Как экономист из Ростова серьги-трансформеры делает
Юлия Попова окончила экономический факультет с красным дипломом, но по специальности работать не стала. На 4-м курсе она увлеклась рукоделием и решила превратить хобби в бизнес, открыв собственную мастерскую украшений. N поговорил с начинающей предпринимательницей о том, как без специальных знаний и знакомств в ювелирной сфере начать и раскрутить дело с нуля.
До 2020 года основательница мастерской украшений IN MOOD jewelry была далека от ювелирного дела. Юлия училась на экономическом факультете ЮФУ и заниматься рукоделием не планировала. Все изменили коронавирус и вынужденная самоизоляция.
— Когда начался ковид, я училась на 4-м курсе. Мы попали под первую, самую строгую самоизоляцию, когда все сидели дома и сходили с ума, не зная, чем заняться. Появилось много свободного времени, и я решила попробовать себя в чем-то новом, — рассказывает Юлия.
Дело выбирала практически наугад. Заказала через интернет тысячу бусин и несколько застежек, купила самые обычные кусачки в строительном магазине и начала учиться создавать бижутерию по видеоурокам в YouTube. Сделала себе и маме, подарила родственникам, потом пошли просьбы от знакомых и друзей. Брать деньги за украшения сначала было неловко, признается Юлия, но в итоге месяц карантина закончился созданием страниц в соцсетях и первыми продажами. Проект стал набирать обороты, и его основательница решила всерьез взяться за развитие собственного дела. Так увлечение переросло в бизнес:
— Многие говорят: «Зачем университет с красным дипломом заканчивала? Чем сейчас занимаешься? Бусики какие-то делаешь». Но это ведь тоже бизнес. Только в университете нас учили управлять масштабными проектами, а здесь маленькое собственное дело. Мне сейчас очень помогают университетские знания. Ни разу не пожалела, что получила экономическое образование, литературу по маркетингу читаю и сегодня.
Базу поставщиков пришлось нарабатывать без специальных знаний и знакомств, путем проб и ошибок. Юлия занимается сборкой украшений. Покупает фурнитуру, нити, камни, основания и из них собирает украшения:
— Бывало такое, заказываешь материал по сумасшедшей цене, купившись на рассказы о нереально высоком качестве, а он через несколько дней покупки темнеет. Сейчас мы наладили сотрудничество с поставщиками, отобрали пять компаний из Москвы, Петербурга и Челябинска, которые работают напрямую с заводами и соглашаются отправлять заказы небольшими партиями.
Бренд специализируется на ювелирной бижутерии. Большинство украшений сделаны из сплава на основе латуни, покрыты родием или позолотой. Используются натуральные камни, минералы, дутое стекло, фарфор и бисер. Ассортимент делится на две части: классика и креатив. Аудитория разная, говорит Юлия. За классикой приходят в основном статусные женщины средних лет. Они чаще всего берут изделия из жемчуга и необычные ассиметричные украшения. Молодые девушки больше ориентируются на моду. Спросом пользуются изделия-трансформеры, позволяющие по своему вкусу экспериментировать с дизайном украшения. Например, цепочка для очков, которая превращается в колье или браслет на ногу. Популярны серьги, для которых отдельно продаются основание и подвески. У некоторых покупателей уже собрана коллекция подвесок, они приходят за новыми, рассказывает Юлия:
— Начав ориентироваться в рынке, я удивилась высокому уровню конкуренции, не ожидала. Оказывается, огромное количество людей занимается ювелирным бизнесом. Сейчас прямо тренд на небольшие локальные бренды. Они на каждом шагу. Поначалу концепции бренда не было, я делала все, что получалось. Потом поняла, что можно найти свой стиль и своего покупателя и выделяться среди остальных дизайнеров. Сейчас я постепенно подхожу к идентифицирующему нас стилю. Это женственные, утонченные украшения, но с ноткой дерзости. Я бы так нас описала.
Почти год Юлия вела продажи через интернет. Когда по нескольку раз в день стали приходить сообщения с вопросом, где можно померить украшения, решила рискнуть и открыть мастерскую. Помещение искали три месяца. Найти подходящее оказалось непросто:
— У меня было много требований. Это мастерская, там должна быть особая энергетика. Я хотела кабинет в офисном здании с арочными окнами, солнечную сторону, и чтобы в здании обязательно была охрана. Обращались в агентства недвижимости, никто не мог найти ничего подходящего, говорили: «Запрос специфический». Начала искать сама, все лето ходила по городу, стучалась в офисные помещения, спрашивала. Сто раз прошла по Буденовскому, и на 101-й заметила на одном здании в самом центре огрызок бумаги с объявлением о сдаче офиса. Ремонт сделали сами, помог мой молодой человек.
На открытие мастерской ушло около 200 тысяч рублей. Чтобы заработать их, нужно было почти полтора года поездить по маркетам и ярмаркам, говорит Юлия. Окупились вложения за 3-4 месяца. После открытия собственного магазина каналы продаж поменялись. Онлайн-сегмент снизился, покупатели перешли в офлайн.
Поначалу аренду помещения экономически тянуть было непросто. Открывать мастерскую только потому, что хочется, не стоит. Нужно ориентироваться на спрос и быть уверенным, что продажи будут окупать аренду и затраты на материалы, отмечает собеседница N:
— Мы приобрели тех клиентов, которые не любят покупать в интернете, им нужно померить, потрогать, поразглядывать. Офлайн-магазин хорошо работает на увеличение базы клиентов. Один раз купив, люди приходят и во второй раз, покупают на подарки и т. д.
По словам Юлии Поповой, проект экономически успешен и сейчас в месяц приносит прибыль на уровне выше средней зарплаты по Ростову. Цифры собеседница N не раскрывает. В планах — открытие новых точек продаж в партнерских магазинах одежды I want so. Сотрудничество с брендом завязалось случайно, рассказывает Юлия. Основательницы познакомились на одном из торговых маркетов в Ростове. Первая витрина с украшениями появилась в магазине одежды I want so в станице Каневской в апреле прошлого года. В ближайшее время еще одна точка откроется в Краснодаре. Такие стойки не приносят большого дохода, но работают на повышение узнаваемости, говорит Юлия:
— Сейчас дошло до того, что я не справляюсь. Куча сообщений, всем нужно ответить, люди приходят мерить. Еще надо в помещении убрать, отправить заказы, не забыть сделать украшения и сохранить силы на съемку контента для соцсетей. Сегодня нет масштабных планов увеличения дохода, успеть бы с этими объемами справиться. Да я никогда и не ставила доход на первое место. У нас все по любви, в этом деле без этого никак. Хотя, когда клиенты пишут и просят переставить бусинку с одного места на другое, ты два часа переделываешь украшение, а потом они говорят вернуть, как было, тут уже не до удовольствия.