г. Ростов-на-Дону
19 Февраля 2020 23:31:07

«Мы сначала создали розницу, теперь — опт»

ООО «Прасковейский хуторок», развивающее в области сеть алкомаркетов с одноименным названием, по словам учредителя Алексея Гавриленко, сейчас занимается получением оптовой лицензии. Это позволит компании импортировать относительно недорогую продукцию небольших европейских производителей и открывать магазины в других регионах.
«Мы сначала создали розницу, теперь — опт»


ООО «Прасковейский хуторок» с 2010 года открыло в Ростове и области 22 алкомаркета под брендом «Прасковейский хуторок» и планирует в дальнейшем открывать как минимум один магазин в месяц. Сейчас компания в своей сети магазинов торгует табаком и открывает винный бар. N: — Удается ли вам, как было заявлено год назад, открывать по одному магазину в месяц?

А.Г.: — Да, мы придерживаемся этих темпов, за прошедший год, если считать с апреля, открыли 12 новых алкомаркетов. В нескольких из них сейчас ведутся заключительные работы, и к 1 июня у нас будет 22 действующих магазина. Помимо Ростова сейчас мы активно развиваемся в области, у нас уже есть по 2 магазина в Шахтах и в Таганроге, в ближайшее время открываем алкомаркет в Азове.

В последнее время в Ростове усилилась конкуренция, многие компании открывают магазины, торгующие алкоголем. Все понимают, что неспециализированная розница и дальше будет сокращаться — закроется еще много торговых точек, которые работают по лицензиям, полученным до вступления в силу изменений в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В частности, будут закрываться магазины, расположенные вблизи детских садов, школ. Я думаю, что в Ростове места хватит всем, но работать станет сложнее, поскольку между игроками рынка усилится борьба за площадки, подходящие по нормам для открытия алкомаркетов. Кроме того, в Ростове более дорогая аренда. Поэтому мы видим больше перспектив развития в области — во многие населенные пункты не заходят сети, при этом весь ассортимент там ограничивается тем, что представлено в местном «Магните», хотя потребность в качественном алкоголе там большая.

N: — В чем ваши конкурентные преимущества?

А.Г.: — В большинстве сетей ставка делается на торговлю в основном известными федеральными брендами, портфель этих брендов поделен между основными дистрибьюторами Ростовской области. Мы не хотим конкурировать с тем, что есть везде. Поэтому изначально делаем ставку на продукцию не раскрученную, но качественную. Мы везем алкоголь из глубинки, находим никому не известные небольшие заводы по всей России, в том числе в Кировской и Вологодской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, которые делают хорошую продукцию по приемлемой цене. Основной наш ассортимент на сегодняшний день представлен такими производителями, как ЗАО «Прасковейское», Прошянский коньячный завод, Уржумский спиртоводочный завод, а также несколькими украинскими производителями. Благодаря взаимодействию с руководством департамента потребительского рынка Ростовской области у нас представлена продукция и местных производителей, в частности ЗАО «Янтарное» и Междуреченского винзавода. До конца 2012 года в наших магазинах была широко представлена продукция «Цимлянских вин», но с января по май производитель прекратил поставки. Однако после проведенных переговоров представители завода приняли решение об их возобновлении. Конечно, пусть в небольшом количестве, на наших полках присутствуют давно известные и зарекомендовавшие себя мировые бренды.

Сейчас мы занимаемся получением оптовой лицензии. Для развития своей розницы оптовая лицензия не нужна, поскольку можно закупать продукцию отдельно на каждый магазин или перемещать из одного по всей сети.

В первую очередь оптовая лицензия нам нужна для того, чтобы у нас появилась возможность импортировать алкоголь. В прошлом году я много ездил по Европе и посетил несколько предприятий, занимающихся производством спиртных напитков, в Чехии, Польше, Германии, Австрии, Италии. В отличие от российских производителей европейские не преследуют цель продавать много, их задача — найти надежного, стабильного партнера с гарантированным каналом сбыта, во всяком случае, это касается небольших семейных предприятий. Также много интересных предложений поступает и от украинских производителей.

