Первый в регионе автодром строят без оглядки на окупаемость
Владелец сети автошкол «Развитие» Тарас Пастухов на собственные средства строит спортивно-развлекательный комплекс для поклонников автоспорта. Автодром Evolution Race Park — это многоцелевой спортивно-развлекательный центр технических видов спорта. На площадке, расположенной между селами Султан-Салы и Красный Крым, уже проводятся соревнования и трек-дни — свободные заезды для всех желающих.
Проектом (см. схему) предусмотрена шоссейно-кольцевая трасса с асфальтовым покрытием. Публике предложат самостоятельные тренировки и обучение с инструктором, в том числе контраварийную и детскую программы, возможность проведения соревнований Time-Attack, ралли-спринт, ралли-кросс, дрэг-рейсинг, дрифт, прокат гоночной техники, проведения тест-драйвов. Главная изюминка — заявленные тарифы. Бюджет дня на треке ниже среднего чека в парке аттракционов, безлимитная самостоятельная тренировка обойдется в две тысячи рублей. Цены владелец проекта публично обсуждал с будущими клиентами в соцсетях. Г-н Пастухов заявляет, что строительство автодрома не столько бизнес-начинание, сколько «длинная» инвестиция в будущее своей семьи и ростовского автоспорта:
— Идея лежала на поверхности. Автоспорт развивается и его нужно цивилизованно организовать. Разговоры о необходимости трассы в непосредственной близости от города шли давно — тут и вопрос с доступностью мероприятий для зрителей, и с безопасностью, и возможность отвлечь с городских улиц молодых гонщиков. У нас была гоночная команда, и мы, как и все остальные, искали подходящую тренировочную базу. Поначалу я пытался доказать значимость проекта, бегал с презентацией по чиновникам, но это ни к чему не привело, быстрой и очевидной выгоды в таких проектах нет. О скорой окупаемости и тем более прибыли говорить еще очень рано. Это вложения другого рода. Во-первых, имидж семейного бизнеса — сети автошкол. При таких масштабах сразу понятно, что мы очень серьезно подходим к обучению и можем помимо обязательного курса для получения прав предложить и другие услуги. Во-вторых — в развитие автоспорта в регионе, в его доступность. Ну и, конечно, со временем комплекс начнет приносить прибыль, которую получат мои дети и внуки. Это сложно назвать бизнесом, это увлечение для души. Конечно, будем стараться, чтобы строительство окупилось в разумные сроки, но в приоритете — чтобы трасса оказалась востребована. Мы стали первыми, кто легализовал автоспорт и сделал его доступным для Ростова, это само по себе уже очень важно.
Строительство ведется полностью на личные средства. Г-н Пастухов не афиширует масштабы вложений, но, по его словам, сейчас это уже несколько десятков миллионов рублей.
Планируется, что автодром заинтересует любителей уличных гонок. Помимо привлекательной цены им обещают обеспечить безопасность, качественный трек, дежурство «скорой» и пожарных. По мнению владельца трассы, те, кто интересуется такими соревнованиями, смогут на них посмотреть и поучаствовать, не опасаясь проблем с законом, а значит, аудитория заметно расширится. С ним согласен Леонид Луценко, основатель ростовского Tiburon club (сообщество владельцев спорт-купе марки Hyundai Tiburon):
— Думаю, и автодром, и площадка возле него, где можно собраться, пообщаться, послушать музыку, будут очень популярны. А при наличии инфраструктуры, тех же кафе, фастфуда, она станет точкой притяжения мгновенно. Ну и, конечно, для тех, кто хотел бы погонять, но не намерен рисковать машиной и правами, это очень интересное предложение. Сейчас таких трасс в разумной близости просто нет.
