г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 02:07:23
102.58
107.43

ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию

Крупнейший отечественный зернотрейдер ростовский ТД «РИФ» вынужден увольнять сотрудников и не исключает собственную ликвидацию. Его корабли задержаны в российских портах с 18 марта из-за карантинной растительности. За прошедшее время только два судна компании смогли получить сертификаты Россельхознадзора на экспорт зерна. Владелец ТД «РИФ» Петр Ходыкин уверен, что задержку в портах организовал конкурент, «Деметра Холдинг», который хочет получить активы ростовской компании за бесценок. В Россельхознадзоре обвинения отвергают. В «Деметре Холдинге» на запросы N не ответили. Участник рынка отмечает, что остановка работы крупного зернотрейдера приводит к сокращению у крестьян возможностей для сбыта сельхозпродукции, что в свою очередь грозит падением цен.

9 кораблей ТД «РИФ» с 18 марта остановлены в портах. За это время только два судна компании смогли получить сертификаты Россельхознадзора на экспорт зерна, об этом сообщил N владелец компании Петр Ходыкин.

— Остальные зернотрейдеры грузят зерно на свои лодки из тех же банок и отправляют на экспорт, у них все хорошо. Над нами же просто издеваются. Например, мы оформили груз на Египет. Нам говорят: мы нашли у вас карантинную растительность для Египта. Давайте оформляйте груз на другую страну. Мы говорим — давайте на Израиль. Они — хорошо. Берут на проведение анализа месяц, хотя раньше для этого хватало 2 часов. Проходит месяц, говорят — мы нашли пестициды, в Израиль нельзя. Хотите другую страну? Мы выбираем другую страну, и нам предлагают ждать еще месяц анализ… Бизнес полностью блокирован, мы остановили наш порт в Азове. Ситуация безнадежная. Поэтому будем действовать, ориентируясь на обстоятельства: производить сокращении расходов, увольнять людей. Потом, видимо, будем подавать на ликвидацию. Сразу сделать это невозможно — есть обязательства, платежи, договоры, — говорит г-н Ходыкин.

Собеседник N отмечает, что в 2023 году к компании не было замечаний от Россельхознадзора, он уверен, что задержку в портах организовал конкурент, «Деметра Холдинг», который хочет получить активы ТД «РИФ» за бесценок.

Петр Ходыкин и гендиректор ТД «РИФ» Марина Турянская обратились с письмами об этом к зампреду правительства России Виктории Абрамченко, министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю Сергею Данкверт, губернатору Ростовской области Василию Голубеву, но реакции властей на эти письма нет.

— Все делают вид, что все нормально, — говорит г-н Ходыкин.

В «Деметра Холдинге» на запрос N на минувшей неделе не ответили.

В пресс-службе Россельхознадзора в ответ на просьбу N прокомментировать сообщение г-на Ходыкина о блокировки судов в портах ответили:

— Россельхознадзор ничего не блокирует, отгрузки зерна должны осуществляться в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями стран-импортеров, если по итогам проведённых лабораторных исследований в экспортной партии обнаруживаются карантинные для страны назначения организмы, то Россельхознадзор не может выдать фитосанитарный сертификат, поскольку как Национальная организация по карантину и защите растений Российской Федерации несёт ответственность за фитосанитарное состояние отгружаемых партий.

N попросил прокомментировать, почему остальные зернотрейдеры грузят зерно на свои лодки из тех же самых «банок», что и ТД «РИФ» и у них несоответствий не находят, хотя зерно то же самое. В службе ответили:

— Базовым принципом работы всех испытательных лабораторий является обеспечение независимости и беспристрастности при осуществлении оценки соответствия продукции. Отобранная должностным лицом Россельхознадзора от экспортной партии зерна проба поступает на исследование в лабораторию в зашифрованном виде. Таким образом, лица, проводящие лабораторные исследования, не могут идентифицировать принадлежность пробы к конкретной компании.

В «СПАРК-Интерфакс» сейчас данные о собственнике ТД «РИФ» не отображаются. По словам Петра Ходыкина, он остается владельцем компании и продавать ее «Деметра Холдингу» не планирует: «Мы вели переговоры о продаже, пока не поняли, что договариваться с нами не хотят».

