«Пить кофе сегодня — модно»
Предприниматели Николай Коваленко и Евгений Черников развивают сервис доставки свежего кофе по подписке. Зерна обжариваются на партнерской мануфактуре в Ростове, фасуются по пачкам и с определенной периодичностью оперативно отправляются клиентам на дом. Проект «Кофейная почта» географически охватил Ростов-на-Дону, Краснодарский край и выходит на Москву.
Прежде чем запустить свой стартап, Николай Коваленко — предприниматель и кофеман со стажем — более 16 лет проработал в кофейной культуре, занимаясь поставками кофе в кафе, рестораны и отели. Когда в период пандемии работа заведений остановилась, а рынок доставки вырос в несколько раз, задумался об онлайн-проекте в кофейном бизнесе. Партнером выступил друг и по совместительству IT-специалист Евгений Черников.
— Мы давно дружим. Год назад родилась идея совместного проекта. Многие задаются вопросом, где купить хороший кофе. Покупают в магазине, а дата обжарки у него годичной давности. Приходят в кофейню за вкусным кофе, но там цена запредельная. Где та золотая середина, которая позволит наслаждаться качественным кофе, не сильно тратиться и получать его тремя кликами мышки? — говорит Николай Коваленко.
Вкус кофе во многом определяется датой обжарки: чем она свежее, тем напиток вкуснее. Зеленые зерна могут долго храниться на складе в мешках, но как только их обжарили и запаковали, они начинают выдыхаться, объясняет Евгений Черников:
— Через месяц-два кофе теряет свои вкусовые качества и превращается в напиток со вкусом кофе. На профессиональном сленге это называется «сухарь». Мы готовим кофе маленькими партиями и привозим с пылу с жару.
Основной фишкой проекта стала доставка кофе в течение двух недель после обжарки зерен. Клиент подписывается на «Кофейную почту» и раз в месяц или каждые две недели получает одну или несколько пачек свежего кофе.
Аудиторией проекта стали люди от 25 до 60 лет, которые потребляют не менее одной пачки кофе в месяц. Предполагается, что «Кофейная почта» может понравиться не только заядлым кофеманам, но и просто любителям, выпивающим чашку кофе утром.
Создание собственного производства требовало немалых средств, которых у основателей проекта не было, поэтому кофе стали изготавливать на заказ на одном из обжарочных производств в Ростове-на-Дону. Производственная компания берет на себя закупку зерен из Бразилии, Колумбии, Кубы, Эфиопии и Кении, обжаривает кофе по рецептам «Кофейной почты». Дальше зерна упаковывают в фирменные пакеты и доставляют подписчикам. Заказы оформляются через интернет-магазин «Кофейной почты».
— Наша фишка — система подписки. Пандемия дала толчок развитию рынка доставки в России. Основа проекта — сайт и страницы в соцсетях. Потребитель заходит на сайт, выбирает продукт и регулярность его получения. Есть возможность выбрать дегустационный набор мини-пачек, — рассказывает предприниматель.
Купажи основатели проекта составляют вместе с обжарщиком кофе. Сейчас в ассортименте «Кофейной почты» три купажа и пять плантационных моносортов: «Бразилия», «Колумбия», «Куба», «Эфиопия» и «Кения».
— Мы не новички в этом деле и знаем, какой кофе понравится людям. Важно соблюдать пропорции, правильно обжаривать, добавлять нужные сорта. У нас есть три фирменные смеси из двух главных видов кофе — арабики и робусты. Купаж Silver — наш хит продаж. Это кофе с шоколадно-ванильными тонами на каждый день: 80% арабики, 20% робусты. Купаж Gold — смесь зерен арабики из разных стран — подходит для приготовления капучино, эспрессо, молочных коктейлей. Купаж Extra — смесь из 60% арабики, 40% робусты — самый крепкий напиток для тех, кому нужно взбодриться утром, — утверждает Николай Коваленко.
