Студенты ЮФУ предложат желающим самостоятельно спроектировать беспилотник
Василиса Михайлова победила в конкурсе «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям, выиграв 1 млн рублей на реализацию проекта в сфере БПЛА. Вместе с командой она создает платформу для проектирования, настройки и управления беспилотниками, которую можно будет использовать для обучения школьников, студентов и любых желающих. Сейчас есть нехватка преподавателей, которые могли бы вести занятия в области конструирования БПЛА. Платформа поможет уменьшить спрос на кадры и снизить порог вхождения в эту сферу.

Василиса Михайлова учится на третьем курсе аспирантуры на кафедре безопасности информационных технологий Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета по направлению «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Ей 25 лет. Ранее Василиса окончила специалитет по направлению «Информационная безопасность автоматизированных систем».
— Я хочу сделать мир безопасным и спокойным, а так как технологии присутствуют везде почти постоянно в жизни человека, то очень важно понимать, как они работают. Какие риски могут в себе нести в разных обстоятельствах, какой способны нанести ущерб, — отмечает собеседница.
Василиса создала и развивает стартап «Обучающая платформа проектирования, настройки и управления БПЛА». С этим проектом она победила в конкурсе «Студенческий стартап», выиграв 1 млн рублей. По словам собеседницы, проект решает сразу три проблемы.
— За счет сложности взаимодействия с БПЛА зачастую для пользователя непонятны интерфейсы программ, нацеленных на работу с дронами. Человеку требуются время и деньги для обучения. Второй момент — системы обнаружения уязвимостей для БПЛА очень плохо развиты. И наконец, проектирование на карте не позволяет задавать маршрут летательного пространства внутри здания или узкого пространства, — поясняет Василиса.
Новизна стартапа, по ее словам, заключается в том, что система будет обнаруживать аномальную или опасную работу, которая может пагубно влиять на основной функционал БПЛА.
— В современном мире беспилотники занимают очень важную роль из-за своей мобильности и практичности. БПЛА используются в труднодоступных местностях и в различных сферах для решения задач, которые требуют скорости и трудозатратности. Беспилотники — тяжелая форма устройства, для проектирования которой необходимо знать физику, аэродинамику, математику и робототехнику, из-за чего очень тяжело «войти» в разработку таких систем, — отмечает Василиса.
Изучение БПЛА и обучение работе с ними необходимо ввести в образовательную программу, считает собеседница. Платформа проектирования и управления дронами позволит любому человеку, который хотя бы немного умеет работать на компьютере, погрузиться в сферу робототехники и самостоятельно спроектировать БПЛА, настроить его и задать алгоритм полета.
— Наша платформа даст возможность детям, получающим среднее и среднее профессиональное образование, получить навыки проектирования, изучить основы алгоритмизации и программирования в области беспилотников. Сейчас есть нехватка преподавателей, которые смогли бы вести занятия в области конструирования БПЛА. Наша платформа поможет уменьшить спрос на кадры и снизить порог вхождения в эту сферу, — считает Василиса.
По ее словам, этапов создания стартапа несколько: разработка модуля по проектированию БПЛА, а также по управлению им. Далее нужно сделать модуль формирования и считывания логов с БПЛА с алгоритмом выявления аномальной работы для тестирования и настройки. Последний этап — закупка оборудования и тестирование платформы.
Над стартапом работает четыре человека: программист, бухгалтер, преподаватель, который продумывает образовательные программы, и руководитель проекта. Платформа пока не внедрена. Сейчас идет разработка модуля управления БПЛА и формирование обучающего материала. Модуль проектирования и настройки беспилотника уже готов.
— Планируем закончить разработку платформы и обучающих материалов в ближайшее время. Наша целевая аудитория — тренеры и преподаватели школ, колледжей, университетов, центров развития детей, различных образовательных кружков, а также школьники, студенты, которые хотят изучать сферу БПЛА. Планируем на базе ЮФУ проводить обучающие программы, — говорит Василиса. Она работает руководителем ДПО «Школа кибербезопасности» для учащихся школ и СПО, в планах — открыть школу пилотирования, где будут обучать детей.
Стартап будет монетизироваться за счет продажи лицензии на платформу, организации мероприятий, предоставления аренды оборудования для организации дополнительных программ обучения, технической поддержки и обслуживания системы.
— С каждым днем БПЛА становятся все популярнее. Их все чаще внедряют в различные рабочие процессы. Но ниша еще не заполнена, есть много возможностей, чтобы развиваться в этом направлении, обучать людей и делать жизнь лучше — автоматизированной и безопасной. Сейчас мало специалистов в этой области, но наша платформа сможет повысить количество специалистов на рынке, — уверена Василиса.
Дублировано из тематического раздела газеты «Город N» «Парад стартапов».
Партнер проекта ПАО КБ «Центр-инвест». Реклама, erid: 2VSb5xG69bN