«Амилко» защитило имя в суде
Суд по интеллектуальным правам (СИП) встал на сторону донского производителя крахмалопродуктов «Амилко» в патентном споре с нижегородским «Амил». Последний больше не вправе использовать свой товарный знак со словом Amyl. Юристы отмечают, что принятое решение — в русле судебной практики.
Спор о схожести товарных знаков и наименований между двумя производителями крахмалопродуктов донским «Амилко» и нижегородским «Амил» длился почти три года. В 2017 году ростовское ООО «Амилко» обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны комбинированному товарному знаку общества «Амил». Знак представлял собой красный пятиугольник и надпись Amyl справа. «Амилко» посчитало, что словесный элемент является доминирующим, привлекает внимание, легче запоминается и используется потребителями при поиске товаров. Учитывая идентичность товаров двух предприятий, увеличивается вероятность того, что покупатель может их перепутать. Нижегородское предприятие несколько изменило изображение, уменьшив надпись, и сократило перечень товаров, в отношении которых товарному знаку была предоставлена правовая охрана. Роспатент посчитал это достаточным и отказал «Амилко» в удовлетворении возражений. Ростовчане с выводами ведомства не согласились и обратились в суд с просьбой признать решение Роспатента недействительным. Суд обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение «Амилко», однако ведомство повторно отказало компании. В 2020 году «Амилко» снова обратилось в суд.
По мнению истца, товарный знак ООО «Амил» до степени смешения схож с товарным знаком ООО «Амилко». При этом донская компания зарегистрировала знак раньше конкурентов и имеет приоритет. В суде представители «Амилко» заявили, что пятиугольник на товарном знаке «Амил» можно отнести к простым геометрическим фигурам, он не оригинален и не способен выполнять свою основную функцию — индивидуализацию товаров правообладателя. Словесный элемент Amyl на товарном знаке, по мнению истца, и после изменений остался доминирующим.
Роспатент и ответчик придерживались противоположной точки зрения и заявляли о смысловой нагрузке красного пятиугольника, способного вызвать у потребителей ассоциации с фрагментом молекулы крахмала. Представители «Амилко» в свою очередь заявляли, что большинство потребителей не знают, как выглядит молекула крахмала, а кроме того, обращали внимание на то, что эту молекулу изображают в виде шестиугольника.
Суд согласился с доводами истца о том, что пятиугольник на эмблеме «Амил» является простой геометрической фигурой, регистрация которой в качестве товарного знака не допускается. Он установил, что закругление углов и разная длина граней не приводят к качественно другому восприятию фигуры потребителем. Суд удовлетворил требования ростовского «Амилко» и признал недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку компании «Амил». Он обязал Федеральную службу по интеллектуальной собственности внести соответствующую запись в Госреестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
— Решение суда видится вполне логичным, принятым в русле сложившейся судебной практики, — отмечает руководитель Поволжской дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин.
По словам юриста адвокатского бюро «ГРАТА Интернешнл Ростов-на-Дону» Игоря Довженко, дела о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку часто встречаются в судебной практике. Исход подобных дел зависит от того, сможет ли истец доказать, что спорный товарный знак сходен до степени смешения с используемым им товарным знаком или нет.
— Для ООО «Амил» решение суда означает, что компания больше не вправе использовать соответствующий товарный знак, так как решение суда по интеллектуальным правам вступает в силу немедленно. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в президиуме Суда по интеллектуальным правам.
ООО «Амилко» — один из крупнейших производителей крахмалопродуктов в России. Компания зарегистрирована в 2006 году. Предприятие находится в городе Миллерово Ростовской области. С 2014 года реализуется проект модернизации предприятия, предусматривающий увеличение мощности по переработке кукурузного зерна со 140 тыс. тонн в год до 600 тыс. тонн в 2023 году, а также создание производств крахмалопродуктов и высокопротеиновых кормов в целях импортозамещения сложных крахмалопродуктов и сахаристых продуктов. В 2019 году «Амилко» увеличило выручку на 17,3% — до 5,3 млрд рублей. Чистая прибыль составила 256,1 млн рублей, что на 5,1% больше показателя 2018 года.
ООО «Амил» зарегистрировано в 2015 году в Нижегородской области. Компания является совместным шведско-российским предприятием по производству модифицированных крахмалов. По данным сайта, его создание стало результатом многолетней успешной коммерческой деятельности в России шведской компании Lyckeby Starch AB. Завод ориентирован на производство кукурузных и картофельных модифицированных крахмалов для пищевой промышленности. Выручка ООО «Амил» в 2019 году выросла в 4 раза, до 147,8 млн рублей. В 2018 году компания фиксировала убыток, в 2019-м вышла на прибыль в размере 23,8 млн рублей.