г. Ростов-на-Дону
04 Июля 2020 16:02:49

«Мы делаем ставку на мобильность»

В апреле начал работу Азовский стеклотарный завод (АСЗ, входит в группу компаний «Нота»), мощность его первой очереди — до 130 млн бутылок в год. Первый замгендиректора ГК «Нота» Евгения Чумак считает основным преимуществом завода возможность браться за небольшие заказы и оперативно менять ассортимент выпускаемой продукции.
«Мы делаем ставку на мобильность»
Завод нацелен на работу с заказчиками в Ростовской области и ближайшими соседями — на юге России нет недостатка в производителях напитков и консервной продукции, говорит г-жа Чумак. Едва запустившись, АСЗ собирается удваивать мощности за счет приобретения линий, аналогичных двум работающим, — так не теряется ставка на мобильность, к тому же первые две линии выпускают белую стеклотару, а новые будут делать зеленую. Основная сложность, с которой сталкивается компания, — это нехватка молодых специалистов.


N: — Почему вы решили заняться производством стеклотары?

Е.Ч.: — Собственник группы компаний «Нота», в состав которой входит Азовский стеклотарный завод, Вадим Инатаев был акционером Азовского комбината детского питания (АКДП) и Аксайского стекольного завода, хорошо знал этот бизнес. Было понятно, что в отрасли большие перспективы, поэтому решили ин­вестировать в стек­лотарное производство.

N: — Инвестиции в ваш проект оценивались сторонними экспертами в 50 млн евро — это корректная оценка?

Е.Ч.: — Да, оценка правильная.

N: — Как решали вопрос финансирования?

Е.Ч.: — Построили все за свои деньги. Начали реализацию проекта в 2007 году, планировалось сделать все намного быстрее — за 2 года. Но поскольку строили исключительно на свои средства, то в 2008 году, когда случился кризис, темпы реализации проекта несколько замедлились. После запуска завода заняли у Сбербанка оборотные средства. Сделали это, чтобы подстраховаться, — закупаем сырье впрок, так как недавно из-за погодных условий возникали проблемы с поставкой соды.

N: — Нужное сырье в области есть?

Е.Ч.: — Нет. Сода из Болгарии, песок должен быть определенной марки, кварцевый, поэтому тоже привозной, как и полевой шпат.

N: — Почему тогда построили завод здесь?

Е.Ч.: — Азовский район выбран неслучайно, т. к. значительная часть наших сотрудников — это бывшие работники АКДП, далеко переезжать с нашим проектом не было смысла. Даже те специалисты, которые после закрытия комбината уехали работать вахтовым методом в другие города России, вернулись к нам.

N: — У вас довольно компактный завод, но, как я могу понять, с высокой производительностью. Использовали современные технологии?

Е.Ч.: — На тот момент, когда начинали реализовывать проект, это были последние разработки. Практически все оборудование немецкое — Emhard Sanjin. Завод действительно современный, с высокой степенью автоматизации.

N: — Исходя из чего определяли проектную мощность?

Е.Ч.: — Во-первых, логистика. Региональным заводам с громадными объемами производства бывает затруднительно обеспечивать отгрузку, доставку сырья, складирование. Во-вторых, мы делаем ставку на мобильность: можем 2–3 дня выпус­кать один вид бутылки, потом в течение нескольких часов переставить форму-комплект и выпускать уже другой. Более крупным заводам, чтобы поменять и настроить форму-комплект, нужно несколько дней, вследствие чего им неинтересно работать с мелкими заказчиками, они делают бутылку миллионными партиями. Небольшие производители напитков будут расходовать такой объем не один месяц, а бутылка имеет срок годности, если она долго стоит, то использовать ее нельзя. Мы же можем спокойно взять заказ на 300–500 тысяч бутылок. Что касается ассортимента, то можем делать все, вплоть до флаконов для духов: медицинскую тару, бутылки, банки. Форма-комплект изготавливается в течение месяца. Планируем установить небольшие линии, чтобы выпускать посуду, — получается выгодно, так как расход стекла выходит меньше, чем на бутылку, а продукция стоит дороже.

