, вкладываемых ежегодно в обновление техники?

Н.Г.: — Для того чтобы процесс шел равномерно, на ГК «Светлый» надо инвестировать около 300 млн рублей в обновление техники. В последние три года, когда мы активно расширялись, а приобретенные хозяйства требуют шоковых вложений, мы тратили по 500-600 млн рублей. Дальше расширяться мы не будем, поскольку сложности в управлении огромной махиной присутствуют.

N: — Предпочитаете иностранную или отечественную технику?

Н.Г.: — В последние годы наметился тренд на преобладание отечественной техники. Соотношение цена-качество в пользу отечественной техники. Да и различия между отечественной и импортной техникой сейчас размываются. Комбайн «Ростсельмаш» делается в Ростове, но там стоит китайский двигатель, гидравлика итальянская, ремни — немецкие. Сеялка «Амазон» — немецкая, но крупнейший завод этой фирмы находится в Самаре.

N: — Но если сборка российская, вы можете получить бюджетные субсидии?

Н.Г.: — Да, это тоже немаловажно. Мы получаем 20% субсидий от стоимости всей купленной нами отечественной техники. Мы активно пользуемся этой губернаторской программой. Буквально недавно мы получили 46 млн субсидий за технику, купленную в этом году. Это серьезное подспорье.

N: — Животноводством занимаетесь?

Н.Г.: — Конечно, субсидии на технику выплачиваются только животноводам. У нас есть 1100 голов коров калмыцкой породы мясного направления. Основной источник сбыта — питание собственных сотрудников. Лишь небольшую часть мяса мы продаем. Когда мы взяли это хозяйство три года назад, там было 400 голов. Лишь 150 голов мы приобрели, остальной прирост — за счет маточной репродукции. Это очень хороший показатель, поскольку корова — не кролик, у нее бывает только один теленок, и то не каждый год. Ведем омоложение стада, но это количество уже не планируем ни уменьшать, ни увеличивать. Будем теперь больше продавать — голов 200-300 в год.

N: — Я слышала от участников рынка, что животноводство на юге России не выгодно, поскольку зерно лучше продавать на экспорт, а не скармливать животным. Что вы думаете по этому поводу?

Н.Г.: — «Мы молока не видали пока», я согласен с этим мнением. Огромное подспорье — это субсидии. Вопрос существования у нас животноводства, если бы не было этих губернаторских 20%, был бы очень спорным. На мой взгляд, животноводство — это узкосемейный бизнес. Правильно, что развивается поддержка семейных ферм. Там экономика, наверное, присутствует. Корова не пшеница, к ней надо подходить каждый день несколько раз. По крайней мере, в Кашарском районе сейчас много семей занимаются животноводством благодаря субсидиям, выдаваем малым фермам на старт — около 3-4 млн рублей. Мы этому процессу тоже способствуем. У нашей группы компаний около 50 тыс. га пастбищ. Эта земля для нас балласт, поэтому мы сдаем ее в аренду этим мелким предпринимателям за символические деньги — 200 рублей за га в год (это размер земельного налога).

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сельхозпродукция
image
Ростовская область вошла топ-5 регионов по размеру площадей, отведенных под выращивание льна масличного, а также заняла 4-е место по посевам горчицы. Примечательно, что по сравнению с прошлым годом эти посевы на Дону серьезно сокращены. По мнению эксперта, развитию нишевых культур мешает отсутствие планирования со стороны Министерства сельского хозяйства.
Сельхозпродукция
Департамент потребительского рынка представил результаты исследования присутствия донской продукции в розничных торговых сетях. В нем приняли участие 223 респондента, ведущие торговую деятельность в 32 городах и районах Ростовской области. В исследование были включены: молочная, мясная, рыбная, мукомольная, крупяная, масложировая, консервная и овощная продукция.
Просмотров: 2121

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Виктор Шевченко, генеральный директор ООО «Трейдберри», производителя экзотических снеков под брендом «Вкусы мира», заключил контракт с крупным маркетплейсом WildBerries и за месяц работы реализовал на этой платформе объем, сопоставимый с продажами в федеральной сети гипермаркетов.
Практика бизнеса
image
Ткань для баннеров разлагается около 150 лет. Основатель интернет-магазина «Эко Баннер» Николай Дикусар знает, как дать вторую жизнь этому материалу. Студент Южного федерального университета шьет из баннеров и других старых вещей сумки и многое другое.
Практика бизнеса
image
Сервис заказа такси планирует нанести изображение вратаря молодежного состава ФК «Ростов» Дениса Попова на машину, если футбольный клуб даст на это разрешение. Кроме того, «Ситимобил» предложил бесплатные поездки молодежному составу «Ростова». Эксперт говорит, что такая акция вполне удачный PR-ход, который повышает лояльность по отношению к бренду.
Практика бизнеса
image
Президент ассоциации IT-компаний Таганрога BrainHorn Максим Болотов считает, что у Ростовской области есть окно возможностей для формирования в Таганроге мощного IT-кластера.
Реклама на сайте и в газете
Заказать