Конкурентов у ростовского автодрома фактически нет. В Краснодарском крае активно развивается картинг-направление, там небольших треков более десятка, количество и качество предложений постоянно меняется. Прокатиться же на своем авто без оглядки на радары можно в Сочи, но там стоимость трек-дня составляет 25000 рублей, не считая обязательной экипировки и страховки. Независимый автоэксперт Александр Коваленко считает, что проект имеет все шансы стать успешным, но только при условии серьезных вложений в популяризацию новой площадки:
— Сама культура автоспорта в нашей стране только зарождается, начинают строить картодромы, автодромы. Но то, что автодром откроется, не значит, что все тут же кинутся заниматься именно автоспортом. Участники соревнований — это не профессионалы, а любители, которые тратят личное время и средства на свое увлечение. И они не будут всю жизнь кататься на одной трассе. Это как с лыжниками — они не едут из года в год на одну и ту же трассу, наоборот, стараются то в Домбай, то в Сочи. В первое время будет интерес к новой трассе, будет ажиотаж, но над стабильным спросом нужно будет много работать. К тому же надо понимать, что в стране кризис, а участники на соревнования тратят серьезные суммы, которые не возвращаются, и количество людей, готовых оплачивать свое увлечение, может снизиться. Вызывает вопросы и доступность места для публики. Я некоторое время жил и работал в Москве, где мог изнутри познакомиться с проектами в той же области, разных масштабов и степени успешности. Есть печальный пример Moscow Raceway, где совсем немноголюдно. Хотя комплекс большой, но он за городом. Организаторы различных мероприятий понимают, что проще решить вопрос с логистикой на площадках внутри МКАД, проводят на площадках торговых центров, в Кубинке, на небольших автодромах. Так что нужно будет много работать над посещаемостью. В Ростове организаторы, дрифт-пилоты и любители автоспорта еще не знают, какие условия предложит новый автодром, поэтому об их интересе пока рано говорить.
Ближайший конкурент ростовского проекта — Moscow Raceway. За сезон 2018 года на автодроме прошло более 50 открытых трек-дней. Сессия на трек-дне стоит от 2500 руб., в среднем трек-день в середине сезона посещает около 200 человек.
Татьяна Махина, руководитель департамента по маркетингу и связям с общественностью Moscow Raceway, воздержалась от прогнозов успешности ростовского автодрома, однако сообщила N, что в качестве полноценного бизнес-проекта автодромы в крупных городах востребованы:
— Moscow Raceway — единственный автодром в московском регионе, построенный в соответствии с высочайшими стандартами безопасности международных авто— и мотофедераций (FIA и FIM). Открытие трассы состоялось в июле 2012 года. Это отдельный полноценный бизнес-проект. За годы существования подмосковный автодром принял более пятнадцати этапов мировых гоночных серий: DTM, FIA WTCC, WSBK, FIA GT, World Series by Renault. В октябре 2014 года трассе была выдана лицензия FIA Grade 1, позволяющая проводить Гран-при «Формулы-1». Кроме спортивных мероприятий на автодроме регулярно проходят занятия школ водительского мастерства, трек-дни для авто- и мотолюбителей, презентации и тест-драйвы.
Еще одно важное направление для владельца Evolution Race Park — детский автоспорт. Тарас Пастухов рассказывает, что сейчас его компания занята вопросом лицензирования детской автошколы:
— Я сам молодой отец и очень хочу видеть не только юных спортсменов, но и должный уровень подготовки, квалификации и, конечно, достижения. В регионе есть молодые спортсмены, успешно выступающие на соревнованиях, но это единицы, для которых звезды сошлись — и желание ребят, и возможности родителей, и близость тренировочной базы. Этого очень мало. Тем более автоспорт имеет прикладное значение — это навык, который всегда полезен. Автошкола не должна заканчиваться на формальном обучении минимальному набору, а иметь возможность развиваться самой и вкладываться в развитие благополучной дорожной обстановки. Настоящий спортсмен всегда понимает разницу между гоночной трассой и дорогой общего пользования и никогда не будет самоутверждаться вне соревнований. И чем больше будет мальчиков и, конечно, девочек, которые смогут проявить себя на треке, тем безопаснее в итоге станут наши улицы.
Незадолго до первого мероприятия на автодроме в соцсетях развернулось горячее обсуждение проекта, в котором г-н Пастухов активно участвовал. По его словам, опыт такого обсуждения получился очень положительным:
— Да, была критика — и по доступности, и по инфраструктуре, и по самой трассе: кому-то хочется сертифицированной для соревнований трассы, кому-то, наоборот, экзотики. Из этих замечаний и пожеланий мы вынесли массу полезного, часть предложений в работе. Что-то отложили на потом.