N: — Небольшие объемы производства позволят вам прибыльно работать при постоянном росте тарифов на услуги монополий?

Е.Ч.: — Конечно. Мы рассчитываем, что при выходе на проектную мощность прибыль должна быть около 200 млн руб. в год. Понимаете, при громадном объеме производства очень высоки риски, стекловаренная печь — как домна. Ее нельзя остановить.

N: — То есть расширяться вы не планируете?

Е.Ч.: — Планируем, но с разумными, на наш взгляд, объемами. Мы хотим запустить вторую очередь, аналогичную первой (120–130 млн бутылок в год). Уже подали заявку на инвестиционный кредит в Сбербанк, с которым оказалось приятно работать, и надеемся в мае получить положительное решение. Поскольку основное производство построено, то для второй очереди осталось только закупить оборудование и смонтировать печь — мы оцениваем инвес­тиции в 500 млн руб. Производство оборудования займет где-то полгода, для 1-й очереди мы смонтировали его за месяц. Вдвое больше, к слову, заняла бумажная волокита. Так что если все будет идти планомерно и без эксцессов, то за год введем вторую очередь. Вообще, мы не хотим стоять на месте и после ввода 2-й очереди планируем наполнять свои бутылки — не весь объем, конечно. Разливать минеральную воду кажется примитивной затеей, но конкретного решения еще нет — варианты напитков прорабатываются.

N: — Какой видите географию продаж стеклотары и с какими производителями намерены работать?

Е.Ч.: — Прежде всего мы нацелены на Ростовскую область и ближайших соседей. У нас практически все заводы закрылись, из прежних работает только Каменский, причем оборудование у него устаревшее. На сегодняшний день мы практически полностью обеспечиваем Ростовскую область лимонадной бутылкой. Отгружаем таким производителям, как ООО «Яблочко», ООО «Донроссельхозтехника», — это крупнейшие производители в нашей области. Также лимонадную бутылку отгружаем в Воронеж, Ставрополь, Карачаево-Черкесию. Производим эксклюзивную бутылку под минеральную воду для Горячего Ключа. Перспективно сотрудничество с Осетией. На юге России вообще нет недостатка в производстве напитков: минералка, лимонады, вино, водка. Скоро начнем поставлять банку в Белгород, Краснодарский край и Иваново. Хотя основные покупатели банки — это консервные заводы нашей области, и мы очень надеемся на плодотворное сотрудничество с ними. Когда работал завод на АКДП, то к нам выстраивалась очередь, проблем с покупателями не было. Сейчас, когда мы открылись, многие клиенты возвращаются.

N: — Вам выгоднее работать с эксклюзивными заказами или со стандартной продукцией?

Е.Ч.: — С эксклюзивными. Получается разовая трата на форму-комплект, которую подчас сложно сделать, но затем расход стекла идет такой же, как на стандартную продукцию, а цена бутылки выше.

N: — Сложно такие контракты получать?

Е.Ч.: — В принципе, нет. Всех интересует преимущественно соотношение цены и качества. Мы построились на свои средства и не связаны кредитными обязательствами перед банками, поэтому можем легко варьировать цену своей продукции.

N: — У вас фактически под боком работает «Кока-Кола», строится завод напитков «ПепсиКо» — пробовали с ними договориться о поставках?

Е.Ч.: — Мы бы с удовольствием обеспечили их, но действующий завод «Кока-Колы» пока привозит сюда бутылку, несмотря на то что это дорого.

N: — А вы, кстати, занимались разработкой своего бренда? Обращались к кому-то?

Е.Ч.: — Прорабатывали бренд сами, сейчас в процессе разработка сайта, регистрируем товарный знак. Хотим сделать еще лучше, но пока руки не доходят.

N: — Я заметил, что у вас довольно небольшой склад. Будете расширять?

Е.Ч.: — Будем, нам это жизненно необходимо с учетом перспективы ввода второй очереди. Но вообще мы стараемся работать для конкретных производителей. Сейчас у нас склад практически пустует, так как постоянно идет отгрузка готовой продукции заказчикам.

