В Ростове начали делать экосветильники
Предприниматель Алексей Попов запускает на рынок продукт, который составит конкуренцию однообразным люстрам в домах и надоевшим круглым лампочкам в офисах. На базе промышленного коворкинга «Гараж» в ДГТУ он организовал производство дизайнерских экологичных светильников из натурального дерева. При этом бренд позиционирует себя как продукт из экономсегмента. Основную конкуренцию ему составляют китайские производители.
Прежде чем уйти в бизнес, Алексей Попов больше 10 лет проработал коммерческим специалистом в разных компаниях. В 2014 году он решил, что эта работа ему надоела, покинул пост директора по продажам компании Agama, одного из крупнейших в России поставщиков морепродуктов, и занялся техническими разработками. В 2016 году Алексей вместе с партнером Александром Проциком создали антивандальные и антимагнитные пломбы для счетчиков и стали внедрять их на рынке.
— Этот источник доходов я эксплуатировал три года, — говорит Алексей. — С приходом ковидного кризиса стал постепенно создавать второй фронт, начал копаться в том, что мне интересно. Я с детства люблю физику, вырос в семье энергетиков, получил высшее инженерное образование. Плюс знания в FMCG-продажах. На этом симбиозе у меня получается выстраивать технологические циклы и продавать. Резка по дереву была одним из моих любимых хобби. Я стал анализировать, что могу сделать на доступном мне оборудовании, перебрал восемь направлений и пришел к производству приборов освещения.
Рынок осветительной техники на 90% состоит из китайской продукции. Делают ее из вредного промышленного пластика, который отличает неприятный запах синтетики. Товар приходит, как правило, низкого качества, сетует Алексей. Основатель проекта решил сыграть на опережение, сделать ставку на экологичность и выпустить экосветильники из дерева:
— Посмотрите, как прогрессирует «ВкусВилл». Спрос на экологически чистый продукт растет, и эта тенденция постепенно захватывает все сегменты рынка.
Проект «Черешня» заработал в январе текущего года. Площадку для производства компания арендует у коворкинга «Гараж», оборудование использует собственное. Предприятие создает подвесные лампы, бра, абажуры из натурального дерева, использует в основном березу. Изделие обрабатывается морилкой и материалом из парафиновых масел. Сырье для покрытия закупается в Германии и имеет высокий класс экологичности, подчеркивает Алексей. Базовый принцип компании — максимальный отказ от пластика:
— Хотели расширить цветовую гамму наших моделей, добавить яркие краски, но оказалось, что по составу они вредные как для покупателей, так и для сотрудников производства. Мы отказались, оставив классические для дерева цвета. Несколько лет назад я попал на ростовскую городскую свалку под Таганрогом. Очень рекомендую съездить и посмотреть, чтобы поменять мировоззрение и осознать, сколько мы генерируем мусора. Он ведь никуда не девается и не перерабатывается. Сложно найти место, чтобы поехать куда-то с палаткой и вокруг не было мусора. Просто отбираем у себя наш мир. Рынок перегружен пластиком. Понимаю, что это звучит как зеленая шизофрения, но для нас это правда важно.
С брендом пришлось помыкаться. Основатель проекта долго питал иллюзии о том, что создал что-то невероятное, но развивать собственную торговую марку поначалу не получалось, продажи не шли. Начинающему производству удалось заинтересовать «Мелодию света», крупного дилера на рынке светотехники, и предложить ей свои разработки. Компания взяла продукцию на продажу, но только под своей торговой маркой. Производство под чужой маркой менее выгодно с точки зрения безопасности и маржинальности, но зато дает стабильный и системный поток заказов, объемы продаж. Такое решение позволило компании выйти на рынок и со старта проекта содержать команду из 10 человек. Зайдя на рынок, немного освоившись на нем и подзаработав, Алексей вернулся к развитию собственного бренда «Черешня». Сейчас производство работает на два фронта, выпуская приборы под двумя торговыми марками.
