г. Ростов-на-Дону
14 декабря 2024 00:45:02
103.95
110.48

«Если увеличить площади, можно довести рентабельность до 25%»

Компания «АПК XXI век» вводит в эксплуатацию 1 га теплиц, увеличивая площади своего тепличного комплекса до 3,5 га. Руководитель проекта по развитию тепличного хозяйства «ГРУППЫ АГРОКОМ» Янис Галаниди заявил о планах компании в ближайшее время увеличить площади теплиц еще на 3–4 га. Это позволит повысить рентабельность бизнеса и сократить сроки окупаемости.

Сегодня «АПК XXI век» развивает как производство, так и продажи. Компания работает над расширением сбыта, заключая новые контракты с сетями и оптовыми покупателями. Преимущество продукта «АПК XXI век» перед дешевым турецким и китайским импортом — экологически чистое производство.


N: — Насколько вы сможете увеличить объемы производства благодаря запуску новой площадки комплекса?

Я.Г.: — Мы запускаем дополнительно 1 га теплиц закрытого грунта, ожидаем, что сможем получать дополнительно около 500 тонн продукции с гектара в год, или 50 кг в год с метра. В среднем по России урожайность составляет примерно 35–40 кг с метра, но мы рассчитываем на лучший результат, поскольку закупили современное голландское оборудование. На новых площадях будем выращивать самый востребованный на рынке продукт — томаты. Общая площадь тепличного комплекса составит 3,5 га. Из них 1 га будет отведен под томаты, 2,25 га — под огурцы, 0,25 га — под салаты.

В наших ближайших планах — увеличение мощностей еще на 3–4 га под томаты, для этого мы взяли в аренду соседний с нами участок площадью 10 га. Новые площади позволят увеличить объемы производства более чем в 2 раза. Общий объем инвестиций, которые потребуются на развитие, не назову, но ориентировочно все новые тепличные проекты планируются исходя из стоимости 1 га от 85 до 120 млн рублей. Увеличение мощностей нам необходимо, чтобы сократить сроки окупаемости проекта с 8–9 до 5 лет. Вообще, оптимальный размер тепличного хозяйства начинается с 6 га.

N: — Бывший собственник построил тепличный комплекс в 2007 году, эти вложения еще не окупились?

Я.Г.: — Нет. Кроме того, в кризис банк, кредитовавший строительство теплиц на сумму порядка 150 млн рублей, повысил процентную ставку по кредиту, а с учетом того, что энерготарифы с момента закладки проекта выросли в два раза, урожай 2009 и 2010 годов не оправдал ожиданий компании. У предприятия даже не хватало средств на самообеспечение, так что прежние собственники предпочли выйти из этого бизнеса.

Когда в 2010 году «ГРУППА АГРОКОМ» стала владельцем компании, она погасила большую часть долгов, но кредиты все еще выплачиваются. Кроме того, для финансирования увеличения площадей тепличного комплекса мы взяли еще один кредит в Сбербанке на сумму 60 млн рублей.

Для нас привлекательность тепличного бизнеса в том, что он менее рискованный, чем обычное земледелие; при использовании современных технологий на больших площадях это позволяет получать высокую урожайность и, соответственно, достаточно высокую рентабельность. Но особенность этого бизнеса в том, что он требует значительных инвестиций на старте, не всем это по силам.

N: — Как изменится ваша рентабельность с ростом площадей теплиц?

Я.Г.: — Сегодня рентабельность варьируется от 15% до 20%. Мы считаем, что если увеличить площади, оптимизируя затраты, то ее можно довести до 25%. Благодаря росту площадей затраты на инфраструктуру, склад, транспорт, оплату труда административного аппарата в общем весе будут уменьшаться. Увеличение производства позволит нам более активно управлять продажами: маленький объем делает неэффективным даже приобретение дополнительного транспорта. Сегодня, чтобы отправить большую машину в другой регион, нам зачастую приходится неделю ждать, пока соберется достаточный объем овощей. При этом цена в регионе отправки может быть очень привлекательной. С ростом производства у нас появится возможность открывать собственные точки на оптовых рынках, мы сможем увеличивать затраты на упаковку, брендинг: при больших объемах продаж эти затраты быстрее окупятся.

