В Волгодонске начали выпуск реагентов для нефтегазодобычи
ООО «НПО НИИПАВ», производитель поверхностно-активных веществ для бытовой химии и косметики, запустило первую установку по производству реагента для нефтегазодобывающих предприятий и планирует ввести в строй вторую. Компания рассчитывает занять 10–15% отечественного рынка этих реагентов в ближайшие два года. Объем инвестиций в проект составит 40 млн рублей. По мнению эксперта, внутренний рынок реагентов для нефтепромыслов перспективен.
Волгодонская компания «НПО НИИПАВ» запустила в эксплуатацию установку по производству реагента на основе метанола для нефтегазодобывающих предприятий. На реализацию проекта потрачено около 25 млн рублей, рассказал корреспонденту N соучредитель и председатель совета директоров НИИПАВ Аркадий Чебоксаров.
В третьем квартале текущего года планируется запустить вторую аналогичную установку стоимостью около 15 млн рублей.
Ранее г-н Чебоксаров рассказывал N, что ввод этих установок позволит увеличить мощности предприятия в 1,5–2 раза — до 15–20 тыс. тонн в год.
Проект реализуется совместно с производителем и продавцом химпродукции ГК «Зиракс», который приобрел 50% долей волгодонской компании в 2017 году (см. N, № 1257). По данным «СПАРК-Интерфакса», вторые 50% долей НИИПАВ принадлежат Аркадию Чебоксарову. По его словам, в течение двух лет НИИПАВ планирует занять 10–15% отечественного рынка нефтепромысловых реагентов. В ГК «Зиракс» его объем в 2018 году оценивают в 30 млрд рублей, или 300 тыс. тонн, исходя из данных по производству, импорту и экспорту.
Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что оценка «Зираксом» рынка нефтепромысловых реагентов несколько завышена:
— В прошлом году в РФ было произведено 191,2 тыс. тонн поверхностно-активных веществ (за исключением мыла), и это был рост на 36,75% по сравнению с 2017 годом. В том числе в Южном федеральном округе было произведено 15,7 тыс. тонн ПАВ (кроме мыла), рост на 32,2% год к году, доля округа в общероссийском производстве составила 8,22%. Импорт в Россию товаров из группы «ПАВ» (кроме мыла) составил еще чуть более 300 тыс. тонн. То есть общий объем рынка ПАВ мог составить около 500 тыс. тонн, но более половины из них приходится на моющие средства (кроме мыла).
В 2018 году прирост выручки НИИПАВ, по данным самой компании, составил примерно 30%, объемы производства выросли с 10–12 тыс. до 15 тыс. тонн.
— Рост обусловлен проведением активной политики продвижения продукции на рынок, в том числе наращиванием объемов производства и реализации производимых ранее ПАВ, налаживанием сотрудничества как с новыми, так и с давними стратегически важными партнерами, — пояснил Аркадий Чебоксаров.
По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка НИИПАВ в 2017 году составила 802,5 млн рублей, судя по новым данным, в 2018-м она подросла до 1 млрд рублей.
— Необходимость интенсификации нефтедобычи и повышения отдачи на старых месторождениях с большой выработкой, а также освоение новых, все более сложных по условиям добычи, должны обеспечить растущий спрос на реагенты. Кроме того, в условиях санкций перед нефтегазовой отраслью правительством поставлена задача по снижению зависимости от импорта технологий, оборудования и реагентов, — считает Алексей Калачев.