г. Ростов-на-Дону
19 апреля 2025 16:18:13
81.14
92.22

Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта

Минимущество Ростовской области требует в суде расторжения договора аренды 85 га — примерно 1/4 территории старого ростовского аэропорта с ООО «Аэро-Сити» Виктора Вексельберга. Это заставляет предположить, что один из богатейших бизнесменов страны перестал быть основным претендентом на застройку этой территории. По данным источника N, в ближайшем будущем область расторгнет все договоры аренды с «Аэро-Сити» — это часть плана регионального правительства по комплексной застройке территории старого аэропорта.

Пока что большая часть земель старого аэропорта находится у «Аэро-Сити» в долгосрочной — до 2064 года — аренде. ГК «Кортрос» Виктора Вексельберга всегда был основным претендентом на застройку этой площадки. Юрист недоумевает, зачем Минимущество пошло в суд с требованием о расторжении договора: если обе стороны намерены сотрудничать по проекту комплексной застройки, логичнее было бы решать вопросы мирно.

Минимущество Ростовской области требует в суде расторжения договора аренды участка площадью 85 га на территории старого Ростовского аэропорта. Арендатор — компания «Аэро-Сити». Как уточнили в пресс-службе Арбитражного суда Ростовской области, «Аэро-Сити» владеет грунтовой взлетно-посадочной полосой (ВПП) на этом участке. Договор на аренду участка, расположенного под ней, был заключен в 2016 году. Летом текущего года Минимущество выяснило, что грунтовая ВПП на участке отсутствует. По мнению истца, так как объект перестал существовать, участок невозможно эксплуатировать в целях, для которых был заключен договор, это является обоснованием для досрочного его прекращения.

100% в УК ООО «Аэро-Сити» принадлежит АО «Ростоваэроинвест», через цепочку компаний это общество контролирует бизнесмен Виктор Вексельберг (на 22-м месте в рейтинге российских миллиардеров «Форбс»).

N запросил комментарий у управляющей компании «Ростоваэроинвест» — УК «Аэропорты регионов», однако на минувшей неделе ответа не получил.

Спорный участок является частью территории общей площадью 367,86 га, на которой региональные власти планируют реализовать проект комплексной застройки.

Напомним, что в июне этого года правительство Ростовской области выпустило постановление о развитии территории старого аэропорта, согласно которому управлением проектом займется подконтрольная правительству Региональная корпорация развития. В постановлении обозначено, что строительство должно завершиться до 2040 года, всего должно быть построено до 1,5 млн кв. м жилой недвижимости, 452,3 тыс. кв. м соцобъектов, 308 тыс. кв. м детсадов и школ, 700 тыс. кв. м остальной недвижимости.

По данным Росреестра и упомянутого постановления, Ростовская область является основным собственником территории старого аэропорта, незначительная часть — в госсобственности. Сегодня большая часть этой площадки — 350,2 га — находится в аренде «Аэро-Сити» до 2064 года. На этих землях располагается ныне недействующий аэродром. Материнская компания «Аэро-Сити» — «Ростоваэроинвест» — была контролирующим собственником ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и управляла старым аэропортом вплоть до его закрытия. Территория аэродрома разделена на два больших участка, пока что только один из них является предметом спора.

На условиях анонимности источник N, знакомый с ходом реализации проекта, пояснил, что Минимущество Ростовской области действует в рамках постановления правительства области: готовит территорию под застройку, для этого нужно разорвать существующие арендные отношения, поэтому и подан иск в суд. Собеседник N добавил, что «Аэро-Сити» является собственником недвижимости на территории бывшего аэропорта — рулежных дорожек и других объектов инфраструктуры. Региональному минимуществу предстоит оценить и выкупить их все.

Ранее N неоднократно писал о том, что ООО «Аэро-Сити» участвовало в реализации планов строительной ГК «Кортрос» Виктора Вексельберга по застройке территории старого аэропорта.

В 2018 году ГК «Кортрос» на инвестфоруме в Сочи представила первую концепцию реновации территории старого аэропорта Ростова. Тогда же президент группы Вениамин Голубицкий заявлял телеканалу «Дон-ТР»: «Мы на сегодня подали заявку в правительство Ростовской области на осуществление крупного инвестиционного проекта. Теперь все зависит от того, какие решения примут губернатор и руководство области. Это государственно-частное партнерство, в нем должны принять участие и федеральные власти, и областные, и муниципальные, но большая доля придется на нас, инвестора». Однако губернатор отказал «Аэро-Сити» в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов. Тогдашний глава администрации Ростова Виталий Кушнарев объяснял N, что в городском бюджете нет средств для финансирования строительства на этой территории социальных объектов. Без них невозможно обеспечить комплексную застройку. Очевидно, «Кортрос» строить их не собирался.

Однако г-н Вексельберг от своих намерений не отказался. В 2019 году администрация Ростова выдала ООО «Аэро-Сити» разрешение на подготовку проектов планировки и межевания территории общей площадью 467,2 га, в этот периметр попадала территория старого аэропорта. Затем в мае 2021 года это же разрешение было выдано повторно. Кроме того, «Аэро-Сити» заказало концепцию развития этой территории бюро Асадова, о результатах работы бюро N рассказывал в августе этого года. Потом к реализации проекта подключились областные власти: в мае 2021 года областное правительство впервые заявило, что рассматривает возможность поручить Региональной корпорации развития операционное управление застройкой территории, т. к. из-за потенциальной убыточности при реализации проекта на первом этапе такая деятельность не заинтересует коммерческие структуры. В конце 2021 года регион нашел средства на первый этап: получил инфраструктурный бюджетный кредит в размере 7,2 млрд рублей для строительства канализационного коллектора № 62, необходимого для застройки территории старого ростовского аэропорта.

