В строящемся торгово-офисном центре продана пятая часть площадей
В реконструируемом торгово-офисном центре на углу Б. Садовой и Крепостного реализовано 20% площадей, т. е. около 1700 кв. м. Как утверждают ростовские риелторы, заявленные застройщиком цены — 90–200 тыс. руб. за кв. м — предполагают значительный торг.
Раньше здесь находился 4-этажный жилой дом. После крупного пожара 2008 года жильцов расселили и здание не эксплуатировалось до 2014 года, когда было получено разрешение на реконструкцию объекта культурного наследия.
В соответствии с проектной декларацией застройщик «РостовИнвестСтрой» возводит торгово-офисный центр (ТОЦ) «Аристократ». Количество этажей (вместе с цоколем и подвалом) — 11. Общая площадь здания — 8,5 тыс. кв. м. Офисы по плану займут 4,3 тыс. кв. м. Магазины, кафе и банк — около 2,7 тыс. кв. м.
Как уточнила Ольга Симинел, главный специалист отдела продаж ТОЦ «Аристократ», торговые площади располагаются на 1–3-м этажах, офисы — на 4–8-м.
Срок реализации проекта — II кв. 2017 года. В настоящее время возведено 8 этажей, выполняются внешние и внутренние отделочные работы.
По информации, размещенной на сайте компании, торговые помещения в ТОЦ стоят 135–200 тыс. руб./кв. м, офисы — 90 тыс. руб./кв. м.
Как сообщила Ольга Симинел, в настоящее время реализовано 20% площадей. «Главный тренд — экономия» Евгений Сосницкий, генеральный директор компании по управлению недвижимостью «Титул»:
— Заявленные цены предполагают значительный торг. В сложившейся ситуации офис на Садовой — это, скорее, минус, чем плюс. Главные проблемы здесь — неудобный подъезд и недостаток бесплатных парковок. Офисные площади в Ростове не продаются дороже 70 тыс. руб./кв. м. К тому же есть свободные помещения в аналогичных по параметрам торгово-офисных центрах — например, в «5 морях» и «Лиге наций». Заполняемость «Аристократа» определит ценовая политика продавца. Если предложение будет адекватно рынку, можно реализовать помещения, а затем собрать арендаторов довольно быстро — в течение года. В противном случае, вероятно, центр будет простаивать. Главный тренд сегодня — экономия, и в ближайшее время это будет определяющий фактор при выборе помещения. Мнения ростовских экспертов относительно адекватности предлагаемых цен разошлись.
С одной стороны, риелторы отметили, что потенциальным покупателям и арендаторам интересны новые площади с современной внутренней инфраструктурой. Важно, чтобы помещение можно было моделировать в соответствии с запросами собственников и арендаторов. Имеет значение наличие центрального кондиционирования, удобных лифтов. Впрочем, как указали собеседники N, торговые помещения, расположенные выше 2-го этажа, целесообразно снабжать еще и эскалаторами.
Однако основная проблема, по мнению риелторов, — дефицит парковок, и она технически не может быть решена в центре Ростова. На сайте компании указано, что реализуется 60 помещений и 24 машино-места.
Опрошенные корреспондентами N предприниматели и менеджеры торговых предприятий заявляют, что в последнее время обеспеченность парковочными местами далеко не главная проблема как для арендодателей, так и для арендаторов.
— Наличие парковок не влияет на рентабельность бизнеса, работающего в центре Ростова, — заявляет директор расположенного на Б. Садовой магазина одежды, согласившийся беседовать на условиях анонимности. — Если речь идет о высоком ценовом сегменте (например, об одежде, обуви и аксессуарах французских и итальянских брендов), то для покупателей вполне достаточно платных парковок. Кроме того, многие из них живут неподалеку. Настоящая проблема торговли в целом и данного сегмента в частности — примерно 40-процентное падение продаж, связанное с экономической ситуацией. Сейчас с текучкой арендаторов сталкиваются почти все ростовские торговые центры, в том числе отлично локализованные, с хорошо выстроенной концепцией.
Комментируя уровень цен на торговые помещения, риелторы утверждают, что, скорее всего, сделки будут заключаться при цене не выше 140 тыс. руб./кв. м, а офисы реализуются примерно с 20-процентным дисконтом (см. врез).