Бухгалтерию поставят на конвейер
Питерский сервис конвейерной бухгалтерии «Мако» планирует прийти на ростовский рынок к концу года. Особенность его услуг заключается в том, что клиента ведет не один бухгалтер, а несколько специалистов, каждый из которых отвечает за узкий сектор учета. Эксперты говорят, что такая система становится сейчас более распространенной, поскольку снижает риски совершения ошибки.
Компания «Мако», офисы которой работают в Санкт-Петербурге и в Москве, планирует открыть офисы более чем в пяти новых городах, среди которых есть Ростов и Краснодар. «Мако» работает по принципу конвейера — у каждого бухгалтера в компании узкая специализация: начисление зарплаты, налоги, расчетно-кассовое обслуживание, проведение банковских выписок и т. д. Одну компанию может вести от 4 до 11 специалистов. В Ростове «Мако» собирается начать работу в октябре-декабре этого года. В компании отмечают, что объем инвестиций в открытие офиса и маркетинговое продвижение составит около 1,5 млн рублей.
— Проблема традиционной системы в том, что если человек заболеет, уйдет в отпуск или уволится, непонятно, как и на кого его менять. От этого очень страдают некоторые аутсорсинговые компании, — рассказал N гендиректор и сооснователь «Мако» Владимир Зинин. — Есть еще одна модель, когда к главному бухгалтеру прикрепляются помощники. И в этом случае все завязано на одного человека, который самостоятельно выстраивает всю бюджетную политику и учетные процессы. Мы отличаемся полной взаимозаменяемостью и модульной системой работы. У нас нет бухгалтера, на которого было бы навешано несколько компаний и который в одиночку вел бы весь учет целиком. Все систематизируется, дробится на отделы. В итоге мы получаем цепь взаимосвязанных циклов бухгалтерского и налогового учета. Именно это называем конвейером. Допущенные ошибки компенсируем за свой счет.
В «Мако» уточнили, что обмен документами с клиентом осуществляется по-разному. Первый вариант: «первичка» накапливается у клиента, и специалист с согласованной периодичностью приезжает и забирает ее. Вариант второй: клиент сканирует документы и отправляет в аутсорсинговую компанию. Когда формирование документов завершено, руководителя организации извещают, что они готовы к подписи.
Основным конкурентом в «Мако» считают штатного бухгалтера, которого нанимают организации.
— Ростов привлекателен тем, что это промышленный город, в котором много представителей крупного бизнеса и роящееся вокруг него среднее и мелкое предпринимательство. Это как раз наш профиль, наши клиенты. Ростов рассматриваем в комплексе с Краснодаром, — уточнил г-н Зинин. — Рынок аутсорсинга в Ростове перегрет, но не организован. Если поискать в Яндексе бухгалтерские услуги, то в радиусе 5-10 км вы найдете, наверное, 150-200 компаний. Здесь просто толпа народа, начиная от фрилансеров и заканчивая мелкими и средними компаниями, которые образуют конгломерат свободных бухгалтеров. Серьезных игроков практически нет.
Собеседник N отметил, что спрос на бухгалтерские услуги в период пандемии заметно вырос, но в специфическом ключе: основным запросом была помощь в оформлении льгот и субсидий от государства. При этом в компании подчеркивают, что возросший спрос фактически компенсировал падение, связанное с тем, что многие организации свернули свою деятельность или сильно ужались.
Главное преимущество комплексной системы ведения бухгалтерского и кадрового учета на аутсорсинге — это снижение риска совершения ошибки, говорит Светлана Громова, директор департамента бухгалтерского учета ООО «Учет и Консалтинг» (входит в группу компаний «Аудит-Вела»):
— Узкий специалист является высококвалифицированным профессионалом непосредственно в своей сфере, отслеживает все изменения в законодательстве по своему направлению работы, имеет большой опыт общения с контролирующими органами, знает, как правильно подготовить ответ на официальный запрос и обосновать свою позицию. Специалист универсального профиля объективно не может знать все особенности и нюансы учета на отдельных участках, соответственно, повышается вероятность совершения ошибки. К минусам можно отнести беспокойство за конфиденциальность данных, но если система внутреннего контроля поставлена на должном уровне и бизнес имеет легальный учет, то это беспокойство не имеет оснований.
Спрос на аутсорсинговые бухгалтерские услуги сегодня растет, считают аудиторы.
— В связи с текущей экономической ситуацией в стране и в регионе компании стремятся оптимизировать свои расходы. Спрос на аутсорсинговые услуги, по нашим прогнозам, будет стабильно расти в дальнейшем, — отмечает Светлана Громова. — В целом, это мировая тенденция, приобретающая все большую популярность и в России. Аутсорс может заменить штатного бухгалтера в организации, при условии что в компании есть сотрудник, который отвечает за оперативное предоставление всей необходимой документации аутсорсинговой компании. Наша компания при необходимости предоставляет и своего бухгалтера, который на территории заказчика занимается документооборотом.
В будущем на смену работникам бухгалтерии и вовсе может прийти искусственный интеллект, считает генеральный директор ООО «Премьер-Аудит» Анна Орунова:
— В ближайшем будущем данные торговых складов будут формироваться по штрих-кодам. С широким распространением электронного документооборота и обязанностью маркировать продукцию и товары, разносить товарные накладные работникам не придется, а это самые крупные участки бухгалтерии в торговых компаниях. Думаю, многих работников бухгалтерии заменят компьютеры, а отчетность будет формироваться нажатием одной кнопки.
Система так называемой конвейерной бухгалтерии сейчас получает широкое распространение, отмечает Анна Орунова. Многие крупные компании работают по такому принципу: имеют свою централизованную бухгалтерию, каждый работник которой обрабатывает достаточно узкий участок.
— В данном формате я вижу минусы только для работников аутсорсинговой компании. Для бухгалтеров узких участков отсутствует возможность развиваться. Из-за огромного объема работы и нескольких крупных клиентов они порой не знают, что творится за соседним столом, и в принципе не понимают специфику деятельности своего клиента. Такие специалисты больше напоминают мне обычных операторов, — говорит Анна Орунова.
Аудиторские компании советуют первое время проверять бухгалтерского партнера, серьезно отнестись к составлению договора на аутсорсинг, четко прописать функции, ответственность, сроки предоставления документов и формирования показателей отчетности.