Так как вопрос с финансированием коммунальной инфраструктуры решен за счет бюджетных средств, «Аэро-Сити» снова могло бы попытаться претендовать на получение в аренду без торгов под реализацию масштабного инвестпроекта оставшихся 17,7 га земель (350,2 у него уже в аренде, а всего под застройку запланировано к освоению 367,86 га). Это событие должно было бы произойти в ближайшие два года: в начале текущего года замгубернатора Владимир Окунев заявлял, что строительство канализационного коллектора завершится в 2023 году, а в 2024 году начнется жилищное строительство на территории бывшего аэропорта.

Однако исходя из логики развития событий неясно, зачем региону расторгать договор аренды с компанией, которая является основным претендентом на застройку территории.

Отметим, что ООО «Аэро-Сити» оказалось не самым удобным арендатором. В 2018, 2019 и 2020 годах минимущество Ростовской области судилось с компанией, добиваясь повышения годовой арендной платы за 350,2 га территории аэродрома с 0,1 рубля за квадратный метр до 1,5% от кадастровой стоимости земли, то есть с 393,2 тыс. рублей (1,1 тыс. рубля за га) до 97,2 млн рублей (2,8 млн рублей за га), то есть в 247 раз. Однако добиться повышения цены не удалось: юристы «Аэро-Сити» раз за разом доказывали, что само по себе закрытие аэродрома не изменило ни вида разрешенного использования участков, ни их категории и назначения, не прекратило пребывание на них имущественного комплекса аэродрома, не наделило арендатора правом на использование этих участков каким-либо иным образом, а значит, повода для повышения цены нет.

Для сравнения: в этом году ГК «ЮгСтройИнвест» арендовала 11,2 га федеральных земель в Александровке под строительство крупного ЖК. Размер годовой арендной платы компании составит 83,7 млн рублей в год, или 7,8 млн за га.

Текущая ситуация подталкивает к предположению, что региональные власти хотят поставить ГК «Кортрос» Виктора Вексельберга в очередь, чтобы он участвовал в торгах на право аренды территории под застройку.

Руководитель ростовской юридической фирмы на условиях анонимности сказал, что основание, по которому минимущество расторгает договор, кажется ему формальным.

— Если «Аэро-Сити» планирует застраивать территорию нового аэропорта, если обе стороны — и регион и «Аэро-Сити» — намерены сотрудничать в рамках нового проекта по комплексному освоению территории, не совсем понимаю, зачем минимущество пошло в суд с требованием о расторжении договора аренды. Судебные споры — это долго и не всегда предсказуемо, — отметил собеседник N. — Стороны могли бы подписать подробное инвестсоглашение, в котором были бы учтены все нюансы, в том числе мирное расторжение старого договора аренды и заключение нового на новых условиях.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новости власти
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
Решение правительственной комиссии о предоставлении Ростовской области инфраструктурного бюджетного кредита в размере 7,2 млрд рублей для строительства коллектора, необходимого для застройки территории старого ростовского аэропорта, не только приблизило старт этих работ, но и повысило уровень влияния губернатора Василия Голубева.
Инвестпроекты
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
На минувшей неделе столичное архитектурное бюро Asadov опубликовало концепцию застройки старого ростовского аэропорта (без учета здания аэровокзала). Ростовские архитекторы не согласны с тем, что часть правительственных структур, согласно концепции, переедет на окраину города, сетуют на то, что выбор автора концепции происходил без конкурса. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится: с конца июня работу над проектом возглавляет не компания «Аэро-Сити» (входит в «Аэропорты Регионов») а Региональная корпорация развития.
Просмотров: 5429

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Конфликты
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
Ростовское научно-производственное объединение (НПО) «Горизонт» опубликовало открытое письмо в связи с задержанием генерального директора Дмитрия Хохлова. Пресс-служба ростовского регионального управления ФСБ сообщила о его причастности к особо крупным хищениям при выполнении оборонзаказа. В СМИ появились обвинения Дмитрия Хохлова в предательстве. В «Горизонте» утверждают, что речь идет не о хищении, а об ошибке. Ее уже исправили. Заказчику вернули деньги, он не выдвинул претензий.
Конфликты
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
Марина Турянская оставила должность директора зарегистрированного в Ростове крупнейшего российского зернотрейдера «Родные поля» (прежнее название — ТД «Риф»). На этом посту ее сменил Александр Коновалов.
Конфликты
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
Ростовская компания «Вертикаль», управляющая оптово-розничным рынком «Агро Молл» в Аксайском районе, заходит в Луганскую Народную Республику, где планирует организовать рынок на территории 9,9 га с гипермаркетом площадью 11,9 тыс. кв. м. Расширение бизнеса осложнил спор с крупным луганским ретейлером ТК «Вояж», который недавно запустил на этой же площадке гипермаркет «Манго», инвестировав в него до 250 млн рублей. Здание и участок принадлежат государству. Конфликт между предпринимателями возник из-за изменения правил аренды госимущества на присоединенных территориях. Луганская компания оценивает свой убыток от потери гипермаркета в 1,2 млрд рублей.
Конфликты
Вексельберга попросили на выход из Ростовского аэропорта
Центральная база измерительной техники МЧС РФ выиграла апелляцию в деле о задержке поставки роствертоловского вертолета Ми-26Т2 за 1,8 млрд руб. Две судебные инстанции согласились с суммой неустойки — 315,4 млн руб.