«Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов»
Шахтинская компания «НПФ Сельсофт», резидент «Сколково» (группа «ВЭБ.РФ»), готовится начать серийное производство спутниковых антенн для морских и речных судов. По словам директора компании Александра Трофимова, антенны «НПФ Сельсофт» будут стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов.
В настоящее время спутниковая связь на российских морских судах обеспечивается системой Inmarsat. Она не позволяет получать морякам интернет с требуемыми в настоящее время скоростями. На речном флоте спутниковой связи практически нет совсем. Современная высокоскоростная (широкополосная) связь с помощью современных морских спутниковых антенн (так называемых VSAT) распространена на российском флоте слабо, в первую очередь — из-за дороговизны импортного оборудования, а также сложной технологии их монтажа и ремонта. Александр Трофимов считает, что только отечественное оборудование обеспечит доступ в интернет морякам, судовладельцам, а государственным органам — решение программ повышения безопасности на водном транспорте.
N: — Каков, по вашим оценкам, объем рынка оборудования для судовой широкополосной спутниковой связи?
А.Т.: — Сейчас в России находится в эксплуатации несколько тысяч морских и более 10 тыс. речных судов. На них нет широкополосной спутниковой связи. На некоторых морских судах используется оборудование Inmarsat, но оно предназначено в основном для аварийной связи, коротких телефонных разговоров. О полноценном современном доступе в интернет с его помощью говорить нельзя. Поэтому требуется большое количество морских и речных VSAT,
причем в короткие сроки. Быстрый и недорогой интернет позволит обеспечить на судах современные сервисы, технологии связи, внедрять решения для безопасности и автоматизировать технологические процессы на судах.
Если говорить об объеме рынка, то до сих пор морские спутниковые антенны ввозились в Россию из-за рубежа, в основном — из Великобритании, США и Южной Кореи. Но из-за высокой стоимости этого оборудования — от $ 40 тыс. и больше, а также сложной технологии установки и эксплуатации, естественно, их распространение на российском морском флоте очень низкое, а на речном — вообще никакое.
Закрыть эту потребность может только отечественное производство оборудования. Наш комплект для судовой спутниковой связи будет стоить в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов — около $ 15 тыс. за морскую антенну и около $ 10 тыс. — за речную. При этом их смогут смонтировать связисты в любом российском порту, а починить антенну можно будет даже в рейсе, если на судне будут все необходимые комплектующие.
N: — На каком этапе сейчас проект по запуску производства антенн?
А.Т.: — Мы выпустили несколько опытных образцов и завершаем подготовку серийного производства. Активно началась эта работа в начале прошлого года, а вообще, этим проектом мы занимаемся уже около 10 лет. Мы разработали технологическую документацию, изготовили необходимую оснастку, привлекли технологических партнеров из Шахт, Ростова, Воронежа, а также нашли надежных поставщиков комплектующих. Спутниковая антенна — довольно сложное с технологической точки зрения устройство. Поэтому нам потребовалось немало времени, чтобы собрать все элементы производства в единый процесс.
N: — Какова роль технологических партнеров в проекте?
А.Т.: — Технологические партнеры занимаются изготовлением деталей антенны на высокоточном оборудовании с ЧПУ, установках лазерной резки и 3D-печати. Мы стараемся размещать эти заказы в первую очередь на шахтинских предприятиях, тем более что в последние годы в нашем городе появилось современное технологическое оборудование. В Шахтах в производстве комплектующих для наших антенн на современном высокоточном оборудовании задействованы пять предприятий. Печатные платы мы собираем, естественно, сами, в совместной лаборатории с филиалом ДГТУ в Шахтах. Окончательная сборка и наладка антенны производится на наших собственных производственных площадях. Большая доля отечественных комплектующих и позволяет сделать нашу антенну недорогой и практичной.
N: — Есть распространенная точка зрения, что доля отечественных комплектующих в элементной базе российской микроэлектроники достаточно низка.