Если до этого мы развивались в основном за счет собственных средств, то сейчас банк «Открытие» подтвердил нам кредитную линию в 40 млн рублей. Это длинные инвестиционные деньги, часть из них мы планируем направить на пополнение оборотных средств, другую часть — на открытие новых магазинов и строи­тельство распределительного склада. Проект склада уже утвержден, его площадь составит 1000 кв. м. Строительство уже начато, мы планируем завершить его до конца лета. Поскольку строим на собственном участке площадью 0,5 га, в дальнейшем намереваемся увеличить складские площади до 3000 кв. м, а при необходимости — и еще больше.

Мы пошли другим путем: сначала создали свою розницу, теперь создаем оптовое звено и увеличиваем число поставщиков.

В июле пополним свой автопарк тремя новыми автомобилями для более качественной логистики.

N: — На каких условиях вы сотрудничаете с ГК «Миллениум»?

А.Г.: — В марте мы согласовали условия сотрудничества с компанией «Логистик-Центр», входящей в состав ГК «Миллениум» под ТМ «Ассорти-Экспресс». С 1 апреля в каждом нашем магазине представлен максимальный ассортимент всех табачных изделий, которыми занимается наш партнер. Это стратегичес­кое, взаимовыгодное сотрудничество, позволяющее совместно развивать бизнес, поскольку в связи с ужесточением законодательства стало еще сложнее находить торговые точки для реализации не только алкогольной, но и табачной продукции. Нам подобное сотрудничество позволяет сократить расходы, увеличить поток розничных покупателей, а также привлечь оптовых, поскольку ассортимент и стоимость табачных изделий у «Ассорти-Экспресс» одни из лучших в городе. «Логистик-Центр», в свою очередь, получает для реализации своей продукции действующие площадки с уже сформировавшимся потоком постоянных покупателей. Сейчас мы рассматриваем аналогичные формы сотрудничества по другим товарным группам.

Кстати, в одном из магазинов, расположенном на пересечении ул. Пушкинской и пр. Буденновского, где раньше находился винный бутик Kauffman, мы планируем открыть винный бар. Стоимость напитков в нем не будет отличаться от цен, установленных во всех магазинах сети «Прасковейский хуторок». В меню не будет горячих блюд, предполагаются холодные закуски, которые принято подавать в барах. Посадочных мест будет немного. Поскольку заведение расположено в центре города, надеюсь, оно будет востребованным.

Если этот проект окажется успешным, мы продолжим открытие винных баров и в других магазинах.

N: — С какой рентабельностью вам удается работать?

А.Г.: — Мы работаем на этом рынке с 2010 года, и поначалу больше времени тратили на открытие новых магазинов, чем на внимание к каждому из них. Сейчас многие из них уже начали приносить прибыль. В целом рентабельность в этой отрасли зависит от того, где приобретать продукцию. Если мы получаем алкоголь от местного дистрибьютора, то максимальная наценка при условии конкурентоспособной цены — 20–30%. Если мы покупаем продукцию напрямую у производителя, то наценка может составлять 50–60%. Если же самим импортировать алкоголь и реализовывать в собственной сети, можно делать гораздо большую наценку.

В Ростове сейчас будет идти борьба за определенное количество рентабельных магазинов. Открыть один или несколько магазинов — это одно, но сохранить и увеличить их число — совсем другое. Я замечаю, что есть магазины, которые, не получив ожидаемого оборота на старте, сразу закрываются. Мы за два с лишним года не закрыли ни одного магазина. Даже те, в которых не очень хорошо идут продажи, продолжают работать.

N: — Почему вы их не закрываете?

А.Г.: — Для того чтобы быть сетью, нужно иметь определенное количество магазинов, стабильность нужна как поставщикам, так и нашим постоянным покупателям. Мы не закрываем магазины, в которых продажи идут хуже, чем мы ожидали, а стараемся найти новые формы снижения расходов и, соответственно, увеличения доходов. Яркий пример — партнерское сотрудничество с «Ассорти-Экспресс». Некоторые производители, расходуя огромное количество сил и средств, самостоятельно открывают фирменные магазины, которые зачастую не только не приносят прибыли, но и оказываются убыточными, представляя в лучшем случае максимальный ассортимент продукции предприятия. На сегодняшний день к нам поступило два предложения от производителей, которые отказались от открытия собственных алкомаркетов, но желают максимально представить свою продукцию на ростовском рынке. Формат сотрудничества выгоден обеим сторонам: производитель получает возможность в короткий срок разместить 30–40 видов продукции в двух десятках алкомаркетов не за баснословные деньги (как это происходит с крупными сетями), а за вполне разумные ежемесячные инвестиции, что, в свою очередь, выгодно нам.