ТД «РИФ» управляет портом в Азове, по уточненным N данным, мощность его перевалки 7 млн тонн в год, ему принадлежат 17 судов класса река-море, более 1500 вагонов-хопперов. В компании работает около 1500 сотрудников. По данным агентства «ПроЗерно» в сельхозсезоне 2022/2023 года ТД «РИФ» занял первую позицию в рейтинге крупнейших экспортеров, его доля в общем объеме экспорта — 17,6%. Ростовская компания является лидером таких рейтингов как минимум с сезона 2016/2017 годов.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2023 году экспортер получил рекордные выручку и прибыль. Выручка выросла в 1,6 раза, до 299,5 млрд рублей, чистая прибыль - в 5,5 раз, до 24,8 млрд рублей. Комментируя данную динамику, Петр Ходыкин отметил:

— Мы 15 лет много денег вкладывали в инфраструктуру, не увозили деньги из России, а покупали здесь вагоны, лодки, расширяли свой порт, инвестировали в логистику внутри страны. В 2023 году мы выполнили все обязательства по инвестиционным кредитам и первый год отработали без этой нагрузки. Наши вложения начали оправдываться. На текущий год мы запланировали инвестировать около 25 млрд рублей в вагоны, корабли, портовую инфраструктуру. Но теперь понятно, что это все не сбудется, все будем отматывать назад.

«Деметра-Холдингу» принадлежат крупнейшие в России зерновые терминалы: Новороссийский, доля Новороссийского комбината хлебопродуктов, зерновой терминал в Тамани, несколько ж.-д. операторов, в том числе «Русагротранс». Входящая в состав холдинга компания «Деметра-Трейдинг» была одним из крупнейших отечественных экспортеров вплоть до 2022 года. Однако по итогам прошлого сельхозсезона существенно снизила продажи. До 2023 года совладельцем вначале контрольного пакета, затем 45% «Деметра-Холдинга» был банк ВТБ. Снижение объемов экспорта этой компании источники газеты «Коммерсантъ» связывали с санкциями против банка. В июле 2023 года глава ВТБ Андрей Костин заявил о продаже доли в холдинге. Покупателя он не назвал. В «СПАРК-Интерфакс» информация о владельцах закрыта.

— Мы наблюдаем отъем собственности властями предержащими.  На рынке эта ситуация отражается плохо, — говорит основатель донского агрохолдинга «Урал-Дон» Александр Ярошенко, — И так небольшие возможности для сбыта, которые у нас есть, сокращаются. Для крестьян это может означать одно — падение цены. Производителю сельхозпродукции чем больше покупателей, тем лучше. Вот мы пришли к тому, что покупателей у нас стало меньше. Производителю от этого — плохо, и стране — плохо. Но кому-то — хорошо.

Отметим, что уровень конкуренции среди зернотрейдеров в России снижается второй год подряд. Летом прошлого года из страны ушли крупные зарубежные экспортеры —  «Каргилл», «Витерра» и «Луис Дрейфус». Совпадение или нет, но идею об ограничении присутствия в России иностранцев за несколько месяцев до этого, осенью 2022 года высказал в письме к президенту Владимиру Путину глава ВТБ Андрей Костин, на тот момент банк еще являлся крупным совладельцем «Деметра Холдинга».

Комментируя эту инициативу,  директор «Совэкона» Андрей Сизов говорил, что реализация ее приведет к снижению конкуренции среди крупнейших экспортеров российского зерна и, как следствие, к снижению цен для сельхозпроизводителей. Он выражал надежду, что эти предложения поддержаны не будут как не отвечающие интересам фермеров. Похожую позицию высказывал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

В конце марта текущего года, комментируя N ситуацию с остановкой работы ТД «РИФ» г-н Злочевский отмечал, что задержка флота крупного зернотрейдера в портах приводит к тому, что каналы отгрузок забиты продукцией компании, в результате никто больше грузить через эти каналы не может: «Если эта история будет продолжаться довольно длительное время, то до конца сезона мы не догрузим минимум 2 млн т, а может, и в 2-3 раза больше, в зависимости от того, как будут разворачиваться события. И в конечном итоге это зерно застрянет на российской территории и будет продавливать и так низкие цены. Ценообразование для нашего сельхозпроизводителя сейчас просто катастрофическое. Вся эта история усугубляет ситуацию для крестьян».

