«Если у меня есть возможность — то на работу летаю самолетом»
Совладелец аэроклуба «Дугино» Сергей Солод запускает в окрестностях Ростова аэродром для малой, легкомоторной авиации. Это будет уже третий подобный объект в области. Г-н Солод объясняет растущий интерес к малой авиации смягчением законов, относительно небольшой ценой самолетов и наземного обслуживания и уверяет, что авиамаршрутки в области появятся через 2–3 года.
Аэродром в Дугино откроется в начале сентября. Здесь построено 10 ангаров: пять для самолетов владельцев клуба и пять для сдачи в аренду. Рядом с аэродромом расположатся зоны отдыха, пруд, детская площадка. Учредители проекта видят будущий клуб как место, «куда можно приехать на весь день с детьми и хорошо провести время». N: — За последние несколько лет ситуация в малой авиации изменилась?
С.С.: — За пару лет ситуация изменилась очень сильно. Заработала уведомительная система для любителей. Теперь достаточно через специальный сайт сообщить о своем полете, не оформляя разрешительные бумаги. Появилась возможность обучения и получения «пилотского удостоверения» в Ростовской области. Недавно Владимир Владимирович (Путин. — N) высказал пожелание восстановить существовавшую в Советском Союзе систему местной авиации, и, насколько мне известно, на уровне руководства области уже есть человек, которому поручено восстановление малых аэродромов в Вешенской, Белой Калитве, других районах области.
N: — Значит, над Ростовом появятся летающие маршрутки?
С.С.: — Это вопрос двух-трех лет. У нас воздушное такси обязательно приживется, а при некоторой поддержке со стороны государства и маршрутки на 20–30 человек станут реальностью. Весь мир уже летает, только мы отстали. Распространенное мнение о дороговизне малой авиации сложилось в том числе и из-за дороговизны эксплуатации устаревших самолетов, таких как АН-2. Если же сравнивать себестоимость летного часа в применении к современным самолетам, то разница составит десятки и сотни тысяч рублей.
N: — Но самолет по-прежнему воспринимается как роскошь.
С.С.: — Роскошь — понятие относительное. Небольшие самолеты можно смело сравнивать с автомобилями. Ключевое отличие — плохих или старых самолетов не бывает, так что аналогов «ведер с болтами» на рынке нет. Самолеты бывают летающие или нелетающие — последние интереса не представляют. Но по цене хорошего автомобиля — 2–3 миллиона рублей — можно купить хороший самолет. Цены на земле тоже не заоблачные: парковка под открытым небом обойдется в среднем в 5000 рублей в месяц, в ангаре — около 15000 рублей, что тоже сопоставимо с арендой машино-места. Взлет-посадка на аэродроме стоит 500–800 рублей. Малые самолеты уже совершенно обыденно принимают на гражданских аэродромах: хоть в Ростове, хоть в Москве, хоть в Краснодаре нас принимают на равных с «боингами», за отдельную плату могут и автобус к трапу подогнать. Когда мне нужно в другой город, я лечу на своем самолете и не понимаю тех, кто едет на машине, например, в Москву. Люксовые самолеты уже не редкость — только в этом году мои знакомые приобрели несколько небольших самолетов. Цена как у премиум-авто, но эффект появления на порядок выигрывает.
N: — Когда вы поняли, что вам нужен собственный аэродром?
С.С.: — Мы с друзьями некоторое время летали с аэродрома клуба «Доступное небо», но хотелось большего. Изначально мы впятером планировали сделать аэродром для себя — именно такой, каким хотим его видеть. Оказалось, что главное — начать. Сейчас у нас 12 га земли в собственности, пять ангаров — для себя, еще пять — коммерческих, на территории строятся зоны отдыха, обустраиваются пруд, детская площадка. За год успели немало, но открытие все же перенесли: многое требуется доделать. В идеале хотелось бы видеть здесь тематическую семейную зону отдыха, куда можно приехать на весь день с детьми и хорошо провести время. У меня, к примеру, сын любит рыбачить — поселили в пруду гибридов.
N: — Когда проект начнет окупаться?
С.С.: — Об этом говорить рано. По текущим подсчетам, выручка должна начать покрывать затраты на содержание на третий год.
N: — Малая авиация — это только такси для бизнесменов?
С.С.: — Нет, конечно. Уже два года можно наблюдать возвращение авиации в сельское хозяйство. Раньше, когда сельская авиация ассоциировалась с «кукурузником», это было дорогое удовольствие. Сейчас у нас базируются самолеты-химики, и они очень востребованы. Фермеры очень удивлялись предлагаемым ценам: для них самолет — это что-то невероятно дорогое. Думаю, через пару лет обработка полей с воздуха станет обычным делом.
N: — Крупные авиакомпании жалуются на нехватку пилотов. В малой авиации такого нет?
С.С.: — Малая авиация — это пилоты-любители. А вот когда коммерческие рейсы наберут популярность, возникнет та же проблема, хоть и в меньших масштабах.
N: — Но до массовых летных школ еще далеко?
С.С.: — Безусловно. В Ростове возможность обучения появилась относительно недавно. Но в планах есть создание молодежного направления. Мы планируем объединить усилия с одним из ростовских учебных заведений и на его базе преподавать теорию, а на аэродроме — практику.
N: — Для вас это все же хобби или перспективный бизнес?
С.С.: — Самое приятное — когда хобби приносит заработок. Надеюсь, так и будет.
N: — Много летаете?
С.С.: — Как только появляется свободное время. Если в выходной день нелетная погода — это настоящая трагедия, обидно терять часы полета. И конечно, при первой же возможности на работу тоже лечу.