Кофе подадут к фототехнике
Питерская сеть «Яркий фотомаркет» открывает в центре Ростова магазин фототехники и фотоуслуг на площади 600 кв. м, а при магазине — кафе, где планирует организовывать мероприятия для фотолюбителей и фотографов. На первый взгляд, питерское ООО «Яркий фотомаркет», открывая классический магазин, идет против тренда: большинство участников рынка уходят в интернет, оставляя в Ростове лишь точки выдачи товаров.
Несмотря на уход торговли фототоварами в интернет, у оффлайнового магазина остается преимущество — возможность протестировать технику. Фото Михаила Мальцева. На первый взгляд, питерское ООО «Яркий фотомаркет», открывая классический магазин, идет против тренда: большинство участников рынка уходят в интернет, оставляя в Ростове лишь точки выдачи товаров. Эксперт считает, что в этом есть своя логика: рост продаж в сети не бесконечен, наличие оффлайн-магазина параллельно с онлайн-розницей позволяет увеличить аудиторию, а собственное кафе поможет расширить круг лояльных покупателей: люди, которые вначале пришли в кафе при магазине приятно пообщаться, вспомнят в первую очередь об этой торговой точке, когда потребуется новый гаджет или аксессуар. Питерское ООО «Яркий фотомаркет» открыло свой магазин в центре Ростова. Компания продает фототовары и фотоуслуги через одноименный интернет-магазин с пунктами выдачи заказов во многих городах России и через собственную сеть «Яркий фотомаркет», состоящую из 14 супермаркетов в Санкт-Петербурге, 3 магазинов в Ленинградской области и 16 отделов в гипермаркетах «О’КЕЙ». Об этом сообщается на сайте компании. Ассортимент магазина насчитывает более 8 тыс. фототоваров. Первый магазин сети был открыт в 1995 году.
На втором этаже магазина фототоваров разместится кафе для любителей и профессионалов фотосъемки. Фото Михаила Мальцева. 2В Ростове «Яркий фотомаркет» занял помещение площадью 600 кв. м на ул. Б. Садовой, помимо магазина там будет работать кафе, об этом сообщил N гендиректор сети Александр Карпельсон. Помещение двухэтажное, на первом этаже уже работает магазин, а на втором, где откроется кафе, пока идет ремонт. — Прекрасный город, прекрасные люди. Давние традиции фотографирования. Наличие друзей и коллег, которые помогали в открытии магазина, — отметил г-н Карпельсон в письменном ответе N основные причины прихода сети в Ростов. — С точки зрения услуг ростовский рынок насыщен и конкурентен, с точки зрения продаж фототехники — не такой заполненный. Многие товары представлены только картинками в интернете, а зачастую фотограф хочет протестировать фотоаппарат или объектив, потрогать его своими руками. Будем стараться давать ему такую возможность. Основное наше конкурентное преимущество — профессионализм, сочетание максимально широкого спектра фотоуслуг и огромного выбора фототоваров. Синергия двух этих направлений помогает нам двигаться вперед.
Ростовский фотомаркет будет самым большим — остальные торговые точки питерской сети занимают 100–200 кв. м. В компании не уточнили, почему так получилось, однако можно предположить, что это из-за совмещения магазина и кафе.
Комментируя создание кафе при магазине, Александр Карпельсон отметил:
— Кафе станет частью пространства, в котором фотографы (профессионалы и любители) смогут обсудить волнующие их вопросы, поделиться опытом за чашечкой кофе, обсудить новинки фототехники, подождать, пока будут напечатаны фотографии или отсканирована пленка. Это место, где амбассадоры Canon и Nikon, Fujifilm и Olympus будут рассказывать и показывать все лучшее из мира фото.
Судя по открытым данным, кафе при «Ярком фотомаркете» компания откроет впервые. По информации сайтов подбора персонала, где «Яркий фотомаркет» размещал вакансии, заведение будет называться Instax cafe. В нем посетителям предложат кофе и свежую выпечку. Instax — название небольших фотокамер компании Fujifilm. Они делают мгновенное фото, которое не надо проявлять, фотография выезжает из фотоаппарата сразу же после того, как был сделан кадр.
