Книжный интернет-магазин в Ростове выйдет в офлайн
Известный интернет-магазин «Лабиринт» планирует открыть в торговых центрах Ростова три магазина. Судя по всему, это будут первые магазины «Лабиринта» за пределами Москвы и Московской области. Для стагнирующего ростовского книжного рынка это смелый шаг, отмечает конкурент.
Столичный торгово-издательский холдинг «Лабиринт» ищет директоров для трех магазинов «Книжный лабиринт» в ТРЦ «МЕГА МАГ», «РИО» и «Парк» (его строительство завершается в Северном жилом массиве), об этом есть информация на сайте вакансий hh.ru.
«Лабиринт» — книготорговый и издательский холдинг, основанный в 1991 году, сообщается на сайте холдинга. В его состав входят пять структур: издательская, оптовая, розничная деятельность, департамент дистрибуции книг, интернет-магазин. Самый крупный проект — интернет-магазин. По данным «СПАРКИнтерфакса», в 2016 году выручка ООО «Лабиринт.ру» составила 7 млрд рублей (рост 16,6% к 2015 году). Выручка ООО «Книжный лабиринт» в 2016 году составила 1,2 млрд рублей (рост 15% к 2015 году). Евгению Патрушеву принадлежит 100% долей в УК обеих компаний.
В Ростове «Лабиринт» прежде всего известен как интернет-магазин, по данным «Яндекс.Карт», в городе у него 30 пунктов самовывоза. Собственную книжную сеть до недавнего времени компания развивала только в Москве (55 магазинов) и городах Московской области (35), сообщается на ее сайте. Магазины находятся вблизи станций метро в крупных торговых центрах. По собственным данным компании, ассортимент «Книжного лабиринта» насчитывает 70 тыс. наименований товаров, включая канцтовары, мультимедиа и товары для детей.
По данным интернет-портала бизнес-планов, руководств и франшиз Openbussines.ru, размер стартового капитала, необходимого для открытия книжного магазина площадью 85 кв. м, — около 2,3 млн рублей. Один из участников ростовского рынка отмечает, что в Ростове стоимость открытия магазина может составлять «несколько десятков миллионов рублей». В «Лабиринте» на запрос N на минувшей неделе не ответили.
В Ростове-на-Дону крупными книжными сетями являются местные — «Магистр» (18 магазинов) и «Ростовкнига» (6 магазинов). У столичного «Читай-города» (он же «Новый книжный») — 6 магазинов.
— Издательство «Лабиринта» выпускает много детских книг. Чтобы продавать полный ассортимент своей продукции, полагаю, им нужно развивать розничную сеть. Но имеет ли смысл открывать в Ростове сразу три магазина — это для меня вопрос, — говорит руководитель сети книжных магазинов «Магистр» Елена Штехина. — Рынок книжной розницы сейчас стагнирует, что, в принципе, уже неплохо, потому что раньше мы наблюдали падение примерно 10% в год. Только в прошлом году падение остановилось. Конкуренция на книжном рынке в Ростове очень высокая, помимо нас сильные игроки — «Ростовкнига» и «Читайгород». Наше конкурентное преимущество — мы знаем специфику местного рынка, знаем, где лучше открываться. К слову, «Читай-город» открыл первый магазин недалеко от «Дома книги» (входит в «Ростовкнигу»), а второй — неподалеку от нашего магазина в районе пересечения Чехова и Большой Садовой. А потом уже — в торговых центрах.
По данным отраслевого аналитического отчета, подготовленного Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и столичным журналом «Книжная индустрия», в 2017 г. книжный рынок России вырос на 4%, до 57,6 млрд рублей, рост обеспечило расширение книготорговых сетей и сдерживание роста цен.
Доля офлайновой книжной розницы в общем объеме продаж составила 54%, последние годы она понемногу сокращается (в 2015-м составляла 58%). В то же время и интернет-каналы не позволяют книготорговцам стать богаче: в 2017-м интернет-магазины продавали больше, но за меньшие деньги. В отчете отмечается сокращение среднего чека: за пределами столицы в 2017 году он составил 367,9 руб. (в 2016-м — 371,2 руб.), в Москве — 980,1 руб. (в 2016-м — 986 руб.). Авторы отчета предполагают, что в 2018 году рынок не вырастет: «Рост потребительского кредитования и продолжающееся снижение денежных доходов населения, очевидно, приведут к сокращению доли трат на товары не первой необходимости. В этих условиях покупка книги (и даже рабочей тетради) останется под вопросом для большинства потребителей РФ».