Ритейлор запустит собственную рыбу в свою сеть
Волгодонская продуктовая сеть «Артемида-Дон» занялась производством вяленой и копченой рыбы, а также фасовкой свежемороженой морской и речной рыбы. Таким образом компания планирует отстроиться от федеральных конкурентов. Большинство ритейлоров не имеют собственных рыбных производств. По мнению одного из ростовских операторов продуктового рынка, эффективность начинаний будет зависеть от того, какие цены и качество продукта сможет предложить «Артемида-Дон».
— Мы приобрели цех по переработке рыбы площадью 1,5 тыс. кв. м у питерской компании, которая ранее работала в Волгодонске, — рассказал N гендиректор «Артемиды-Дон» Александр Смольянинов. — Это производство высокого качества, сертифицированное по немецким стандартам. Кроме того, мы самостоятельно докупили часть оборудования — дополнительные холодильные и сушильные камеры. В компании считают, что смогут установить конкурентоспособные цены, поскольку приобретают рыбу крупным оптом, а ритейлоры обычно закупают уже фасованную продукцию, которая стоит на 50% дороже.
Сегодня объемы производства рыбной продукции «Артемиды-Дон» составляют 55 тонн в месяц, а в течение года их планируют увеличить до 125 тонн (1,5 тыс. тонн в год). Уже через несколько недель начнутся поставки в северные регионы Ростовской области, в частности в Донецк, Морозовский, Каменский районы, а в перспективе — в Элисту (Калмыкия). Реализация в Ростове не планируется из-за высокого уровня конкуренции.
Как рассказал Александр Смольянинов, его компания работает с питерскими (ЗАО «Русская рыбная компания», ООО «Астраханьрыба») и местными рыболовецкими предприятиями, занимается переработкой как речной, так и морской рыбы (в том числе красной рыбы, сельди, мойвы). Около 70% объемов производства занимают копченая и вяленая рыба, оставшиеся 30% — свежемороженая. Объем инвестиций в развитие нового направления в «Артемиде-Дон» не назвали.
По словам г-на Смольянинова, потребление морской рыбы в России находится на минимальном уровне, поэтому «Артемида-Дон» совместно с врачами-эндокринологами планирует проводить в своих магазинах акции по продвижению этого продукта как полезного для здоровья.
— Развитие собственных производств позволяет успешно конкурировать с федеральными сетями, — рассказывает собеседник N. — Мы делаем ставку на качество продукции. У нас современное вакуумное упаковочное оборудование, которое позволяет поддерживать наивысшее качество рыбы во время хранения. Установлены специальные холодильные витрины для вяленой и копченой рыбы, где она вывешивается, что позволяет сохранить оптимальные вкусовые качества. Приобрели специальное оборудование для вакуумирования соленой рыбы (скумбрия, селедка), что позволяет сохранить ее качество. В ближайшее время планируем заняться пресервами.
Как рассказал Александр Смольянинов, чтобы отстроиться от конкурентов, компания недавно открыла собственные кондитерское и хлебное производства, планирует в скором времени запустить небольшой цех овощных консервов, который будет обеспечивать исключительно потребности сети. Между тем, по его словам, конкуренция со стороны крупных ритейлоров ужесточается и многие конкуренты работают ниже уровня рентабельности.
По словам управляющего партнера ГК «Мега-Дон» Ашота Хбликяна (сети магазинов «Империя продуктов», «Фреш»), местному ритейлору будет сложно установить конкурентоспособные цены на рыбу, поскольку его объемы закупок, как правило, меньше в сравнении с крупными производителями, которые поставляют продукцию в федеральные сети.
— Эффективность новых начинаний будет зависеть от многих факторов — логистики, объемов переработки, качества, — говорит г-н Хбликян. — У нашей сети нет собственных рыбных производств, в этом сегменте мы предпочитаем работать с поставщиками. По словам руководителя компании «Дары моря — Ростов» Алексея Мелкозерова (донской производитель свежемороженых морепродуктов), объем вложений в открытие рыбного производства может сильно разниться — от нескольких миллионов до 100 млн рублей в зависимости от используемого оборудования.
— Предприятие, производящее свежемороженую морскую рыбу в небольших объемах, скорее всего, сможет эффективно работать, только если будет поставлять продукцию в магазины по предоплате, — считает эксперт.
По словам сотрудников отдела закупок сети «Солнечный круг», спрос на мороженую рыбу стабилен на протяжении нескольких лет. Иногда наблюдаются всплески продаж новых видов продукции. Согласно данным Ростовстата, производство мороженой рыбы в 2011 году в Ростовской области выросло на 15,8% (до 7,6 тыс. тонн), копченой — на 5,7% (до 1,2 тыс. тонн), сушеной и вяленой — на 1,7% (до 1,4 тыс. тонн).