N: — Насколько сегодня ужесточились требования государства к производителям и продавцам алкоголя?

А.Г.: — Сейчас отрасль очень жестко конт­ролируется.

Существует закон, запрещающий продавать алкоголь несовершеннолетним. Сегодня штраф за такое нарушение составляет 30–50 тыс. рублей для продавца, 100–300 тыс. рублей для должностного лица и 300–500 тыс. рублей для юрлица. С другой стороны, в законе «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей...» есть норма, запрещающая несовершеннолетним посещать магазины, специализирующиеся на продаже крепких алкогольных напитков, а тем более приобретать их. За нарушение данного закона ответственность несут как подростки, так и их родители, только штрафы за это нарушение в сотни раз меньше.

Все уже настолько запуганы, что в некоторых магазинах у 40-летних мужчин спрашивают паспорт, все смеются. Выдумываются новые и новые провокации. Сейчас изобрели новую форму: в магазин заходят отец с сыном, отец выбирает алкоголь, берет бутылку и подходит с ней вместе с сыном к кассе, сын отдает деньги. В итоге выясняется, что он несовершеннолетний. К чему все это? Конечно, мы постоянно проводим собрания, неоднократно меняли должностные инструкции, в которых все жестче прописывали ответственность продавцов; ссылками на закон у нас завешаны все входные двери, прикассовая зона. Но тем не менее есть же человеческий фактор, бывает, что несовершеннолетние выглядят как взрослые. Есть масса ларьков, где идет торговля паленым алкоголем, многим об этом известно, но торговля не прекращается.

N: — Собираетесь ли развивать сеть за пределами области?

А.Г.: — Мы уже открыли 2 алкомаркета в Краснодарском крае под ТМ «Новокубанский погребок». Ростов показал, что проект работает, поэтому будем расширять сеть и в других регионах. В дальнейшей перспективе планируем открываться в Астрахани и в Волгограде. Многие в основном упираются в Ростов, но если посмотреть вокруг, то, к примеру, ни в Волгограде, ни в Астрахани нет ни одной специализированной крупной сети алкомаркетов. Собственно, в этом состоит вторая причина, по которой мы взялись за получение оптовой лицензии: она нужна нам для того, чтобы поставлять продукцию в другие регионы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Агрегатор такси «Ситимобил», одним из собственников которого является Mail.Ru Group, начал работу в Ростове. «Ситимобил» планирует занять около 30% рынка, потеснив «Яндекс.Такси», «Такси 2-306-306» и «Везет». Один из конкурентов отмечает, что рынок услуг такси в Ростове растущий, есть место для нового игрока.
Новые компании
image
В Ростове появился ювелирный бренд, который специализируется на украшениях из серебра. Предпринимательницы Наталья Склярова и Татьяна Илларионова развивают дело в достаточно редком для Ростова направлении — ювелирном искусстве. За три года их совместный проект вырос в 10 раз. Сооснователь и дизайнер U brand Наталья Склярова рассказала, как превратила хобби в бизнес и начала собственное дело с 20 тысяч рублей.
Новые компании
image
В Ростове начала работу клиника «Мать и дитя», входящая в одноименную столичную сеть медучреждений, в 2018 году эта сеть возглавила рейтинг крупнейших частных клиник Forbes. «Мать и дитя» станет пятым медучреждением в Ростове, оказывающим услуги экстракорпорального оплодотворения. Клиника претендует на включение ее услуг в региональную программу ОМС.
Новые компании
image
На «Зеленой неделе» в Берлине было объявлено о проекте ООО «Кашарский бекон» по строительству в Кашарском районе свинокомплекса мощностью 5,2 тыс. т мяса в год за 1,2 млрд рублей. Если проект будет реализован, он станет третьим на Дону по объемам выпуска свиного мяса после «Русской свинины» (входит в кубанский «Агрокомплекс») и «Батайского» (входит в «ГРУППУ АГРОКОМ»). Новый свинокомплекс должен заработать в 2022 году. По мнению эксперта, отечественный рынок насыщен, успех проекта будет зависеть от эффективности производства и того, сможет ли поставщик установить выгодную цену.