Ставка делается и на оригинальный дизайн светильников. «Черешня» старается отойти от привычных форм и предложить рынку новые форматы освещения.
— Мы абсолютно уникальны, а оригинальность — один из запросов потребителя. Если вы походите по строительным рынкам, то везде увидите одно и то же. Мы каждую неделю выпускаем 1-2 новые модели, подсматриваем кайфовые дизайны из мировых тенденций, переосмысливаем и перерисовываем их. Сейчас модна так называемая параметрика — гармоничное использование большого количества плоскостей в разном формате. Мы пытаемся комбинировать натуральные продукты и современные дизайны. Многие опираются на эклектику и внедряют разные стили, обустраивая помещения. Наши светильники за счет своей формы впишутся во многие интерьеры. Есть светильники, напоминающие шишки, есть алмаз, кокон. Каждый видит в них свое: кто пятый элемент, кто что-то космическое, — говорит маркетолог «Черешни» Нина Гетаова.
Конкуренция на рынке экологичных светильников из дерева среди российских производителей небольшая, но интересная, отмечает Алексей Попов. Большинство игроков рынка — это маленькие семейные компании, имеющие свой специфический подход к делу и настроенные на мелкотиражное производство. «Черешня» рассчитывает на массовый продукт и выстраивает стратегию среднего и крупнотиражного выпуска продукции. Одна из основных задач — сделать так, чтобы к концу следующего года продукцию «Черешни» можно было найти в 60% салонов света России. Под чьим брендом она будет там продаваться, для основателя проекта непринципиально. Сейчас экосветильники поставляются в Ростовскую область, Крым, Магадан и Белоруссию.
— Хотелось бы, чтобы наш абажур висел на каждом балконе «Суворовского». Моя мечта — сделать такой продукт, чтобы человек, купивший там квартиру в ипотеку, а я прекрасно понимаю, какие финансовые сложности он испытывает, мог его приобрести. Сейчас он вынужден идти в «Леруа Мерлен» и покупать абы что, закрывая глаза на все, кроме ценника. Моя задача — сделать так, чтобы именно эти люди были моей аудиторией. Это 80% рынка. В России сумасшедшее снижение потребительской активности и инфляция. Любой продукт за пару месяцев выходит из экономсегмента в «средний плюс». Ниши в экономсегменте пустые. Мы можем их занять качественным и конкурентным по ценам товаром, — говорит Алексей Попов.
Оптом лампы «Черешни» стоят от 1,5 тыс. рублей. Наценка на рынке составляет примерно 30-70%. В рознице товар можно найти за 3-7 тысяч рублей. Помимо салонов «Мелодии света» Попов продает свои изделия на Ozon и продвигает проект в Instagram. Одна из основных сложностей, мешающих производству и развитию на рынке, — рост цен на сырье:
— Когда полгода назад мы начинали работать с натуральным деревом и шпоном, сырьевая единица продукции стоила 360 рублей, сейчас — 1100 рублей. Мы видим прогрессирующее подорожание. На рынке идет очередной передел сфер влияния. Чем это закончится — непонятно.
В проект было инвестировано около 100 тысяч евро. Они ушли на покупку оборудования и кадры. Срок окупаемости — 2 года. С поиском квалифицированных специалистов сейчас проблемы, отмечает Алексей Попов. Единственный выход получить хорошую команду — взять молодых специалистов, пять минут назад студентов, и обучить всему с нуля.
«Черешня» экономически успешна, приносит стабильную выручку и прибыль, растет. В месяц реализуется от 100 до 500 светильников. Большинство — через дистрибьютора. Цель — расширять ассортимент и продавать 2-3 тысячи светильников в месяц. Сегодня в каталоге «Черешни» 50 позиций. В течение года их число планируют увеличить до 400. Ведутся разработки настольных и напольных решений. Команда проекта ставит перед собой цель за 5-7 лет вырастить «Черешню» до холдинга, который будет производить не только световое оборудование, но и мебель, галантерею, дизайнерские решения для городской среды, различные продукты для интерьера и экстерьера.