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Журнал Forbes опубликовал топ-200 частных российских компаний по объему выручки в 2015 году. В нем фигурирует ряд ростовских предприятий из прошлогоднего списка — НЗНП, «Юг Руси», «ГРУППА АГРОКОМ» и «Ростсельмаш», а также зернотрейдер ТД «РИФ», попавший в рейтинг впервые.
Скандалы, ЧП
Волго-Донская транспортная прокуратура признала законным постановление дознавателя Ростовской таможни о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего директора и соучредителя крупнейшего отечественного экспортера зерна — Торгового дома «РИФ» и иных лиц из числа сотрудников указанной компании.
Крупные компании
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Бизнесмен Петр Ходыкин теперь напрямую владеет крупнейшим отечественным зернотрейдером ООО «ТД “РИФ”», раньше предприятие принадлежало ему через фирму из ОАЭ. В компании это изменение объясняют плановой трансформацией на фоне стремительного развития и взятым курсом на расширение земельного банка в России. Эксперты отмечают, что в текущей ситуации владение бизнесом напрямую позволяет его обезопасить от санкций и контрсанкций и сохранить контроль. Кроме того, управление российским бизнесом через зарубежную компанию увеличивает риск отказа в субсидии или компенсации на территории России.
Инвестпроекты
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Крупнейший отечественный зернотрейдер ТД «РИФ» может приступить к реконструкции Азовского зернового терминального комплекса (АЗТК) в морском порту Азов до конца года. Строительство двух новых причалов задержалось из-за ковидных ограничений. Их запуск позволит АЗТК увеличить мощности перевалки на 50%, с 6,7 млн тонн до 10,2 млн тонн грузов в год.
Скандалы, ЧП
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Флот крупнейшего отечественного зернотрейдера из Ростовской области ТД «РИФ» с 18 марта задержан в портах из-за якобы найденной во всех партиях карантинной сорной растительности. В компании считают, что таким образом на нее оказывает давление крупный столичный зернотрейдер. Используя административный ресурс, конкурент вынуждает собственника ТД «РИФ» продать компанию.
Скандалы, ЧП
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Суда крупнейшего отечественного зернотрейдера ТД «РИФ» задержаны Россельхознадзором в портах с 18 марта, каждый день потерь стоит компании 1 млн долларов. Компания направила губернатору письмо, сообщив о попытке рейдерского захвата со стороны конкурента — «Деметра-Холдинга». Губернатор поручил минсельхозу Ростовской области разобраться в обстоятельствах, изложенных в письме. По мнению эксперта, нечестная игра конкурента, направленная на передел рынка, тормозит экспорт и усугубляет ситуацию с ценообразованием для крестьян.
Просмотров: 11474

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Конфликты
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Предпринимательнице Зухре Бугровой не удалось добиться разрешения суда на продолжение строительства торгового центра на площади Ленина, перед гостиницей «Амакс».
Конфликты
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Суд обязал крупного производителя и продавца одежды «Глория Джинс» выплатить компенсацию 746 тыс. рублей владельцу исключительных прав на персонажа Зайка Ми Рафису Юсупову. Компанию уличили в использовании изображения зайки на фуфайках без лицензии. Размер компенсации вдвое ниже, чем требовал г-н Юсупов, но в «Глории Джинс» его считают завышенным и будут обжаловать решение суда.
Конфликты
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Арбитражный суд Ростовской области арестовал деньги на банковских счетах ростовского ООО «Вектор». Средства нужны, чтобы обеспечить интересы истца — столичного агроэкспортера «МЗК Экспорт». Это контрагент «Вектора». Заявитель доказал, что ответчик не выполнил условия договора поставки зерна.
Конфликты
ТД «РИФ» сокращает штат и не исключает ликвидацию
Ростовский производитель и ретейлер одежды и аксессуаров «Глория джинс» судится с ООО «Индустриальный парк “Ориентир”», которое строило логистический комплекс в Подольском районе Подмосковья. Весь проект менежмент «Глории» оценивал в 5,1 млрд руб. Вероятно, 1-й этап обошелся в 1 млрд руб. и завершился в 2022 году.