Принуждение к миру
Конфликтующие с ноября Леонид Маевский, совладелец холдинга «ЮниТайл», и Лазарь Шаулов, владеющий головным предприятием холдинга — крупным заводом по выпуску керамической плитки «Стройфарфор», сели за стол переговоров. Мириться их вынуждает Сбербанк. В противном случае компанию ждет банкротство.
13 мая Арбитражный суд Ростовской области отложил рассмотрение иска Сбербанка о расторжении мирового соглашения с ОАО «Стройфарфор», долг которого составляет около 2,6 млрд руб. О переносе ходатайствовал представитель компании, утверждающий, что менеджеры холдинга «ЮниТайл» и его головного предприятия «Стройфарфор» начали переговоры по разрешению корпоративного конфликта.
На прошлой неделе областной Арбитражный суд удовлетворил ходатайство о переносе слушания дела по иску Сбербанка к ОАО «Стройфарфор» — заводу по производству керамической плитки, головному предприятию холдинга «ЮниТайл». Сбербанк, которому предприятие задолжало около 2,6 млрд руб., требует расторгнуть мировое соглашение и возобновить процедуру банкротства, которая уже вводилась на «Стройфарфоре» в 2011 году. Владимир Бубликов, представляющий интересы ответчика в суде, попросил о переносе заседания, пояснив, что конфликтующие партнеры «ЮниТайла» начали активные переговоры с целью разрешить возникшие в конце осени проблемы и возобновить выплаты долгов по кредитам, приостановленные в марте этого года.
— Действительно есть непогашенная задолженность перед заявителем — Сбербанком, — подтвердил Владимир Бубликов. — Но на данный момент стороны корпоративного конфликта, который пока еще развивается в группе компаний, предпринимают все возможные действия для того, чтобы урегулировать его мирным путем — без возвращения к процедуре банкротства, которая ни одной из сторон не принесет положительных моментов.
По словам г-на Бубликова, «положительная динамика в переговорах и шансы на то, что все стороны будут согласны на урегулирование мирным путем, есть». До сих пор конфликтующие партнеры не были склонны искать компромисс, с течением времени их обвинения в адрес друг друга становились все более резкими. Впервые за полгода с начала конфликта интонация поменялась.
Получить комментарии Леонида Маевского на прошлой неделе не удалось. В пресс-службе Сбербанка также не ответили на запрос N.
— Мы находимся в диалоге, но раскрывать возможные варианты урегулирования сейчас преждевременно, — прокомментировал N ситуацию Лазарь Шаулов. — В таких деликатных вопросах раскрытие деталей может повредить переговорам. В любом случае мы стараемся двигаться максимально быстро.
Источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что компромиссный вариант должен быть утвержден сторонами не позже конца мая — начала июня. Следующее заседание суда назначено на 3 июня.
О партнерстве с Леонидом Маевским и продаже ему своей доли основатель «ЮниТайла» Лазарь Шаулов договорился в 2011 году, после того как «Стройфарфор» из-за большой закредитованности был вынужден подать на банкротство. Тогда г-н Маевский пообещал решить проблемы холдинга без банкротства и сохранить производство, выкупив долги холдинга перед банками. Условия сделки стороны не раскрывали. В сентябре 2012 года Арбитражный суд Ростовской области утвердил мировое соглашение между ОАО «Стройфарфор» и его кредиторами и прекратил дело о банкротстве. Долг «Стройфарфора» составлял более 3,6 млрд рублей. Г-н Маевский договорился с кредиторами о рассрочке на 4 года под 8%. Основной кредитор — Сбербанк. Другой крупный кредитор — ООО «Бизнес-Оценка», принадлежащее бизнесмену Леониду Маевскому, — также занимался скупкой долгов и накопил объем требований на сумму свыше 475 млн рублей. В сентябре 2012 года Леонид Маевский заявил N, что теперь он — основной владелец холдинга. Он приступил к оперативному управлению холдингом и заводом «Стройфарфор» в частности.
Конфликт между ним и Лазарем Шауловым возник в конце ноября 2013 года. Тогда сохранивший 100% акций ОАО «Стройфарфор» Лазарь Шаулов сообщил о расторжении договора с управляющей компанией холдинга «ЮниТайл», гендиректором которой является г-н Маевский. Причинами г-н Шаулов называл невыполнение партнером соглашений о мерах по оздоровлению холдинга и вывод средств со счетов производственных площадок.
Леонид Маевский, в свою очередь, заявлял, что долги в размере 600 млн рублей, выкупленные им в ходе реструктуризации задолженности холдинга, по условиям мирового соглашения должны быть конвертированы в уставный капитал «Стройфарфора» и в результате он должен получить контроль над предприятием. По версии Лазаря Шаулова, конвертировать средства планировалось в дистрибьюторское звено холдинга.
Вскоре после начала конфликта «ЮниТайл» распространил информацию о том, что холдингом заинтересовался инвестфонд Unicorn Capital Partners. В фонде подтвердили намерения приобрести активы «ЮниТайла». Однако сделка не состоялась.
28 февраля ООО «ЮниТайл» заявило, что приостанавливает выплаты кредиторам. 13 мая в суде Владимир Бубликов уточнил, что долг перед Сбербанком составляет «примерно 2,6–2,7 млрд руб.».
По словам источника, знакомого с ситуацией, сторонам выгодно решить все проблемы сейчас и продать компанию: в случае возвращения к процедуре банкротства гг. Шаулов и Маевский потеряют контроль над ситуацией.
— Расторжение мирового соглашения, утвержденного судом в рамках дела о банкротстве, повлечет возобновление этого дела. В отношении должника будет введена процедура, которая применялась на момент утверждения мирового соглашения (назначение арбитражного управляющего. — N), — отмечает Игорь Гусев, старший юрист юридической фирмы VEGAS LEX. — При возобновлении процедуры банкротства кандидатуры управляющих будут предоставляться СРО, в которой состоял арбитражный управляющий, назначенный при введении процедуры банкротства. Эту СРО, в свою очередь, выбирает лицо, обращающееся с заявлением о банкротстве (ООО «ЮниТайл». — N). Вместе с тем, обладая большей частью голосов на собрании кредиторов, банк может заменить арбитражного управляющего впоследствии. В случае конкурсного производства средства от продажи имущества должны быть направлены на погашение задолженности перед кредиторами, а также финансирование самой процедуры банкротства.