Суда пустят через недостроенный Багаевский гидроузел в Ростовской области
В 2026 году по Багаевскому гидроузлу в Ростовской области должны пройти первые суда. К тому времени объект еще не достроят. Федеральные власти называют старт его эксплуатации — первой задачей для создания единой глубоководной системы российского судоходства.
О ситуации говорили 29 октября на видеосовещании правительства России с президентом Владимиром Путиным. Стенограмму опубликовала пресс-служба главы государства.
— Мы применяем опережающий подход, — сказал министр транспорта Андрей Никитин. — В принятом в этом году Федеральном законе предусматривается поэтапное введение во временную эксплуатацию отдельных объектов гидроузла (Багаевского. — N) с учетом их функциональной готовности. Таким образом, на два года раньше срока повысим пропускную способность нижнего Дона с 15 до 18 миллионов тонн. Уже с 2026 года сможем пропускать суда, не дожидаясь полного окончания стройки.
Глава минтранса напомнил, что ввод Багаевского гидроузла устранит узкие места на Дону и обеспечит гарантированную проходную осадку судов 3,6 м на участке длиной 116 км. В правительстве работают в целом над проблемой глубины российских водных путей, и ввод Багаевского гидроузла в этом смысле — первоочередная задача.
— У нас есть три задачи, — сказал Андрей Никитин. — Первая, самая главная, — это, еще раз, Багаевский и Городецкий гидроузлы, потому что именно они обеспечивают на единой глубоководной системе гарантированный проход судов по нашим европейским, самым важным речным маршрутам.
Как писал «Город N», в 2025 году федеральному министерству транспорта дополнительно выделили из резервного фонда правительства России 2,7 млрд руб. для строительства Багаевского гидроузла. Как говорилось в распоряжении председателя правительства РФ Михаила Мишустина, по итогам года строительная готовность объекта должна быть не менее 77%.
В июне 2025 года госзаказчик («Ространсмодернизация») заявил о 95-процентной готовности первого пускового комплекса Багаевского гидроузла, который состоит из судоходного шлюза, водосбросной плотины и рыбоходно-нерестового канала. Эти объекты готовили к сдаче в эксплуатацию. Завершался монтаж гидротехнического оборудования. На плотине шла пусконаладка.
Багаевский гидроузел строится с 2018 года в районе хутора Арпачин Багаевского района. Работы оплачивают из федерального бюджета. Общая площадь объекта — 11,6 тыс. кв. м. Первые суда должны были пройти через гидроузел в начале навигации 2025 года. В год здесь смогут проходить более 19 тыс. судов.
Полный ввод всех элементов комплекса запланировали на 2029 год. Есть разные данные о затратах по проекту — от 35,9 млрд руб. до 52 млрд руб.