г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 12:24:39
102.58
107.43

«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»

Шахтинская компания «НПФ Сельсофт», резидент «Сколково» (группа «ВЭБ.РФ»), готовится начать серийное производство спутниковых антенн для морских и речных судов. По словам директора компании Александра Трофимова, антенны «НПФ Сельсофт» будут стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов.

В настоящее время спутниковая связь на российских морских судах обеспечивается системой Inmarsat. Она не позволяет получать морякам интернет с требуемыми в настоящее время скоростями. На речном флоте спутниковой связи практически нет совсем. Современная высокоскоростная (широкополосная) связь с помощью современных морских спутниковых антенн (так называемых VSAT) распространена на российском флоте слабо, в первую очередь — из-за дороговизны импортного оборудования, а также сложной технологии их монтажа и ремонта. Александр Трофимов считает, что только отечественное оборудование обеспечит доступ в интернет морякам, судовладельцам, а государственным органам — решение программ повышения безопасности на водном транспорте.

N: — Каков, по вашим оценкам, объем рынка оборудования для судовой широкополосной спутниковой связи?

А.Т.: — Сейчас в России находится в эксплуатации несколько тысяч морских и более 10 тыс. речных судов. На них нет широкополосной спутниковой связи. На некоторых морских судах используется оборудование Inmarsat, но оно предназначено в основном для аварийной связи, коротких телефонных разговоров. О полноценном современном доступе в интернет с его помощью говорить нельзя. Поэтому требуется большое количество морских и речных VSAT,

причем в короткие сроки. Быстрый и недорогой интернет позволит обеспечить на судах современные сервисы, технологии связи, внедрять решения для безопасности и автоматизировать технологические процессы на судах.

Если говорить об объеме рынка, то до сих пор морские спутниковые антенны ввозились в Россию из-за рубежа, в основном — из Великобритании, США и Южной Кореи. Но из-за высокой стоимости этого оборудования — от $ 40 тыс. и больше, а также сложной технологии установки и эксплуатации, естественно, их распространение на российском морском флоте очень низкое, а на речном — вообще никакое.

Закрыть эту потребность может только отечественное производство оборудования. Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов — около $ 15 тыс. за морскую антенну и около $ 10 тыс. — за речную. При этом их смогут смонтировать связисты в любом российском порту, а починить антенну можно будет даже в рейсе, если на судне будут все необходимые комплектующие.

N: — На каком этапе сейчас проект по запуску производства антенн?

А.Т.: — Мы выпустили несколько опытных образцов и завершаем подготовку серийного производства. Активно началась эта работа в начале прошлого года, а вообще, этим проектом мы занимаемся уже около 10 лет. Мы разработали технологическую документацию, изготовили необходимую оснастку, привлекли технологических партнеров из Шахт, Ростова, Воронежа, а также нашли надежных поставщиков комплектующих. Спутниковая антенна — довольно сложное с технологической точки зрения устройство. Поэтому нам потребовалось немало времени, чтобы собрать все элементы производства в единый процесс.

N: — Какова роль технологических партнеров в проекте?

А.Т.: — Технологические партнеры занимаются изготовлением деталей антенны на высокоточном оборудовании с ЧПУ, установках лазерной резки и 3D-печати. Мы стараемся размещать эти заказы в первую очередь на шахтинских предприятиях, тем более что в последние годы в нашем городе появилось современное технологическое оборудование. В Шахтах в производстве комплектующих для наших антенн на современном высокоточном оборудовании задействованы пять предприятий. Печатные платы мы собираем, естественно, сами, в совместной лаборатории с филиалом ДГТУ в Шахтах. Окончательная сборка и наладка антенны производится на наших собственных производственных площадях. Большая доля отечественных комплектующих и позволяет сделать нашу антенну недорогой и практичной.

N: — Есть распространенная точка зрения, что доля отечественных комплектующих в элементной базе российской микроэлектроники достаточно низка.

А.Т.: — Ситуация с отсутствием отечественных микросхем общеизвестна. Подавляющая часть элементной базы у всех российских производителей — это импорт. Мы не исключение, у нас доля электронных компонентов иностранного производства — около 80%. Кроме того, в нынешнем году возникли сложности с закупкой даже тех импортных микросхем, которые мы раньше легко могли купить у российских представителей зарубежных производителей. Сроки поставок увеличились, максимальный объем партий стал меньше. Некоторые микросхемы приобрести стало вообще невозможно. С чем это связано — не знаю. На рынке говорили о кризисе, связанном с нехваткой кремниевых подложек, вызванной сокращением добычи кремния. (В августе нынешнего года член правления Bosch Харальд Крегер заявил телеканалу CNBC, что «полупроводниковый» кризис связан с разрушением цепочек их поставок из-за закрытия нескольких крупных заводов в локдаун. — N.)

