Дело о банкротстве ТагАЗа суд рассмотрит 24 апреля
Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ, входит в группу «Донинвест» Михаила Парамонова) подал заявление о своем банкротстве. На ТагАЗе говорят, что не смогли договориться по вопросам реструктуризации долгов перед крупнейшими кредиторами — госбанками. Газпромбанк потребовал единовременно вернуть 900 млн рублей, уточняет источник N на ТагАЗе (в банке это не комментируют). Автозавод в 2011 году был должен банкам 20 млрд рублей. Предприятию не помогло даже заступничество Владимира Путина.
ООО «ТагАЗ» подало заявление о собственном банкротстве в Арбитражный суд Ростовской области, 9 апреля суд принял его к рассмотрению, информация об этом есть в картотеке дел Высшего арбитражного суда. Первое заседание назначено на 24 апреля. — Мы не смогли договориться с крупнейшими кредиторами — госбанками по вопросам реструктуризации задолженности. В связи с этим была инициирована процедура банкротства с целью защиты от кредиторов и дальнейшего финансового оздоровления предприятия, — сообщили N в пресс-службе ТагАЗа.
В 2011 году ТагАЗ был должен свыше 20 млрд рублей банкам-кредиторам. Крупнейшие — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк; соглашения о реструктуризации с ними, по данным ТагАЗа и областного правительства, подписывались в течение 2011 года. В январе 2012 года областной арбитраж утвердил последнее — с банком ВТБ, который до этого требовал банкротства завода. Не последнюю роль в урегулировании конфликта с ВТБ сыграла поддержка президента Владимира Путина (на тот момент являлся премьер-министром), к которому смог достучаться Михаил Парамонов.
В феврале 2012 года ТагАЗ посетил губернатор Василий Голубев, корреспондент N присутствовал при его встрече с работниками 27-го цеха — они просили помочь с выплатой зарплат и повлиять на банки, которые отказывают работникам завода в получении ипотечных кредитов. Михаил Парамонов тогда сказал работникам, что если бы не поддержка премьера и губернатора, то речь шла бы не о погашении долгов по зарплате, а о том, «где удобнее металлолом срезать», — завод бы обанкротился.
Мобильный г-на Парамонова на прошлой неделе не отвечал.
— Насколько я знаю, камень преткновения для завода — это Газпромбанк, который потребовал единовременной выплаты 900 млн рублей, — рассказывает источник N в группе «ТагАЗ».
Сейчас Газпромбанк требует с завода в арбитраже Москвы возврата 12,3 млн евро и обращения взыскания на 2098 автомобилей, заложенных по кредиту. В банке к моменту верстки номера не смогли предоставить комментарии.
В пресс-службе Юго-Западного банка (ЮЗБ) Сбербанка N сказали, что по состоянию на 9 апреля задолженность группы компаний «ТагАЗ» (в нее входят производственные, операционные и торговые компании) перед ЮЗБ — 3,58 млрд рублей. При этом просроченная задолженность отсутствует, следующее погашение определено на август, отметили в банке. ЮЗБ «в курсе о подаче иска», но перспективы отношений с автозаводом его представители не комментируют.
— К сожалению, ВТБ не был заранее уведомлен о подаче ТагАЗом заявления о собственном банкротстве. Очевидно, что такие действия со стороны владельца предприятия нарушают логику меморандума о реструктуризации долгов, подписанного в начале декабря прошлого года, — сообщили N в пресс-службе банка. — ВТБ будет добиваться взыскания долгов с завода в рамках российского законодательства.
ТагАЗ — головная компания автомобильного холдинга «Донинвест», с лета 2010 года он сдает фонды в аренду дочернему ООО «Таганрогское Автомобильное Производство» («ТагАвтоПром»), на котором оформлены все сотрудники производства. В пятницу, 6 апреля, областное правительство сообщило, что ООО «ТагАвтоПром» не выплатило зарплату 3606 работникам, общая сумма задолженности — более 31 млн рублей.
Вице-губернатор Сергей Горбань сказал, что «люди должны заранее знать, что таким организациям доверять не нужно». — На 13 апреля все долги перед работниками (3919 человек) погашены, а с 16 апреля начинаем выдавать мартовскую зарплату, — заявил N директор по персоналу «ТагАвтоПрома» Александр Неведров. — ТагАЗ приложил все усилия, чтобы погасить долги, распродал непрофильные активы.
По словам г-на Неведрова, у «ТагАвтоПрома» два основных партнера — ТагАЗ и «ТагАЗ Интернэшнл», процесс банкротства одного из них не должен сказаться на работе завода: «…если оборудование не заберут, конечно, но мы думаем, что до этого не дойдет». Сейчас в цехах хорошее настроение, говорит г-н Неведров, а план производства на апрель — май — как в докризисные времена, около 5 тыс. автомобилей в месяц против 1–1,5 тысячи, собиравшихся в последнее время. В 2011 году завод продал 30,6 тыс. автомобилей.
— Если мы будем собирать 5 тыс. автомобилей в месяц, то этого хватит для обслуживания банковских кредитов и нормальных расчетов с работниками, — отмечает собеседник N. — А вот 1,5 тыс. недостаточно — мы не окупаем затраты.
— Сложно судить, насколько реальны эти планы с учетом высокой долговой нагрузки группы, — рассуждает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. — В принципе, ТагАЗ может продавать эти объемы, так как выпускает авто различных брендов (Hyundai и «корейцев и китайцев» под брендами Tagaz, Vortex, BYD. — N), которые понемногу раскупаются. Но такая неоднородная линейка говорит о нестабильном положении завода, это проблема, которая требует решения.
Мощности ТагАЗа — 180 тыс. автомобилей в год. Для того чтобы попасть в режим промсборки (пошлины на ввоз комплектующих до 5%, в противном случае — 25–30%), ТагАЗу нужно нарастить мощности до 300 тыс. авто в год и довести уровень локализации до 60%. Только при соблюдении этих условий обещанная поддержка правительства РФ останется в силе. Сергей Удалов считает, что ТагАЗ может войти в режим промсборки, если заинтересует кого-то из иностранных производителей в качестве готовой сборочной площадки. Однако не имеющих своего завода в России или планов по его строительству осталось мало: Fiat, Honda, Subaru — «и то им предпочтительнее размещаться в Калининграде, где есть поддержка автопрома». Впрочем, к ТагАЗу могут присматриваться и производители грузовой техники, добавляет эксперт.