А.Т.: — Ситуация с отсутствием отечественных микросхем общеизвестна. Подавляющая часть элементной базы у всех российских производителей — это импорт. Мы не исключение, у нас доля электронных компонентов иностранного производства — около 80%. Кроме того, в нынешнем году возникли сложности с закупкой даже тех импортных микросхем, которые мы раньше легко могли купить у российских представителей зарубежных производителей. Сроки поставок увеличились, максимальный объем партий стал меньше. Некоторые микросхемы приобрести стало вообще невозможно. С чем это связано — не знаю. На рынке говорили о кризисе, связанном с нехваткой кремниевых подложек, вызванной сокращением добычи кремния. (В августе нынешнего года член правления Bosch Харальд Крегер заявил телеканалу CNBC, что «полупроводниковый» кризис связан с разрушением цепочек их поставок из-за закрытия нескольких крупных заводов в локдаун. — N.)
Но я лично считаю, что большой проблемы из-за отсутствия российского производства современных микросхем нет. Микросхемы производятся в дружественных странах, производственные мощности растут. Нам остается лишь отслеживать новинки и интегрировать их в свои проекты и схемы.
N: — Каков объем вложений в проект?
А.Т.: — Разработку этих антенн, то есть НИОКР, мы ведем около 10 лет, за свои средства, в этой работе участвуют несколько наших конструкторов. Создавать производство мы начали в начале прошлого года и с тех пор инвестировали в него около 8 млн рублей.
В целом у нас уже было все необходимое оборудование для производства антенны, в том числе линия для сборки печатных плат, что неудивительно, ведь наша компания существует уже 28 лет. Основной вид нашей деятельности — разработка и производство телекоммуникационного оборудования. Мы поставляли оборудование «Ростелекому», «Газпрому» и другим крупным компаниям, а также разрабатывали решения для силовых структур и аэропортов. В частности, в 2017 году мы изготовили и поставили оборудование связи для аэропорта Платов, выполнив работы от проекта до монтажа и пусконаладочных работ. Когда вы взлетаете или садитесь в Платове, то видите возле взлетно-посадочной полосы полосатые красно-белые контейнеры связи, их 10 штук. Именно мы их изготовили и начинка в них — мультиплексоры — тоже наша. Поэтому, хотя производство морских спутниковых антенн совершенно новое в нашем бизнесе направление, закупать для него оборудование нам почти не пришлось. Инвестировали мы в основном в конструкторско-технологическую документацию, изготовление серийных образцов антенн и оснастку производственной линии.
N: — Опытные образцы антенн уже используются на практике?
А.Т.: — Мы изготовили три антенны, чтобы передать в опытную эксплуатацию на суда. Но из-за введенных в связи с пандемией коронавируса ограничений смогли передать только один. В остальных случаях судовладельцы просто отказались пускать нас на борт. На флоте сейчас вообще строгие антиковидные правила: посторонних не пускают в порты и на суда, есть соответствующий отраслевой приказ. Это, конечно, нарушило наши планы на нынешний год. Но время, которое мы планировали потратить на командировки, мы не потратили даром — мы подготовили к производству «речную» версию антенны.
Комплект, который мы все же установили на судне летом, сейчас проходит испытания. В ближайшее время мы ждем от них отзыва, который будем учитывать при дальнейшем совершенствовании характеристик антенны. Пока особых претензий к работе антенны нет.
N: — Какова мощность будущей производственной линии?
А.Т.: — Длительность производственного цикла по производству антенны — три месяца. Мы надеемся производить 10 морских и 20 речных антенн в квартал.
Многое, конечно, зависит не от нас, а от заказчиков. Сейчас действуют государственные программы по повышению безопасности на речном флоте, в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) планируется развитие рынка интеллектуального оборудования для флота, который получил название «Маринет». Кстати, в этом году в мае мы выступали с докладом на заседании рабочей группы «Маринет», и наше предложение о создании отечественной морской антенны и комплекса телекоммуникационных сервисов для моряков на ее основе получило положительный отзыв экспертов.
