г. Ростов-на-Дону
07 Июля 2020 11:03:57

«Хотим выйти из кризиса в плюсе»

По словам Эдуарда Бабаева, вице-президента ассоциации «Прогресс», в которую входит компания по торговле нефтепродуктами, предприятию удалось сохранить обороты и клиентов, несмотря на двукратный рост ставок по кредитам и высокие оптовые цены на топливо. В этом году планируется реконструировать часть действующих заправок и открыть 3 новые.
«Хотим выйти из кризиса в плюсе»

Как сообщает Эдуард Бабаев, на новых заправках компании будет представлено и газомоторное топливо, на которое сейчас растет спрос: оно дешевле бензина в два раза. Сейчас около 40% продаж компании приходится на контракты с муниципалитетами, образовательными учреждениями. По словам г-на Бабаева, в этом году будет инвестировано 50 млн рублей в реконструкцию некоторых уже работающих заправок сети «Прогресс» и открытие новых.

N: — Как отразилось прошлогоднее повышение цен на бензин на деятельности вашей ассоциации?

Э.Б.: — За последние несколько лет повышение розничной цены на бензин соответствовало темпам прироста официальной инфляции. И наверное, по итогам 2014 года и была бы аналогичная ситуация, однако в конце года президент Владимир Путин раскритиковал ценовую политику: мол, не может быть такой высокой цена топлива в стране при столь существенном падении мировых цен на нефть. Причем в этом обращении упоминалось о какой-то сверхприбыли нефтяников. Сразу после этого, с середины ноября, у основных игроков, причем преимущественно у компаний с государственным участием, розничная цена на бензин снизилась на 2%. В результате чего рост цен на нефтепродукты в рознице составил за прошедший год всего 9–10%, даже не обогнав уровень инфляции в 12% за этот же период. Цена на нефть резко ушла вниз, мы только собрались получать эти так называемые сверхприбыли, как розничные цены на нефтепродукты стали снижаться, а оптовые, наоборот, были высокими, долгое время не падали. Конечно, эта ситуация не могла не отразиться на экономике нашего предприятия.

Возможно, вертикально интегрированная нефтяная компания и может при этом хорошо зарабатывать, но у частных продавцов, покупающих нефтепродукты у переработчиков и реализующих через свою розничную сеть, такой возможности нет. В рознице есть требование: не превышать наценку в 20–25%. Мы же не превышаем наценку в 20%, особенно в связи с прошлогодним снижением цен на рынке.

Кроме того, в конце прошлого года из-за экономической ситуации ставка по нашим кредитам выросла в два раза. Поэтому по финансовым итогам прошлого года наше предприятие не выросло, но и не упало. Мы смогли сохранить свои обороты, клиентов, а это важно, особенно при работе с банками.

N: — Как оцениваете итоги первого квартала в этом году?

Э.Б.: — За этот период мы зафиксировали рост продаж по сравнению с первым кварталом прошлого года. Тенденция неплохая, но хочется, чтобы банки быстрее разворачивались к бизнесу, снижали процентную ставку по кредитам. Ведь мы так можем потерять основную часть бизнеса, поскольку топливо закупаем по предоплате и нам нужны кредиты для пополнения оборотных средств. Мы продолжаем сохранять численность персонала, не проводили сокращений, выплачиваем зарплату. Планировали начать работу со Сбербанком, однако из-за роста ставок решили пока повременить. Сейчас кредитуемся у банков «УРАЛСИБ», ВТБ, «Петрокоммерц», «Центр-инвест», работаем с ними давно. Конечно, у нас есть определенный оптимизм, ведь автомобильное топливо — тот продукт, который нужен всегда. Поэтому хотим выйти из кризисных времен в плюсе, рассчитываем на прирост выручки. Продолжим развиваться и в этом году, возможно, не такими быстрыми темпами, как до кризиса 2008 года, когда мы росли очень активно, приобретая и строя новые заправки.

N: — Сколько собираетесь открыть заправок в этом году?

Э.Б.: — Планируем открыть 3 автомобильные газозаправочные станции (АГЗС): две из них в Ростовской области, а одну — в Краснодарском крае. В прошлом году ввели в эксплуатацию большой комплекс на трассе М-4 в станице Кущевской Краснодарского края, где представлены все виды автомобильного топлива, в том числе и газомоторное.