Вопрос N об объемах вложений в проект в компании оставили без комментариев.
По наблюдениям участников рынка, создатели «Яркого фотомаркета» двигаются против тренда, поскольку сегодня продавцы фототехники предпочитают уходить в интернет:
— За последние несколько лет большая часть специализированной оффлайн-розницы свернула свою деятельность в Ростове, потому что значительная часть покупок фототехники перешла в интернет, — отмечает Валерий Яковлев, управляющий ростовским магазином питерской сети «КотоФото». — Сегодня продавцы предпочитают открывать небольшие офисы выдачи товара, где покупатель может проверить покупку перед оплатой. Если раньше люди приходили в фотомагазин, чтобы узнать у консультанта, какую технику им выбрать, просили совета, то сейчас, отчасти благодаря широкому развитию фотошкол, люди и так знают, что им нужно, или консультируются с друзьями.
Комментируя ситуацию на рынке фотоуслуг, собеседник N добавил:
— Предложений в Ростове достаточно, хотя осталось не так много компаний, специализирующихся на фотопечати: это направление сворачивается, т. к. большинство людей сегодня смотрят фото на мониторе.
Фотограф Михаил Малышев согласен с тем, что сегодня люди предпочитают заказывать фототехнику через интернет (например, через «Алиэкспресс») или, если речь идет о дорогом профессиональном оборудовании, съездить в Москву.
— В московском магазине Pleer.ru профессиональная техника стоимостью более 100 тыс. рублей обойдется примерно на 20 тыс. дешевле, чем в Ростове, что, конечно же, весомо. Люди стремятся экономить.
Собеседники N сошлись на том, что магазинов, где физически представлен широкий ассортимент фототехники, в Ростове сегодня немного.
Михаил Малышев назвал «Фотостиль», где можно купить такую редкость, как цветная и черно-белая пленка, «Цифровой мир», ориентированный на премиум-сегмент, магазин «КотоФото», который все же в основном работает как точка выдачи заказов. Г-н Яковлев добавил, что неплохая выкладка осталась в отделах фототехники «М.Видео» и «МедиаМаркта», а также в «Ярком фотомаркете».
Управляющий директор ГК «BrandHouse. Исследования, коммуникации, брендинг» Алексей Гвинтовкин обратил внимание N на то, что открытие кафе при магазине — интересный маркетинговый ход, который может привлечь покупателя:
— Рост продаж в интернете не бесконечен, наличие оффлайн-магазина параллельно с онлайн-розницей позволяет расширить аудиторию. Когда ты можешь прийти в точку выдачи товара, пообщаться с реальными людьми, доверие к этому магазину будет больше, чем к исключительно онлайн-проекту, — это правило оправданно на любом рынке. «Яркий фотомаркет» идет дальше — не только открывает представительство, но и хочет создать вокруг себя комьюнити. Сейчас занятие фотографией — массовое увлечение, создавая подобие фотоклуба, они смогут объединять вокруг себя большое количество людей, которые захотят прийти, провести досуг, обменяться опытом. В свое время так поступил «Старбакс»: они первыми перестали выпроваживать людей, пришедших провести в кафе время, а не пить кофе. «Старбакс» предложили бесплатный Wi-Fi и сказали: сидите, сколько хотите, мы не просто кафе, мы создаем вокруг себя атмосферу дружелюбия, счастья и комфорта. Это стало их главным конкурентным преимуществом, позволило вырасти в успешную международную сеть. Такой маркетинговый ход обеспечивает бренду лояльного покупателя. Люди, которые вначале пришли в кафе при магазине приятно пообщаться и послушать лекцию, вспомнят в первую очередь об этом магазине, когда потребуется новый гаджет или аксессуар. Конечно, этот маркетинговый ход будет работать при условии конкурентных цен.
— В целом неоспоримым преимуществом оффлайн-магазинов остается то, что покупатель имеет возможность протестировать технику на месте, — соглашается Михаил Малышев. — Кроме того, большинство таких магазинов торгуют «белым» товаром, а интернет-магазины стыдливо обходят этот вопрос.