«Наш продукт попадет на полки сетей во всем ЮФО»
Каждый год производитель хлеба из Батайска Павел Бадалов (ИП Бадалов) увеличивает объемы производства на 5-10%. Основа ассортимента — тонкий армянский лаваш и два вида лепешек — «Кавказская» и «Восточная». Сейчас предприниматель готовится вывести на рынок новый продукт — лепешку питу, которую рассчитывает производить в больших объемах — минимум 200-300 тысяч штук в месяц.
N: — Что на сегодняшний день составляет основу ассортимента предприятия и каковы объемы производства этих продуктов?
П.Б.: — Главный продукт для нас, как и прежде, тонкий армянский лаваш. Помимо него выпускаем два вида лепешек — «Кавказскую» и «Восточную». Наша ниша — национальные хлеба, мы не делаем ни батон, ни кирпич — это приоритет крупных хлебозаводов. Объемы производства наших основных продуктов на данный момент не раскрываем. Мы стараемся каждый год их увеличивать на 5-10%, и 2021 год не стал исключением.
N: — Планируете ли расширять ассортимент?
П.Б.: — В ближайшее время планируем вывести на рынок новый интересный продукт — питу. В прошлом году специально под него приобрели израильскую печь. Мы очень долго разрабатывали этот продукт вместе со специалистом-технологом из Греции, который два раза к нам прилетал. На сегодняшний день такого продукта на рынке нет, рассчитываем, что он будет востребован. Мы получили хорошие отзывы и по вкусовым качествам, и по удобству употребления. Это маленькая круглая лепешка с кармашком, в который любая хозяйка может положить разнообразную начинку: сыр, колбасу, яйца. Получается такой бутерброд, очень удобно брать с собой, давать детям в школу.
N: — В каких объемах планируете производить новый продукт?
П.Б.: — Поскольку мы работаем с сетями, объемы планируем большие. Рассчитываем производить минимум 200-300 тысяч штук в месяц. Наш основной продукт — тонкий армянский лаваш — имеет короткий срок годности, мы его развозим в сети сами, и поэтому наша продукция была представлена только в Ростовской области, Краснодарском крае и Адыгее. Что касается нового продукта, нам удалось добиться более длительных сроков хранения и, что немаловажно, не с помощью химии. Как мы смогли это сделать — наша коммерческая тайна. Поэтому сейчас мы ведем переговоры с X5 Retail Group и «Магнитом» о том, чтобы отгружать питу в их распределительные центры, таким образом, наш продукт попадет на полки сетей во всем ЮФО.
N: — Сколько вы инвестировали в оборудование для производства питы?
П.Б.: — Я не хотел бы называть сумму, но инвестировали мы прилично.
N: — Каковы мощности производственной площадки в Батайске?
П.Б.: — В 2019 году мы установили новые автоматизированные линии по выпечке тонкого армянского лаваша, сейчас их у нас три. Это очень серьезные мощности, если смело сказать, на этом оборудовании мы можем полностью обеспечивать Ростов и Краснодар тонким лавашом. На сегодняшний день линии загружены примерно на 50%.
N: — С какими сетями вы сейчас сотрудничаете, добавляются ли новые?
П.Б.: — Мы продолжаем работать со всеми федеральными и транснациональными сетями. Сейчас находимся на стадии подписания контракта с сетью гипермаркетов «О’КЕЙ».
N: — В 2015 году в интервью N вы оценивали свою рыночную долю по производству тонкого лаваша в Ростовской области в 60%. Во сколько оцениваете ее сейчас?
П.Б.: — В принципе, она не изменилась, может, даже чуть-чуть увеличилась. Мы являемся основными поставщиками этого продукта.
N: — Тогда же вы планировали добавить в ассортимент еще несколько видов национального хлеба, в том числе матнакаш.