N: — С прошлого года компания «Сельсофт» — резидент «Сколково». Как вы получили этот статус и что он вам дает?
А.Т.: — Наша компания — резидент «Сколково» с осени прошлого года. Мы участвовали в 2020 году в конференции рабочей группы НТИ по развитию рынка «Маринет»: выступили с докладом о том, что представляют собой наши антенны и какие возможности они открывают для судовладельцев и госструктур, которые занимаются вопросами безопасности на морском и речном флоте. После этого нам позвонили из «Сколково» и предложили стать резидентом.
Этот статус — признание наших достижений. Также это возможность общаться с другими резидентами, обмениваться информацией. Кроме того, резиденты «Сколково» имеют преференции в области налогообложения, но мы ими еще не пользовались.
N: — Вы упомянули, что в Шахтах есть и другие высокотехнологичные компании. Почему, на ваш взгляд, такой «электронный» кластер сформировался именно в Шахтах?
А.Т.: — Наш город в свое время считался только шахтерским, его называли столицей Восточного Донбасса. В Шахтах уже 40 лет действует кафедра радиотехники, сейчас она в составе Шахтинского филиала ДГТУ. За это время выпущены сотни специалистов-радиотехников, которые работают не только в нашем городе, но и в столицах, и за рубежом. Наша компания давно сотрудничает с кафедрой и является для нее опорным предприятием. Имеется совместная учебная лаборатория с участком автоматической сборки печатных плат. Студенты проходят у нас производственную практику.
За 28 лет существования НПФ «Сельсофт» многие талантливые выпускники кафедры прошли практику и работали у нас. Некоторые из них нашли свои темы для развития талантов, ушли от нас и открыли собственные фирмы. В их числе, например, ООО «Рободинамика» и несколько ИП. Они разрабатывают и производят специализированные промышленные контроллеры, IP-коммутаторы и шлюзы с уникальными характеристиками, что позволяет им конкурировать и с отечественными, и с зарубежными компаниями, MOXA например. Мы с ними сотрудничаем, они участвуют в выполнении наших проектов, а мы помогаем им. Вместе преодолеваем трудности, с которыми встречаются молодые ученые и специалисты в провинции — невысокие зарплаты, отсутствие выхода на крупных госзаказчиков. Тех ребят, которые решили остаться жить и работать в нашем родном городе, мы поддерживаем. Возможно, я удивлю вас, но отечественная отрасль производства средств телекоммуникаций и автоматизации в последние несколько лет сделала большой технологический шаг вперед. Еще 10 лет назад нельзя было предположить, что у «Ростелекома» крупнейшим поставщиком оборудования будет отечественная частная фирма — «Элтекс» из Новосибирска, а не Siemens. На рынке остались профессионалы — небольшие частные предприятия с молодыми способными разработчиками. Посредники-перекупщики отсеиваются. Статус отечественного производителя дает преимущества в торгах на электронных площадках. Уверен, что у предприятий нашего города есть будущее в этой отрасли.
Справка
НПФ «Сельсофт» специализируется на производстве телекоммуникационного оборудования и средств автоматизации. В перечень продукции, выпускаемой предприятием, входят радиорелейные станции и радиоудлинители, мультиплексоры, IP-коммутаторы, мобильные и судовые VSAT (малые спутниковые станции). Также компания оказывает услуги по разработке и монтажу ведомственных и корпоративных сетей связи. Количество сотрудников предприятия — 30 человек. Единственный владелец — Александр Трофимов. Выручка по итогам 2020 года — 2,1 млн рублей, чистая прибыль — 607 тыс. рублей.
Александр Иванович Трофимов родился в 1960 году в Шахтах. Окончил Новочеркасский политехнический институт (сейчас — Южно-Российский государственный политехнический университет) по специальности «электропривод и автоматизация». Работал инженером на промышленных предприятиях. В 1993 году основал научно-производственную фирму «Сельсофт». Доцент кафедры «Радиотехника» шахтинского филиала Донского государственного технического университета.