Фармацевт выбрал БАДы
Крупный дистрибьютор фармпрепаратов, управляющий сетями «Социальная аптека» и «Юг Фарма» ГК «Фармацевт» Павла Прибылова, вышел на рынок биоактивных добавок. Компания разработала и выпустила на рынок БАДы для сна и послабления кишечника.
Одна из крупнейших компаний Ростовской области фармдистрибьютор ГК «Фармацевт» запустила стартап «Фармацевт ЛайфСайнс», который занялся разработкой БАДов и запуском их производства на мощностях завода, входящего в состав группы. Первые два продукта, ориентированные на широкую аудиторию, уже продаются в аптеках. Рынок БАДов активно развивается, этому способствует рост доверия покупателей на фоне пандемии ковида, а также расширение возможностей сбыта за счет маркетплейсов.
Компания «Фармацевт ЛайфСайнс», входящая в состав крупной ростовской группы «Фармацевт» Павла Прибылова, разработала и зарегистрировала два новых продукта — биоактивные добавки «Мелатабс» и «Сеннатабс». Их производство налажено на собственном заводе ООО «Фармацевт», уже получен первый опыт продаж. Об этом N рассказал директора завода Владимир Кузнецов.
«Фармацевт ЛайфСайнс» была зарегистрирована г-ном Прибыловым в 2022 году. Как пояснил Владимир Кузнецов, компания находится на стадии стартапа, в ней работает московская команда специалистов, которые разрабатывают биоактивные добавки (продуктов будет больше, чем представлено на рынке сегодня).
Общее у всех разработок — они ориентированы на широкий круг потребителей.
По словам собеседника N, «Мелатабс» — препарат для улучшения сна, который при этом работает как адаптант — позволяет человеку быстро восстановиться во время перелетов, переездов, смены часовых поясов. Особенность его в том, что специалисты «Фармацевт ЛайфСайнс» впервые скомпоновали мелатонин с витамином D3, что дает дополнительный восстанавливающий эффект. «Сеннатабс» — слабительный препарат. Его разработкой в компании занялись на фоне перебоев с поставками самого популярного слабительного препарата на основе экстракта сенны. В ГК «Фармацевт» поясняют, что улучшили рецептуру и кроме сенны добавили несколько других натуральных компонентов, например экстракты листьев подорожника и укропа.
— С учетом того что это российские разработка, рецептура и производство, цена этих препаратов ниже, чем у похожих зарубежных продуктов, и доступна для массового покупателя, — сообщил собеседник N. По его информации, оба препарата стали очень популярны среди покупателей.
Продажи стартовали в собственной аптечной сети ГК «Фармацевт» («Социальная аптека» и «Юг Фарма»), однако ею компания ограничиваться не планирует.
По словам Владимира Кузнецова, говорить о коммерческом эффекте от работы стартапа пока рано. Он подчеркивает:
— Мы видим, что движемся в правильном направлении — создаем востребованные, качественные российские продукты.
Как ранее сообщал N, собственное производство ГК «Фармацевт» было перезапущено в 2018 году, специализация группы — выпуск препаратов экономсегмента для диабетиков и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Пока это небольшое предприятие в масштабах компании. По данным «СПАРК-Интерфакса», его выручка в 2023 году составила 73,9 млн рублей. Для сравнения: консолидированная выручка ГК «Фармацевт» по итогам 2023 года составила 37 млрд рублей, компания несколько лет подряд входит в рейтинг крупнейших по выручке, который составляет N. Основной бизнес компании — фармдистрибьюция и собственная сеть аптек в нескольких регионах России. По данным отраслевого журнала Vademeсum, на 1 января 2024 года ГК «Фармацевт» управляла 656 аптеками и занимала 14-е место в списке из 200 крупнейших аптечных сетей России.
«Фармацевт» вышел на растущий, высококонкурентный рынок. По данным исследовательской компании DSM Group, в 2023 году продажи БАДов в аптеках составили 127,6 млрд рублей и 415 млн упаковок. Прирост к 2022 году составил 13,1%. Четыре года рынок добавок к пище рос двузначными темпами. Численность выпускающих БАДы компаний за это время увеличилась на треть и составила более 1,2 тыс., а количество наименований, которые представлены только в аптеках, стало почти в два раза больше — достигло более 17 тысяч ассортиментных единиц. За 2023 год на рынке появилось около 300 новых брендов. Рост продолжается: за 9 месяцев 2024 года коммерческий рынок БАДов увеличился в рублях на 11,3% относительно аналогичного периода 2023 года и составил 102,2 млрд рублей. Правда, в упаковках за этот же период емкость рынка сократилась на 1,3% — до 298,2 млн упаковок. Ключевыми драйверами роста рынка аналитики называют ковидное и постковидное потребление, улучшение восприятия БАДов со стороны потребителя, диверсификация каналов продаж — активное развитие продаж через маркетплейсы, а также активное продвижение БАДов производителями и аптечными сетями (в том числе развитие аптечными сетями собственных торговых марок БАДов).
Российские биодобавки на рынке лидируют: занимают 66,6% в рублях и 84,2% в упаковках по результатам 9 месяцев текущего года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля российских биодобавок в рублях выросла на 3,2 п.п., в упаковках — на 2,2 п.п.
В числе лидеров по продажам — российские производители «Эвалар» (14,4% рынка, Алтайский край), «Квадрат-С» (6,3%, Москва), «Миролла» (3,7%, Санкт-Петербург), американские Solgar (6,5% рынка) и Pharmamed INC (4,6%).
В 2023 году в России была введена обязательная маркировка БАДов. По данным ЦРПТ, оператора системы маркировки «Честный знак», на сентябрь текущего года 33 компании Ростовской области зарегистрировались как производители биологически активных добавок. Эту информацию приводила в своей публикации «Деловая газета. Юг». Но среди крупных, федерального уровня, игроков входящих в двадцатку крупнейших производителей Ростовской области пока нет. По данным «Честного знака», всего за 9 месяцев 2024 года в регионе произвели почти 4 млн единиц (скорее всего, речь идет об упаковках) биологически активных добавок. По подсчетам N, это 1,3% от числа упаковок, проданных за этот период в России.
— Количество БАДов на российском аптечном рынке очень большое, свыше 19 тыс. SKU, — отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Конкуренция очень высокая и успех нового продукта зависит от того, есть ли у производителя договоренности с аптечными сетями о том, что они возьмут его препарат к себе на полку. Это оптимальный способ продвижения. Если этого нет, к сожалению, пробиться к покупателю будет сложно. Делать ставку на рекламу — очень дорогостоящий путь, потому, что БАД — это препарат с коротким жизненным циклом, покупатели легко переключаются на другой продукт. Одна рекламная кампания не даст долгосрочного эффекта, нужно постоянно вкладывать большие средства в рекламу, чтобы массовый потребитель продолжал покупать определенную биодобавку. «Фармацевту» для организации больших продаж БАДов собственного производства потребуется большее число аптек, чем у него есть, но, я думаю, у компании как у дистрибьютора есть связи с другими аптечными сетями и они будут пользоваться этими связями, чтобы расширять представленность своих продуктов.