«Поплыла» крупнейшая судоходная компания Ростова
Запущена процедура банкротства в отношении ростовского ООО «Палмали», одного из крупнейших в стране водных перевозчиков нефтепродуктов. Компания является частью бизнеса входящего с списки Forbs известного азербайджанского и турецкого предпринимателя Мубариза Мансимова. В этом году «Палмали» должна была закончить выплату 1,7 млрд рублей рассроченной на три года налоговой задолженности.
Арбитражный суд Ростовской области ввел в отношении ООО «Палмали» одну из процедур банкротства — наблюдение, удовлетворив иск питерской компании «ЛУКОЙЛ-Бункер». Внешним управляющим по предложению истца назначен Равиль Латыпов.
Известно, что «ЛУКОЙЛ» является крупнейшим контрагентом компании «Палмали». Перевозчик транспортирует ее нефтепродукты через Черное и Балтийское моря. Конфликт между партнерами вышел на поверхность в течение последнего года. Пресса писала о взаимных претензиях с обращением в международные суды. Осенью 2017 года «РБК» писал о том, что Palmali подала в Высокий суд Лондона иск к «ЛУКОЙЛу» почти на $ 2 млрд. Ресурс tradewindsnews.com сообщил в апреле об аресте дочерней компанией «ЛУКОЙЛА» Litasco двух танкеров Palmali за неуплату бункерных счетов.
Первый тревожный звонок для «Палмали» прозвучал в 2014 году, когда налоговая инспекция предъявила перевозчику претензии на 6 млрд рублей, обвинив его в незаконном выводе средств в офшор.
В ходе судебных разбирательств судоходная компания сумела снизить объем претензий до 1,7 млрд рублей и добилась в апелляционной инстанции трехлетней рассрочки для их выплаты, мотивируя это тем, что в случае единовременной выплаты ей грозит банкротство. Закончить выплаты «Палмали» должна была в декабре 2018 года.
Южное следственное управление на транспорте СКР, как сообщал в 2016 году «Коммерсант-Юг», возбуждало уголовное дело в отношении директора «Палмали» Алексея Михелева. Попытки корреспондента N на минувшей неделе связаться с г-ном Михелевым не увенчались успехом. В офисе компании сказали, что не будут комментировать ситуацию.
Как следует из материалов арбитражного суда, «Палмали» принадлежит 51 судно. Почти все суда на момент спора с налоговиками находились в залоге у Сбербанка (их балансовая стоимость свыше 16 млрд рублей).
Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Палмали» выручило в 2016 году 4,2 млрд рублей, чистая прибыль — 184,6 млн рублей (по РСБУ). Пик выручки в период 2012-2016 годов пришелся на 2015 год — более 5,2 млрд руб. При этом объем долгосрочных обязательств компании по итогам 2016 года составлял 14,9 млрд рублей.
Согласно статистике Банка России, в январе — феврале просроченная кредитная задолженность в иностранной валюте в отрасли «Транспорт и связь» в Ростовской области выросла сразу на 11,1 млрд рублей. В Сбербанке не стали комментировать вероятную связь этого показателя с задолженностью «Палмали».
Как писал «Коммерсант-Юг» со ссылкой на данные арбитражного суда, в 2013-2014 годах Сбербанк выдал следующие кредиты ООО «Палмали»: $ 54 млн под 6,7% годовых, $104 млн под 7% (оба на 134 месяца) и $ 60 млн под 6% годовых на 130 месяцев.
Согласно данным суда, в число кредиторов судоходной компании помимо «ЛУКОЙЛ-Бункер» входят ООО «Альянс» (Ростов), ООО «Ростовтормет-Юг» (Таганрог), ООО «Судостроитель» (Аксай), «Балтик Турбо» (Санкт-Петербург), Канонерский судоремонтный завод (Санкт-Петербург), ООО «Причал АСВ» (Астрахань), «РУСБУНКЕР» (Ростов), ООО «Экспойл Групп» (Темрюк), ООО «Завод дизельной аппаратуры» (Санкт-Петербург).
Принимая решение о предоставлении «Палмали» рассрочки по выплате налоговой задолженности в размере 1,7 млрд рублей, суд указывал, что «ожидаемое должником поступление выручки за период с января 2016 года по декабрь 2018 года по договорам, заключенным с основными заказчиками, составляет около 17,892 млрд руб.».
Конфликт с «ЛУКОЙЛом», надо полагать, мог эти планы нарушить.
Надо сказать, что вокруг «Палмали» с момента спора с налоговыми органами объем негативной информации только нарастал. «Новая газета» упоминала перевозчика в статье о контролируемых ИГИЛ (террористическая организация запрещена в России) поставках сирийской нефти. О связях Мубариза Мансимова с семьей турецкого президента писали турецкие и азербайджанские СМИ. Однако сам бизнесмен, чья штаб-квартира находится в Стамбуле, связи с ИГИЛ и Эрдоганом опровергал.
«Мы интернациональная компания. В Турции нас считают турецкой, в России — российской, в Азербайджане — азербайджанской», — рассказывал в 2009 году корреспонденту Forbes Мансимов.
В начале этого года агентство «Новости-Азербайджан» со ссылкой на интервью Мубариза Мансимова турецкому изданию Hurriyet писало, что бизнесмен готов продать ООО «Палмали» и покинуть российский рынок. Предприниматель сказал, что ему по-прежнему принадлежит до 100 судов, наряду с которыми грузоперевозки осуществляют еще и суда зафрахтованные. По его словам, в России у компании самое большое число кораблей.
Если флот «Палмали» по-прежнему находится в залоге у Сбербанка, то с его продажей могут возникнуть проблемы. Сбербанк пока к делу о банкротстве не подключился.
Говоря об иске своей компании к «ЛУКОЙЛу», который подан в Верховный суд Лондона, Мансимов выразил уверенность в том, что его претензии будут удовлетворены: «Мы 27 лет работали с «ЛУКОЙЛом». В 2005-2010 годах наше сотрудничество было самым плодотворным. В 2010-м мы продлили наш контракт еще на 10 лет, купили дополнительные суда. Однако противоположная сторона не выполнила условия контракта».
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», ростовское ООО «Палмали» контролирует также компанию «Палмали каспийские морские проекты» (выручка в 2016 году - 538,7 млн рублей, чистая прибыль - 739,5 млн рублей), зарегистрированную по тому же адресу.