Но я лично считаю, что большой проблемы из-за отсутствия российского производства современных микросхем нет. Микросхемы производятся в дружественных странах, производственные мощности растут. Нам остается лишь отслеживать новинки и интегрировать их в свои проекты и схемы.

N: — Каков объем вложений в проект?

А.Т.: — Разработку этих антенн, то есть НИОКР, мы ведем около 10 лет, за свои средства, в этой работе участвуют несколько наших конструкторов. Создавать производство мы начали в начале прошлого года и с тех пор инвестировали в него около 8 млн рублей.

В целом у нас уже было все необходимое оборудование для производства антенны, в том числе линия для сборки печатных плат, что неудивительно, ведь наша компания существует уже 28 лет. Основной вид нашей деятельности — разработка и производство телекоммуникационного оборудования. Мы поставляли оборудование «Ростелекому», «Газпрому» и другим крупным компаниям, а также разрабатывали решения для силовых структур и аэропортов. В частности, в 2017 году мы изготовили и поставили оборудование связи для аэропорта Платов, выполнив работы от проекта до монтажа и пусконаладочных работ. Когда вы взлетаете или садитесь в Платове, то видите возле взлетно-посадочной полосы полосатые красно-белые контейнеры связи, их 10 штук. Именно мы их изготовили и начинка в них — мультиплексоры — тоже наша. Поэтому, хотя производство морских спутниковых антенн совершенно новое в нашем бизнесе направление, закупать для него оборудование нам почти не пришлось. Инвестировали мы в основном в конструкторско-технологическую документацию, изготовление серийных образцов антенн и оснастку производственной линии.

N: — Опытные образцы антенн уже используются на практике?

А.Т.: — Мы изготовили три антенны, чтобы передать в опытную эксплуатацию на суда. Но из-за введенных в связи с пандемией коронавируса ограничений смогли передать только один. В остальных случаях судовладельцы просто отказались пускать нас на борт. На флоте сейчас вообще строгие антиковидные правила: посторонних не пускают в порты и на суда, есть соответствующий отраслевой приказ. Это, конечно, нарушило наши планы на нынешний год. Но время, которое мы планировали потратить на командировки, мы не потратили даром — мы подготовили к производству «речную» версию антенны.

Комплект, который мы все же установили на судне летом, сейчас проходит испытания. В ближайшее время мы ждем от них отзыва, который будем учитывать при дальнейшем совершенствовании характеристик антенны. Пока особых претензий к работе антенны нет.

N: — Какова мощность будущей производственной линии?

А.Т.: — Длительность производственного цикла по производству антенны — три месяца. Мы надеемся производить 10 морских и 20 речных антенн в квартал.

Многое, конечно, зависит не от нас, а от заказчиков. Сейчас действуют государственные программы по повышению безопасности на речном флоте, в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) планируется развитие рынка интеллектуального оборудования для флота, который получил название «Маринет». Кстати, в этом году в мае мы выступали с докладом на заседании рабочей группы «Маринет», и наше предложение о создании отечественной морской антенны и комплекса телекоммуникационных сервисов для моряков на ее основе получило положительный отзыв экспертов.

N: — С прошлого года компания «Сельсофт» — резидент «Сколково». Как вы получили этот статус и что он вам дает?

А.Т.: — Наша компания — резидент «Сколково» с осени прошлого года. Мы участвовали в 2020 году в конференции рабочей группы НТИ по развитию рынка «Маринет»: выступили с докладом о том, что представляют собой наши антенны и какие возможности они открывают для судовладельцев и госструктур, которые занимаются вопросами безопасности на морском и речном флоте. После этого нам позвонили из «Сколково» и предложили стать резидентом.

Этот статус — признание наших достижений. Также это возможность общаться с другими резидентами, обмениваться информацией. Кроме того, резиденты «Сколково» имеют преференции в области налогообложения, но мы ими еще не пользовались.

N: — Вы упомянули, что в Шахтах есть и другие высокотехнологичные компании. Почему, на ваш взгляд, такой «электронный» кластер сформировался именно в Шахтах?

А.Т.: — Наш город в свое время считался только шахтерским, его называли столицей Восточного Донбасса. В Шахтах уже 40 лет действует кафедра радиотехники, сейчас она в составе Шахтинского филиала ДГТУ. За это время выпущены сотни специалистов-радиотехников, которые работают не только в нашем городе, но и в столицах, и за рубежом. Наша компания давно сотрудничает с кафедрой и является для нее опорным предприятием. Имеется совместная учебная лаборатория с участком автоматической сборки печатных плат. Студенты проходят у нас производственную практику.