Сейчас цена на газ в два раза ниже, чем на бензин, и он актуален для нас: позволяет иметь определенную категорию клиентов. Конечно, строительство таких комплексов затратно: инвестиции в подобную станцию составили около 40 млн рублей. Но мы должны соответствовать нынешней тенденции — иметь мини-маркет на заправке, возможность поставить машину. Ведь если такой объект расположен по направлению к федеральной трассе, то людям нужно там не только заправить топливом автомобиль, но и перекусить, купить что-то в дорогу. Заправочный комплекс в таком же формате хотим открыть и в Азовском районе. 

В этом году мы собираемся вложить около 50 млн рублей в реконструкцию наших заправок в Морозовском, Каменском районах Ростовской области и открытие новых АЗС. Есть планы по развитию в Краснодарском крае, хотим прирасти там за счет арендованных АЗС. На сегодняшний день некоторые частные компании в условиях кризиса не выдерживают конкуренции и с удовольствием готовы предоставлять свои АЗС под собственным брендом в аренду. И это одно из направлений, которое позволит нам увеличить и свой оборот, и количество АЗС.

N: — Сейчас большинство заправок «Прогресса» расположены в Ростовской области?

Э.Б.: — Да, около 50 АЗС находятся в нашей области. Это связано с тем, что мы активно участвуем в контрактной системе, через систему торгов заправляем множество образовательных учреждений, муниципалитетов. Например, МЧС нашей области прописывает в контракте, что для сотрудничества с ними компания должна иметь во всех городах присутствия этого министерства свои заправки. По такому принципу мы и создавали свою сеть, нам важно обеспечивать стабильные поставки в рамках таких договоров. Сейчас около 40% наших продаж приходится на контракты. На сегодняшний день у нас 75 бензиновых и 17 газовых заправок. Большой упор делаем на открытие как отдельных АГЗС, так и комплексов, обеспечивающих заправку и бензином, и газом. Нам нравится, как развивается рынок газомоторного топлива, число клиентов с каждым годом растет. Переход на этот вид топлива обходится не очень дорого. Плюс государство пропагандирует эту идею, и мы сразу же подхватили ее. Сейчас наша компания по продаже газа развивается даже более активно, чем по продаже бензина. На это влияет и то, что в Ростовской области самая дешевая розничная цена на бензин.

N: — С чем это связано?

Э.Б.: — Этот вопрос остается непонятным для меня до сих пор. Даже в регионах, где существуют крупные нефтеперерабатывающие комбинаты, — в Волгограде, Астрахани, Уфе — цена на бензин выше, чем в нашем городе. Хотя затраты на логистику там невысокие: заводы рядом — бери и вози, можно не тратить деньги на перевозку топлива железнодорожным транспортом. Мне самому хотелось бы спросить руководителей компаний, особенно государственных: почему у них такая ценовая политика? По моим наблюдениям, когда у других компаний, например у того же «ЛУКОЙЛа», розничная цена на бензин растет, у наших госкомпаний цена снижается. Не думаю, что у этой компании есть желание ставить цены выше рыночных. Ведь все дорожает, и это не может не отражаться на конечной цене. Получается, что за счет государственного участия некоторые компании могут компенсировать потери в себестоимости. Мы же как частники не можем не реагировать на эту рыночную ситуацию, ведь покупаем топливо у тех же «РОСНЕФТИ», «Башнефти», «ЛУКОЙЛа» и «Газпромнефти» и по ценовой политике стараемся быть на одном уровне с госкомпаниями. Пока получается, но тяжеловато.

N: — Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов в марте этого года обещал сдерживать цены на топливо, чтобы их рост не превысил уровень инфляции в стране и даже был ниже его. Как вы относитесь к этому заявлению?

Э.Б.: — На мой взгляд, в этом году рост цены на бензин не превысит уровень инфляции, каких-то серьезных предпосылок к этому в виде высоких цен на нефть в этом году я не вижу. Хотя само выражение «сдерживать» у меня вызывает недоумение. Мы живем в рыночной экономике, и уровень цен должен регулировать рынок. Конечно, если цена на какой-либо продукт взлетела на 30%, тогда необходимо регулирование. В этом случае необходимо разбираться, был ли это сговор продавцов, желающих получить сверхприбыли, или же это рост оптовых цен вынуждает продавцов увеличивать розничные. Мы можем заморозить розничные цены, но если будут сдержаны и оптовые цены. Иначе компенсировать потери невозможно. У нас насыщенный рынок, компаний много, и, думаю, разумнее было бы отдать частникам управление розницей под брендом нефтяной компании, как это происходит за рубежом. Ведь частные компании считают каждый рубль, у них нет подобной возможности снижения затрат. По такой системе давно работают «Эксон Мобил», Shell, BP.

N: — Приход Shell на местный рынок усилил конкуренцию?

Э.Б.: — Нет, мы не ощущаем конкуренции с ними, хотя в каких-то местах их заправки расположены недалеко от наших. Эта компания работает в более высоком ценовом сегменте. 

N: — За счет чего конкурируете с другими игроками этого рынка?

Э.Б.: — Мы принимаем решения на месте, и наши конкурентные преимущества — мобильность и гибкость. Ведь у крупных компаний принятие решений в работе зависит от головных предприятий, которые зачастую находятся даже не в Москве, а в других странах. И здесь у нас есть возможность оперативно реагировать на изменение цен, принимать любое решение, которого требует рынок. Другое важное преимущество — наш коллектив. У нас он большой, около 1 тыс. человек задействованы в работе нашей компании по продаже топлива. Многие люди продолжают работать с момента основания компании, с 1991 года, и они про­шли не один кризис. Поэтому для нас очередной кризис — возможность извлечь какие-то плюсы.

N: — Какие виды топлива, по вашим оценкам, сейчас пользуются у ростовчан наибольшим спросом?

Э.Б.: — Из года в год основной продукт в наших продажах — бензин марки АИ-92, рассчитанный на массовое потребление, это демократичное по цене топливо. У бензина АИ-95 другой клиент, который не волнуется за состояние кошелька, ему больше нужна престижность: этот бензин самый дорогой, значит качественный. Плюс для некоторых автомобилей по паспорту подходит именно бензин АИ-95. Но когда его цена увеличилась, некоторые наши клиенты переходили на АИ-92.

N: — Продолжаете закупать белорусский бензин?

Э.Б.: — Сейчас ценообразование в России интереснее, чем в Белоруссии. У белорусских производителей высокая цена на топливо, хотя раньше она была примерно на одном уровне с ценами наших производителей. Конечно, когда этот бензин был представлен в нашей сети заправок, мы заметили, что многим клиентам понравилось его качество, их интересовало его наличие.

В прошлом году мы активно закупали белорусское топливо. В определенные месяцы был дефицит российского бензина, поскольку на многих заводах была профилактика, и мы замещали его нехватку белорусским. Сейчас предложений по этому топливу немного, а цена высокая. Но я уверен, в течение года цена на этот бензин может сравняться с ценами российских компаний.

N: — Как развиваются другие бизнесы вашей ассоциации — тепличное хозяйство, торговый центр?

Э.Б.: — Тепличное хозяйство работает неплохо, есть стабильный спрос на продукцию. Сейчас большая часть поставок наших овощей и фруктов приходится на Москву, в соседние регионы. Рентабельность у этого бизнеса неплохая, и мы оптимистично настроены. Полагаю, этот сезон отработаем с хорошими показателями.

Наш торговый центр сейчас заполнен на 100%, его площадь — около 10 тыс. кв. м. У наших арендаторов в основном представлена импортная одежда, и когда в прошлом году курсы валют подскочили, было неизвестно, как они это переживут. Но зачастую продавцами там выступают сами собственники магазинов, а потому они идут на уступки покупателям, делают скидки. Поэтому наши арендаторы не разбежались. Сейчас существует тенденция к укреплению курса рубля, и я надеюсь, что она продолжится.

Просмотров: 639

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
image
Виктор Шевченко, генеральный директор ООО «Трейдберри», производителя экзотических снеков под брендом «Вкусы мира», заключил контракт с крупным маркетплейсом WildBerries и за месяц работы реализовал на этой платформе объем, сопоставимый с продажами в федеральной сети гипермаркетов.
Практика бизнеса
image
Ткань для баннеров разлагается около 150 лет. Основатель интернет-магазина «Эко Баннер» Николай Дикусар знает, как дать вторую жизнь этому материалу. Студент Южного федерального университета шьет из баннеров и других старых вещей сумки и многое другое.
Практика бизнеса
image
Сервис заказа такси планирует нанести изображение вратаря молодежного состава ФК «Ростов» Дениса Попова на машину, если футбольный клуб даст на это разрешение. Кроме того, «Ситимобил» предложил бесплатные поездки молодежному составу «Ростова». Эксперт говорит, что такая акция вполне удачный PR-ход, который повышает лояльность по отношению к бренду.
Практика бизнеса
image
Президент ассоциации IT-компаний Таганрога BrainHorn Максим Болотов считает, что у Ростовской области есть окно возможностей для формирования в Таганроге мощного IT-кластера.
Реклама на сайте и в газете
Заказать