Самое сложное на начальном этапе — сделать бренд узнаваемым, отмечает Евгений Черников. Недоверие и незнание сильно тормозят клиентов и заставляют их покупать напиток у знакомых продавцов. Узнаваемость бренда удалось повысить благодаря размещению товара на маркетплейсах Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries, Aliexpress. Продукцию стали покупать не только в Ростовской области и Краснодарском крае, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Свердловской области и даже Ямало-Ненецком автономном округе. За счет долгой логистики срок доставки увеличивается до месяца, говорят основатели проекта и уверяют, что продукт это не портит:
— Мы не обжариваем кофе впрок. Мы собираем заявки и обжариваем необходимое количество. Заказы по Ростову доставляем в течение одной недели, по России — в течение месяца. На складах маркетплейсов товар не залеживается. Мы знаем нашу статистику, смотрим на реализацию и закладываем на каждую партию 20% роста. Мониторим остатки и догружаем кофе, чтобы он приходил покупателю свежим. По Ростову доставляем собственной курьерской службой. В другие города отправляем транспортной компанией, с которой у нас заключен партнерский договор.
Клиентская база «Кофейной почты» сейчас насчитывает около тысячи человек. 55% покупателей после покупки возвращаются за новыми заказами. Спрос на кофе высокий, отмечает Николай Коваленко:
— Российский кофейный рынок за последние 20 лет сделал большой рывок и ежегодно показывает 10-процентный рост. Российские бариста побеждают в международных турнирах, российские обжарщики кофе считаются одними из лучших в мире. Уровень вовлечения в эту культуру очень высокий. Ощущается постоянный приток свежей крови: приходит много молодых людей, которым эта сфера интересна, молодежь учится и идет в этот бизнес. Способствует развитию рынка и открытие международных сетей кофеен. Недавно был в одной известной американской кофейне в Ростове. Там сидят 13-летние девочки, даже не старшеклассницы. Деньги, которые дают им родители, они тратят на кофейные напитки, потому что пить кофе сегодня — модно.
В Ростове-на-Дону аналогичных «Кофейной почте» проектов нет, говорят основатели стартапа. В России немного подобных компаний. Основные конкуренты — достаточно сильные и хорошо развивающиеся — находятся в Москве. Косвенными конкурентами Евгений и Николай считают кофейни.
«Кофейная почта» выстроила максимально короткую цепочку от зерен в ростере до клиента и считает это основным конкурентным преимуществом.
— Изначально у нас были завышенные ожидания от проекта и собственная переоценка. Мы неправильно позиционировали себя как обжарщиков премиум-кофе. Думали, что будем обжаривать самый крутой кофе для гурманов. Купили, обжарили, а он не продается. Мы прошли акселерацию в Южном IT-парке, изучили рынок, спрос и ушли от этого. Сделали ставку на качество продукта и сервис, создали простой и нативный сайт. Даже пенсионеры с карточками «Мир» перестали спрашивать, как оплачивать, — шутит Николай Коваленко. — Подобрали оптимальный по качеству кофе, установили нормальную цену. По качеству продукта наша цена одна из самых невысоких. Позиционируем себя как сегмент middle. Пачка нашего кофе стоит 450-500 рублей. В ней 30 порций. Получается, чашка натурального кофе обходится в 15-17 рублей. В кофейне он будет стоить 300 рублей.
В проект Николай и Евгений вложили несколько сотен тысяч рублей. Точная сумма не раскрывается. Бизнес сейчас экономически успешен и приносит прибыль. Проект работает год и поступательно растет. В планах на ближайшее время — активное масштабирование. Сейчас предприниматели ищут инвесторов для развития «Кофейной почты» и расширения географии.
Потребление кофе в России в 2019 году впервые превысило потребление чая, достигнув 180 тыс. тонн. По данным ассоциации «Росчайкофе», за последнее десятилетие потребление кофе выросло на 97%. Как писал ТАСС, объем продаж кофе в I квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в натуральном выражении вырос на 20%. Эксперты агентства отмечали, что за время пандемии россияне привыкли к домашнему потреблению кофе. Этот тренд не ослабел и после снятия основных ограничений.