Ритейлор предложит детям поиграть во взрослую жизнь
В декабре в торгово-развлекательном комплексе «Мегацентр Горизонт» откроется «КидБург» — мини-город, где дети смогут пожить взрослой жизнью, пробуя себя в различных профессиях. Гендиректор ЗАО «ТК Горизонт» Дан Полонский полагает, что «КидБург» поможет родителям лучше понять склонности своих детей, а ТРК добавит около 5% трафика.
Компания «КидБург» развивает популярный за рубежом формат edutainment (от англ. education — обучение и entertainment — развлечение), она первая в России открыла подобный центр в Питере. Сейчас в столичных городах и регионах заявлено уже несколько аналогичных проектов — в иностранных ТРК такие детские центры давно успешны как якоря, а с развитием онлайн-торговли развлекательная часть становится все более важной для притяжения людей в торговые комплексы, объясняют эксперты. — В сентябре в ТРК «Мегацентр Горизонт» начнется создание уникального для Ростова проекта досуга и одновременно обучения детей — детского города профессий «КидБург», он займет 2,5 тыс. кв. м на площади, где раньше размещался Crazy Park, — рассказал N гендиректор ЗАО «ТК Горизонт» Дан Полонский. — «КидБург» откроется в декабре 2012 года. Соучредитель ООО «Кидбург» Оксана Орлова подтвердила N «намерение запустить город профессий для детей в Ростове», пообещав предоставить комментарии позже.
«КидБург», открывшийся в декабре 2011 года в питерском ТРК «Гранд Каньон», — это город в миниатюре: в нем есть больница, банк, парк, почта, ферма, типография, аэропорт, супермаркет и другие объекты. Аудитория проекта — дети от 1 года до 16 лет, при входе им выдается паспорт, они могут выбирать из 50 профессий и работать, получая «профи» — игровые деньги, которые можно потратить на отдых, учебу и освоение новых профессий или поместить в «банковский вклад». Обучают детей «мастера профессий» — студенты и выпускники вузов, в смену работает до 80 человек. Стоимость одного детского билета (возраст от 4 до 14 лет) — 500 рублей в будни и 800 рублей в выходные.
Это пока единственный работающий центр подобного формата в России, и он произвел очень хорошее впечатление на менеджмент «Горизонта», говорит г-н Полонский, замечая, что в ростовском проекте будет больше залов, чем в питерском, следовательно, и дети смогут полнее раскрыть свои способности.
По данным СМИ, в открытие питерского центра учредители «КидБурга» вложили 60 млн рублей, рассчитывая окупить инвестиции за 3 года. Детский город в «Гранд Каньоне», по их планам, должно посещать 150 тыс. человек в год — видимо, на такие же показатели они будут ориентироваться и в Ростове, так как трафик ТРК «Горизонт» (6,8 млн человек за 7 мес. 2012 года) сопоставим со средним трафиком «Гранд Каньона» (1,2 млн человек в мес.). Дан Полонский говорит, что открытие «КидБурга» добавит как минимум 5% к трафику комплекса (конвертация посетителей ТРК в покупателей, по его наблюдениям, составляет 10–12%). «КидБург» будет платить фиксированную арендную плату, ставка аренды будет ниже, чем для торговых якорей ТРК, уточнил г-н Полонский. Но для «Горизонта» в данном случае важен не размер ставки, а то, чтобы ТРК соответствовал концепции семейного торгово-развлекательного центра.
— В «КидБурге» родители могут наблюдать за тем, как развиваются их дети, какие профессиональные и творческие склонности у них проявляются. В конечном счете, они могут просто оставить здесь детей на 8 часов, чтобы заняться своими делами. Все это повышает лояльность к ТРК, — объясняет Дан Полонский.
Выбор оператора топ-менеджер обосновывает и тем, что раньше детские центры в российских торговых комплексах состояли преимущественно из аттракционов и игровых автоматов, которые со временем приедались посетителям, а «КидБург» и подобные ему проекты (например, иностранные Minopolis, Kidzania) предполагают совершенно другую модель. По данным Jones Lang LaSalle, в России помимо «КидБурга» модель обучающе-развлекательного (edutainment) центра развивают группа компаний «Эспро», которая делает «Мастерславль» (6 тыс. кв. м) в Москве и «Мастерград» (5,4 тыс. кв. м) в Питере, казахская Agat International, открывающая в этом году Minopolis (4,5 тыс. кв. м) в краснодарском ТРК OZ Mall. Кроме того, франшизу на Kidzania получила группа «Монэкс Трейдинг», первый объект она планирует построить в Москве. «Эспро» заявляет объем вложений в каждый проект на уровне 10,5 млн евро и срок окупаемости 7 лет, в краснодарский Minopolis будет инвестировано 6,5 млн долларов, говорил в апреле на пресс-конференции в РИА «Новости» предправления Agat Group Рустам Агеев. Разницу в стоимости проектов (без учета масштаба) один из собеседников N объясняет прежде всего разницей в стоимости материалов и деталей интерьера.
Можно отметить, что краснодарский Minopolis и ростовский «КидБург» должны открыться одновременно со столичными проектами. И уже сейчас операторы приглядываются к потенциалу региональных центров.
— Пока все силы отдаются проектам в Москве и Питере, но мы рассматриваем развитие в регионах на перспективу 2013–2015 гг., — сказала N представитель ГК «Эспро» Марина Шмайгер. А Рустам Агеев говорил журналистам, что помимо запланированных открытий Minopolis в Москве и Питере по центру откроется в Екатеринбурге и двух других городах (их он не называл).
Анонсируя «Мастерславль» в ноябре 2010 года, гендиректор «Эспро Менеджмент» Олег Коновалов замечал: «Детские тематические парки являются якорными арендаторами торговых и многофункциональных комплексов во всем мире и привлекают более 500 тысяч человек в год. Данный формат так популярен у детей, что билеты распродаются на несколько месяцев вперед». В России, где ситуация с развлечениями для детей выглядит не лучшим образом, тематические парки будут пользоваться огромной популярностью, добавлял он.
— Если говорить в целом о концепции развлекательных парков, то пока она в России не очень развита, так как зависит от многих параметров, влияющих на открытие парка, требует больших инвестиций и, соответственно, имеет долгий срок окупаемости. Однако с развитием интернета и высоких технологий роль именно entertainment-составляющей будет неумолимо возрастать, — считает директор по России и СНГ, руководитель отдела аренды торговых центров Jones Lang LaSalle Екатерина Земская. — Кроме того, рост объемов онлайн-торговли снижает необходимость поездок в торговые центры, многие ритейлоры рассматривают новые концепции своих форматов в торговых центрах (например, шоу-румы). А концепция развлечений в торговых центрах увеличивает посещаемость и время пребывания в них и таким образом влияет на их успешность.