Пока в летний сезон себестоимость наших овощей выше, чем цена продажи. Это нормально, тепличное хозяйство компенсирует эти потери в осенне-зимний период. Но с большими объемами мы сможем сокращать период убыточности, например расширяя ассортимент. Когда мы достигнем более высокого уровня рентабельности, то с учетом выплаты процентов по кредитам мы сможем выйти на прибыльность. Сейчас мы, к сожалению, работаем в убыток, поскольку выплачиваем большие проценты. И в перспективе в ближайшие несколько лет мы будем работать без прибыли.

N: — Каковы сегодня ваши основные каналы сбыта, как вы планируете их расширять?

Я.Г.: — Когда «ГРУППА АГРОКОМ» стала собственником «АПК XXI век», компания в основном сбывала продукцию одному оптовику, управленцы концентрировались на производстве, продажами занимались не так активно, как к этому привыкли мы. Ведь умение продавать — одна из главных компетенций «ГРУППЫ АГРОКОМ», иначе мы не удержались бы на высококонкурентном рынке табака. Поэтому продажи — это то, чем мы занялись в первую очередь: нужно было поднимать среднюю цену продукции. Сейчас наши покупатели исчисляются десятками. Мы работаем как с рынками, так и с сетевым ритейлом и планируем расширять это сотрудничество. Практически 100% салатов, примерно 1/3 овощей покупают у нас сети. Причем даже в летний сезон, когда местной продукции много, сети хоть и снижают закупки, но берут наш продукт, потому что он выглядит более презентабельно.

N: — Все сети заявляют, что заинтересованы в поставках местных овощей и готовы предлагать особые, более мягкие условия сотрудничества. Вы это ощущаете на себе?

Я.Г.: — Ну, некоторые наши переговорщики в сетях заявляли: «Какая разница, кто будет нашим поставщиком? Мы поставим турецкую продукцию. Покупатель увидит, что у него нет альтернативы, и купит эти помидоры».

N: — Как вы доказывали, что ваша продукция нужна?

Я.Г.: — К счастью, у нас есть потребитель, который требует нашу продукцию. Ростовчане относятся к нашим овощам с большим пиететом: даже если рядом есть более дешевые турецкие овощи, они выбирают наш товар. У нас практически нет возвратов, хотя сети обязывают нас включать этот пункт в договоры.

N: — Кто сегодня основные игроки овощного рынка?

Я.Г.: — В весенне-летний период овощной рынок обеспечивают частные хозяйства и тепличные комплексы из Ростовской области и соседних регионов — Краснодарского края, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края. Но зимой все российские теплицы не могут обеспечить потребности населения, они уступают импорту, который занимает 80% рынка.

Сейчас областной Минсельхозпрод внимательно относится к тепличному бизнесу, понимая важность импортозамещения, и несколько таких проектов вошли в губернаторскую сотню, в том числе и наш, включающий строительство мясокомбината и теплиц на 20 га. По инициативе областного Заксобрания начата разработка закона о поддержке тепличных хозяйств. Я был приглашен в коллегию, которая рассматривает проект закона. Краснодарский край похожий закон принял. Пока в обсуждении два вида поддержки: первый — субсидии на стадии запуска, второй — поддержка существующих хозяйств в их текущей деятельности. Так как сроки окупаемости подобных проектов очень длинные — от пяти и более лет, банки с трудом соглашаются их финансировать. И еще сильнее их отпугивает то, что не существует гарантий, что расходы не вырастут больше, чем запланировано в процессе реализации, например не удвоится стоимость энерготарифов. Мы обсуждаем вопрос о том, чтобы власти выступали гарантом того, что рост тарифов на энергоресурсы будет компенсироваться.

Что касается энергозатрат, мы могли бы установить газогенераторы и большую часть своих потребностей в энергии обеспечивать самостоятельно. Опыт работы с малой энергетикой у нас есть в «Донском табаке» и в «Атлантис-Паке». Но это позволит повысить энергоэффективность предприятия и получить дополнительную выгоду, если мы сможем продавать избыток на сторону. В Казани уже существует такая система, когда предприятие поставляет энергию в соседние поселки. Таким образом, области даже не потребуется вкладывать бюджетные деньги, чтобы поддержать развивающийся бизнес-проект, нужно только помочь нам подключиться к сетям, чтобы поставлять туда избыток. Закон не запрещает эту деятельность, однако по факту реализовать это практически невозможно. У владельцев сетей нет заинтересованности в сотрудничестве с нами. А ведь мы готовы поставлять электроэнергию по цене в два раза ниже той, по которой платим гарантирующему поставщику.