П.Б.: — Да, мы выпускали матнакаш и пури, но в этом году нам пришлось приостановить выпуск этих хлебов, поскольку себестоимость их производства стала очень высокая. Мы не хотим, чтобы дорогой хлеб был на полках, поскольку моя позиция заключается в том, чтобы наш хлеб был доступен всем
N: — Насколько сейчас выросла себестоимость производства?
П.Б.: — Очень сильно подорожало сырье. Для нас основной продукт — мука, она занимает примерно 80% в себестоимости продукта, потому что состав лаваша — это мука, вода и соль. Из-за роста цен на зерно поставщики муки подняли цены на 25-35%. При этом наши продукты в сетях пока что продаются по старым ценам, которые устанавливались полгода назад. Мы попросили сети дать нам возможность увеличить цены, иначе мы обанкротимся и закроемся. Но поскольку хлеб является социальным продуктом, сети готовы принять повышение только в размере 10-15%, и то не сразу: сначала 10%, а потом через две недели еще 5%. К сожалению, пока что даже это повышение ни одна сеть у нас еще не приняла. Сети говорят: обоснуйте повышение цены, предоставьте письма ваших поставщиков сырья. К сожалению, мы не можем получить от наших поставщиков такие письма.
Сейчас мы работаем с убытками. Я уверен, что в стране все стабилизируется, это временные трудности, но сейчас нам нужно как-то продержаться этот период.
Если мы покупали бумагу формата А4 по 250 рублей за упаковку, сейчас нам ее предлагают за 1200 рублей. Поскольку мы работаем с сетями, расход бумаги у нас большой, так как мы каждый раз обязаны предоставлять полный пакет документов на продукт, который к ним поступает. Сухое молоко подорожало на 30%.
N: — Какая поддержка от властей вам нужна в сложившейся ситуации?
П.Б.: — Конечно, поддержка нужна. Хотя бы в виде субсидий, чтобы мы сейчас продержались. Предприятие существует на рынке уже 16 лет, и сейчас оно внезапно может просто перестать существовать.
N: — С какими поставщиками муки вы сегодня работаете?
П.Б.: — Сейчас мы работаем с поставщиками из Ростовской области, Краснодара, Ставрополя. Нашим продуктам не вся мука подходит, только хорошего качества и высшего сорта. Поэтому мы долго ищем и тщательно отбираем поставщиков.
N: — Кто ваши основные конкуренты?
П.Б.: — Наши конкуренты все те же производители тонкого лаваша, которые были на рынке 5-7 лет назад.
N: — Планировали ли вы в этом году инвестировать в оборудование?
П.Б.: — Нет, в этом году не будем в связи с подорожанием сырья. Нам бы продержаться на плаву, пока ситуация на рынке постепенно не стабилизируется.
N: — С какими финансовыми показателями вы закончили 2021 год?
П.Б.: — В процентном соотношении рентабельность и выручка выросли на 10-15%, потому что мы делаем ставку на качество, а там, где есть качество, растет спрос на продукцию.
Справка
Хлебное производство ИП Бадалова действует в Батайске с 2006 года. Создатель — Павел Бадалов. В 2009 году он также организовал производство армянских лепешек и лавашей в Волгограде. С 2019 года у предприятия осталось производство только в Батайске. Тогда же на нем были установлены новые автоматизированные линии по выпуску тонкого армянского лаваша. Основа ассортимента — тонкий армян¬ский лаваш и лепешки. Среди партнеров-ретейлеров — сети «АШАН», METRO, SELGROS, «Лента» и X5 Retail Group, «Магнит». В настоящее время на предприятии в Батайске работает около 100 сотрудников.
Павел Юрьевич Бадалов родился 1 июля 1962 года в п. Арзни в Армении. Окончил Украинскую сельскохозяйственную академию в Киеве по специальности «инженер». Живет в Ростове более 35 лет. До создания производства тонкого армянского лаваша в 2006 году работал главным инженером в сельхозкомпании «Сады Семирамиды». Женат, есть две дочери и внук.