Федералы идут в Ростов с мясной розницей
Холдинг «Мираторг», крупнейший российский производитель свинины, ищет в Ростове помещения для открытия фирменных супермаркетов. Первые магазины площадью 750 кв. м могут открыть до конца года, говорят в «Мираторге». Новой сети придется бороться с крупными ритейлорами за торговые площади и с местными производителями за лояльность потребителей.
Агропромышленный холдинг «Мираторг» начинает подыскивать помещения для открытия супермаркетов в Ростове — 2 мая холдинг открыл вакансию менеджера по развитию, который будет заниматься поиском площадок и заключением договоров аренды. Представитель «Мираторга» Дмитрий Льговский сказал N, что открытие ростовских супермаркетов может состояться до конца года, хотя сейчас в приоритете развитие в Москве и Питере. Сколько объектов может быть открыто в Ростове, собеседник N уточнить не смог. Президент «Мираторга» Виктор Линник в недавнем интервью «РБК Daily» говорил, что до конца 2012 года должно открыться 50 магазинов, к 2015-му их число должно увеличиться до 500.
Пилотный магазин розничной сети «Мираторга» открылся в середине 2011 года в Москве, сейчас в столице работает 10 супермаркетов, говорит г-н Льговский. Общая площадь супермаркета — 750 кв. м, торговая — 450 кв. м, количество ассортиментных позиций и объем инвестиций в открытие одной точки не раскрываются. В обороте магазинов 30–40% должна составить мясная группа, «остальное — молочные продукты, хлеб, вино — все, что сопутствует покупке мяса», рассказывал г-н Линник. Дмитрий Льговский уточнил N, что пока назвать определенных поставщиков сопутствующей продукции сложно, вполне вероятно взаимодействие с местными производителями в регионах — «все будет зависеть от предлагаемых условий».
«Мираторг» — крупнейший российский производитель свинины (поголовье в 2011 году превысило 1 млн животных), сейчас холдинг развивает и другие мясные направления. По словам г-на Линника, в 2014 году «Мираторг» должен стать крупнейшим российским производителем мяса (совокупный объем — 500 тыс. т курятины, свинины и говядины в год), и для холдинга «логично иметь прямой доступ к потребителю», что не отменяет работу с сетевой розницей.
В Ростовской области по схожему пути пошла «ГРУППА АГРОКОМ» Ивана Саввиди, владеющая ГК «ТАВР». В 2010 году она начала развивать сеть магазинов «Тавровские мясные лавки» (площадь одной точки — 80–100 кв. м, объем вложений — 2–2,5 млн руб.), где представлена продукция «ТАВРА», а также охлажденное мясо, фарш и небольшое количество сопутствующих товаров — соусов, приправ (см. N, № 873). Сейчас сеть насчитывает 35 объектов в области, к концу года их число должно вырасти до 48, сообщили N в пресс-службе группы. Кроме того, в этом году «ГРУППА АГРОКОМ» начала еще один схожий проект в городах-миллионниках — сеть «Мясной дом», где помимо продукции «ТАВРА» будут экзотическое мясо, гастрономия. Общая площадь супермаркетов будет больше, чем в «Тавровских мясных лавках» (первый объект разместился на 400 кв. м, подробнее см. N, № 945). Срок окупаемости «Тавровских мясных лавок» — 4 года, «Мясных домов» — 5 лет, рассказывали в группе.
В своем розничном проекте «Мираторг» может столкнуться как минимум с двумя сложностями. Первая — нехватка помещений для развития.
— Такая проблема существует, особенно в центре Ростова, — соглашался в апрельском интервью N директор дивизиона «Южный» формата «дискаунтер» (сеть «Пятерочка») Дмитрий Шкет (см. N, № 972). — Кроме того, есть проблема с подъездными путями: дороги слишком узкие для проезда фур. Для строительства в центре города сложно найти земельный участок: все подходящие находятся в частной собственности. Что касается других районов, там тоже есть свои трудности. Сегодня «Пятерочка» размещается либо на первых этажах зданий, либо в пристройках. Новые дома, которые строятся, не приспособлены для торговли продуктами питания. В Ростове строятся торговые центры, но обычно они ориентируются на более крупные форматы — супермаркеты или гипермаркеты. Направление, где еще возможна работа, — это новые микрорайоны, которые создаются на окраинах Ростова в открытом поле. Хотя там не всегда есть необходимые коммуникации.
Вторая сложность — лояльность потребителей к местной продукции.
— Покупатели привязаны к определенному региональному типу продуктов. Например, в Белгороде мясная продукция местных производителей — самая популярная, поэтому сетям выгодно сотрудничать с местными поставщиками, — говорила ранее N пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова.
В Ростовской области помимо «ТАВРА» широко представлена мясная продукция местных «Донских традиций», Новочеркасского мясокомбината, «ВЕПОЗА» и других менее крупных производителей.