N: — Несколько лет назад это была довольно популярная тема в областном бизнесе — lean-технологии, эффективное производство.

Е.Ч.: — Мы, в принципе, и стремимся к тому, чтобы у нас на складе не было лишней товарной продукции. Вот когда летом пойдет спад, мы, конечно, будем спокойно работать на склад, но с перспективой того, что в сентябре-октябре это все уйдет покупателям.

N: — А почему вы летом ожидаете спада? Консервирование начинается осенью, но ведь летом люди пьют много жидкости.

Е.Ч.: — Сейчас летние напитки разливаются преимущественно в пластик, а продажи винно-водочной продукции, где используется стекло, традиционно оживают в холодное время года.

N: — По вашим наблюдениям, много в России сейчас заводов, подобных вашему?

Е.Ч.: — В Челябинске работает завод с аналогичным оборудованием, мы с ними обмениваемся опытом, специалистами. Такая же линия работает на заводе в Азербайджане. Но в Ростовской области на сегодняшний день в принципе есть мы и «Актис» — с ним тоже дружим, общаемся, поскольку не конкурируем.

N: — Но он же собирается выпускать и белое стекло?

Е.Ч.: — Да, а мы — зеленое на второй очереди. (Смеется.) Ну, это будет через год, а сейчас обмениваемся сырьем, помогаем друг другу как можем.

N: — Каковы ваши потребности в этом году?

Е.Ч.: — Нам понадобится автомобильная техника: мы уже приобрели 2 тонара-большегруза для перевозки песка, но они не успевают, поэтому будем уже в ближайшее время приобретать грузовики, погрузчики, легковые автомобили для перевозки сотрудников. И конечно, нужны специалисты — с ними всегда проблема. У нас много работников предпенсионного возраста, молодых специалис­тов найти сложно, сейчас пробуем наставни­чество. Хотим построить гостиницу при заводе для персонала, приезжающего из других регионов, потому что все стекольщики по России в основном работают вахтами. Эта же гостиница будет и для водителей наших заказчиков. Вообще, мы ориентируемся на опыт АКДП — там были и гостиница, и базарчик, и магазин. Все это работало, приносило какую-то прибыль, а главное — водителям заказчиков было удобно, что не в последнюю очередь влияло на выбор поставщика.

N: — Какие значимые тенденции в отрасли вы бы выделили?

Е.Ч.: — С 1 июля 2012 года вступает в силу новый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки», по которому запрещается повторно использовать стек­лянную упаковку для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием. Перспективы для производителей в связи с этим самые хорошие, и цена на бутылку, я думаю, будет расти. Плюс сейчас широко обсуждается вероятность запрета использования ПЭТ-тары. Если это произойдет, то нам расширяться и расширяться.

Просмотров: 521

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые компании
image
Компания Ivlev Group, возглавляемая шеф-поваром и телеведущим Константином Ивлевым, совместно запускает гастрономическую сеть «Кукуруза» в придорожных комплексах «Транспарк», которые ростовская компания развивает на федеральной трассе М-4 «Дон». Сеть придорожного общепита хорошо развита, конкуренция велика, отмечает участник рынка транспортных перевозок.
Новые компании
image
Столичная компания «Юнион Индастриалс» открыла в Ростове офис-склад подшипников. В течение 2-3 месяцев она планирует нарастить продажи до 1 млн подшипников в месяц. Емкость рынка Ростовской области достаточно большая, но и конкуренция между поставщиками велика, отмечает один из участников рынка.
Новые компании
image
На минувшей неделе в Ростов пришел новый сервис доставки Broniboy. На старте к проекту присоединились около 100 заведений-партнеров. Ростов занял первое место в России среди городов-миллионников по доле ресторанов с доставкой, поэтому приход новых игроков на рынок не заставил себя ждать.
Новые компании
image
За год работы донскому производителю товаров для детей «Аль Пако» из Донецка удалось распространить свою продукцию в России и выйти на зарубежные рынки. директор по развитию ООО «Аль Пако» Ксения Травина заявляет, что в этом году компания планирует увеличить количество выпускаемой продукции почти в два раза.
Реклама на сайте и в газете
Заказать