N: — Какова сегодня структура издержек «АПК XXI век»?

Я.Г.: — Ключевые статьи расходов — это энергоресурсы и заработная плата. Расходы на энергоресурсы занимают примерно 1/3 всех затрат. Сокращать их пока нет возможности: мы используем самое энергоэффективное оборудование. Удельный вес заработной платы в общих расходах — 25–30%. На рабочей силе мы экономить не стремимся, для нас актуальнее тема увеличения производительности труда. Для этого мы стараемся автоматизировать производство, упростить работу, чтобы за час можно было сделать больше. В России принято говорить, что русские ленивы. Это вовсе не так, но верно то, что большинство отечественных предприятий работает на устаревшем оборудовании с использованием отсталых технологий. Мы нацелены на построение высокотехнологичного производства, это позволяет нам не бояться роста конкуренции со вступлением России в ВТО.

N: — То есть основные затраты — на электроэнергию, рабочую силу — у нас такие же, как в Европе?

Я.Г.: — Так нельзя сказать. Некоторые затраты у европейцев выше, но наша агроклиматическая зона более холодная, поэтому затраты на обогрев больше. Но ведь европейским конкурентам придется потратить значительные средства на логистику. Кроме того, не нужно забывать, что овощи — скоропортящийся продукт. Так как мы находимся ближе к покупателям, они будут выбирать нашу продукцию, если разница в цене будет не очень велика. Существенную разницу в цене предлагают только Китай и Турция. Сегодня ассоциация «Теплицы России» просит власти защитить отечественных производителей от недоброкачественной конкуренции со стороны турецких и китайских производителей, которые зачастую поставляют очень дешевые товары, не соответствующие европейским и российским нормам содержания нитратов и пестицидов. Наши контролирующие органы должны подходить к импортируемым продуктам с теми же требованиями, с которыми они подходят к нашим.

N: — Какие товары вы сегодня закупаете в Ростовской области?

Я.Г.: — Мы закупаем у местных производителей субстрат, минеральные удобрения. Семена огурцов нам поставляет московская компания «Гавриш», на сегодняшний день это единственный отечественный производитель, который серьезно занимается селекцией. В Воронежской области закупаются шмели для опыления растений в теплице. Семена помидоров и большей части салатов мы закупаем в Голландии.

Просмотров: 5044

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
«Если увеличить площади, можно довести рентабельность до 25%»
Инвестпроекты застройщиков «Эталон» и Dogma — беспрецедентные за всю постсоветскую историю Ростовской области. Вместе с другими новыми проектами комплексной жилой застройки они заняли 9 из 10 позиций в рейтинге крупнейших в донской экономике. Некогда крупнейший на Дону инвестпроект модернизации Новошахтинского завода нефтепродуктов опустился на 3-е место.
Инвестпроекты
«Если увеличить площади, можно довести рентабельность до 25%»
Федеральный застройщик ГК Dogma объявил о планах построить около 3 млн кв м жилья и 220 тыс. кв м коммерческих помещений на 300 га в районе Кумженской рощи. Инвестиции в проект составят 230 млрд рублей.  Питерская ГК «Эталон», ранее объявившая о планах построить другие 300 га в этом же районе уточнила детали первого этапа застройки.
Инвестпроекты
«Если увеличить площади, можно довести рентабельность до 25%»
Ростовский торговый дом «Донские угли» инвестировал 270 млн рублей в запуск новой лавы на шахте имени Баракова в Краснодонском районе ЛНР. Всего в модернизацию и восстановление производства на подконтрольных 10 шахтах в ЛНР компания вложила в текущем году 3 млрд рублей.
Инвестпроекты
«Если увеличить площади, можно довести рентабельность до 25%»
Президент ФК «Ростов» — известный ростовский бизнесмен Арташес Арутюнянц проинвестирует реконструкцию старейшего загородного отеля под Ростовом — «Каньон», в котором любили бывать первые лица области и федеральные чиновники.