До конца года Новочеркасский электровозостроительный завод заключит партнерское соглашение с государством
До 2030 года Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) будет развиваться в рамках частно-государственного партнерства. Стороны должны подписать документ до конца 2025 года. Планируемый рост производства близок к 30%. Партнеры будут вместе разрабатывать три новых электровоза.

Руководители Новочеркасского электровозостроительного завода и его головной организации «Трансмашхолдинг» («ТМХ») участвовали в заседании Экспертного совета по транспортному, дорожно-строительному и сельскохозяйственному машиностроению при комитете Государственной Думы по промышленности и торговле. Рассматривалось использование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в транспортном машиностроении. Отчет о встрече опубликовала пресс-служба «ТМХ».
По словам генерального директора НЭВЗа Евгения Гридасова, предприятие подпишет соглашение о ЧГП до 20 декабря 2025 года. Общая цель будущих партнеров — расширение производственных возможностей НЭВЗа. Годовой выпуск локомотивных секций должен вырасти с 550 до 700. Разница — почти 30% (точная цифра — 27,3%). Стороны намерены также заняться разработкой новых электровозов — 2ЭС9, 2ЭП21 и 2ЭП22.
— Двухсекционный двенадцатиосный электровоз переменного тока 2ЭС9 заменит трех- и четырехсекционные «Ермаки», будет водить составы массой 7 тысяч 100 тонн со скоростью 120 километров в час, — цитирует источник г-на Гридасова.
Пассажирскими 2ЭП21 и 2ЭП22 хотят заменить локомотив ЭП20. Заявленные максимальные скорости новинок, предусмотренные проектом, — 160 и 200 км/ч.
ЧГП позволит построить два новых цеха — сборочный и гальванический. В рамках партнерства для НЭВЗа возведут складской комплекс и испытательный центр. Нужно также расширить сварочно-кузовное производство, полностью обновить инфраструктуру предприятия, закупить станки.
«Общая стоимость проекта обновления Новочеркасского электровозостроительного завода, который должен быть реализован в период с 2025 по 2030 год, составит 41, а с учетом капитализации процентов по кредитам в составе основных средств — 43 млрд рублей, — сказано в публикации. — “ТМХ” инвестирует в него более 26 млрд собственных средств, капитальный грант (то есть государственное софинансирование. — N) составит 17 млрд».
Из обсуждения проекта известно, во-первых, что в этой сфере государство и бизнес так мастшабно не взаимодействовали. Если проект состоится и будет успешным, опыт НЭВЗа станет прецедентом. Во-вторых, сообщается, что расширение производственных мощностей НЭВЗа — часть решения государственной задачи. Годовую провозную способность Восточного полигона российских железных дорог необходимо увеличить со 180 до 270 млн тонн грузов.
По данным компании «Российские железные дороги» («РЖД»), Восточный полигон объединяет Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. Это железные дороги в Иркутской и Амурской областях, Бурятии, Якутии, Еврейской автономной области, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях.
Третий этап развития полигона рассчитан до 2035 года. Уже к 2030 году его провозная способность должна вырасти до 210 млн тонн. Заявленный выше показатель 270 млн тонн — план к 2032 году.
Как писал «Город N», в 2024 году НЭВЗ поставил покупателям 210 локомотивов (506 секций). Основной заказчик — «РЖД» получил 205 электровозов (497 секций). На 2025 год запланировали выпуск опытного образца нового локомотива — 2ЭС. Его двигатель будет работать на дизельном и газодизельном топливе.
В «СПАРК-Интерфаксе» после 2020 года финансовые результаты НЭВЗа не публикуются. «ТМХ» в 2024 году выручил 166,8 млрд руб. и получил прибыль 19,1 млрд руб. Соответствующие показатели 2023 года: 135 млрд руб. и 14,2 млрд руб.