За 28 лет существования НПФ «Сельсофт» многие талантливые выпускники кафедры прошли практику и работали у нас. Некоторые из них нашли свои темы для развития талантов, ушли от нас и открыли собственные фирмы. В их числе, например, ООО «Рободинамика» и несколько ИП. Они разрабатывают и производят специализированные промышленные контроллеры, IP-коммутаторы и шлюзы с уникальными характеристиками, что позволяет им конкурировать и с отечественными, и с зарубежными компаниями, MOXA например. Мы с ними сотрудничаем, они участвуют в выполнении наших проектов, а мы помогаем им. Вместе преодолеваем трудности, с которыми встречаются молодые ученые и специалисты в провинции — невысокие зарплаты, отсутствие выхода на крупных госзаказчиков. Тех ребят, которые решили остаться жить и работать в нашем родном городе, мы поддерживаем. Возможно, я удивлю вас, но отечественная отрасль производства средств телекоммуникаций и автоматизации в последние несколько лет сделала большой технологический шаг вперед. Еще 10 лет назад нельзя было предположить, что у «Ростелекома» крупнейшим поставщиком оборудования будет отечественная частная фирма — «Элтекс» из Новосибирска, а не Siemens. На рынке остались профессионалы — небольшие частные предприятия с молодыми способными разработчиками. Посредники-перекупщики отсеиваются. Статус отечественного производителя дает преимущества в торгах на электронных площадках. Уверен, что у предприятий нашего города есть будущее в этой отрасли.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые продукты
Резиденты промышленного коворкинга Garaж ДГТУ разработали автономного логистического робота, предназначенного для перевозки полезных грузов на складах и в заводских цехах.
Новые продукты
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
В Таганроге разработали систему, которая избавит охранников предприятий и торговых центров от необходимости вручную замерять температуру посетителей и сотрудников на входе. Устройство REVILL на основе искусственного интеллекта автоматизирует процесс выявления людей с повышенной температурой в проходящем потоке.
Инновации
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Группа студентов и преподавателей ЮФУ разработала программное обеспечение для смартфонов, которое поможет незрячим и слабовидящим ориентироваться в общественных пространствах. С помощью голосовых подсказок приложение координирует и направляет пользователя. Система установлена и тестируется в одном из ростовских отделений МФЦ и в кампусе ЮФУ.
Инновации
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Банк «Центр-инвест» первым из финансовых институтов России подключился к системе обслуживания электронных сертификатов в качестве банка-эквайера. Это новая форма предоставления мер социальной защиты, которая позволяет получать государственную поддержку на средства реабилитации в рамках реализации ФЗ-491 «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».
Просмотров: 6465

Справка

«Сельсофт»

НПФ «Сельсофт» специализируется на производстве телекоммуникационного оборудования и средств автоматизации. В перечень продукции, выпускаемой предприятием, входят радиорелейные станции и радиоудлинители, мультиплексоры, IP-коммутаторы, мобильные и судовые VSAT (малые спутниковые станции). Также компания оказывает услуги по разработке и монтажу ведомственных и корпоративных сетей связи. Количество сотрудников предприятия — 30 человек. Единственный владелец — Александр Трофимов. Выручка по итогам 2020 года — 2,1 млн рублей, чистая прибыль — 607 тыс. рублей.

Александр Трофимов

Александр Иванович Трофимов родился в 1960 году в Шахтах. Окончил Новочеркасский политехнический институт (сейчас — Южно-Российский государственный политехнический университет) по специальности «электропривод и автоматизация». Работал инженером на промышленных предприятиях. В 1993 году основал научно-производственную фирму «Сельсофт». Доцент кафедры «Радиотехника» шахтинского филиала Донского государственного технического университета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые продукты
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Денис Пасынков выиграл конкурс «Студенческий стартап», 1 млн рублей он направил на создание программы, которая имитирует хакерские атаки. Это нужно для выявления уязвимостей и обеспечения безопасности предприятий. Сейчас команда Дениса занимается разработкой прототипа, к 2026 году они планируют заработать больше 7 миллионов рублей, масштабировав проект.
Новые продукты
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Татьяна Голикова создала свой бренд нижнего белья Touch Now. Первые продажи были сделаны в июне, удалось реализовать пробную партию из 10 комплектов и получить 12 предзаказов. Пока над стартапом кроме Татьяны работают швея и дизайнер. Но в планах — нанять еще специалистов и выйти на маркетплейс.
Новые продукты
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Крупный дистрибьютор фармпрепаратов, управляющий сетями «Социальная аптека» и «Юг Фарма» ГК «Фармацевт» Павла Прибылова, вышел на рынок биоактивных добавок. Компания разработала и выпустила на рынок БАДы для сна и послабления кишечника.
Новые продукты
«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Выпускница факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ Дарья Лысенко запустила проект стартапа по производству женских сумок ручной работы Dariiola. Сумочки уже продаются, этот яркий аксессуар выбирают девушки, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность.