г. Ростов-на-Дону
18 Февраля 2020 07:42:02

«Сможем лучше реагировать на недостаток сырья»

По словам Андрея Волкова, гендиректора Агропромышленного предприятия «ХозяинЪ», производящего плодоовощную консервированную продукцию, для снижения сезонности бизнеса планируется вложить 160 млн руб. в строительство новых цехов для хранения сырья и производства консервов. Это поможет компании, преодолев фактор сезонности, заключить федеральные контракты с сетями.
«Сможем лучше реагировать на недостаток сырья»


В нынешнем году в агрохолдинге собираются начать поставки в METRO Cash & Carry на федеральном уровне. По утверждению Андрея Волкова, в ближайшие несколько лет планируется увеличение доли компании на местном рынке с 10% до 20%. N: — Какова главная цель модернизации производства?

А.В.: — Для плодоовощной консервации характерна ярко выраженная сезонность производства, и мы хотим уменьшить зависимость от нее. Основной объем выращиваемого нами сырья получаем в течение всего лишь 5 месяцев, с июня по октябрь, и хранить его можем в размере 200–300 тонн продукции. Однако в оставшиеся 7 месяцев сырья не хватает, наше производство и, соответственно, ассортимент снижаются. Для круглогодичной работы нам необходимы большие системы хранения сырья, рассчитанные на 1–2 тыс. тонн. Мы планируем создать цех асептического хранения — сейчас наше хранилище позволяет держать тыкву 2–3 месяца, но мы заинтересованы в больших сроках. Новый цех позволит перерабатывать продукты и держать ту же тыкву в виде пюре круглый год. Благодаря ему мы сможем оперативно реагировать на недостаток сырья и лучше управлять ассортиментом. Также мы хотим организовать производство продуктов из томата: внедрили механизированную уборку помидоров и есть возможность производить большие объемы качественной томатной пасты. Сейчас она на 90% поставляется в Россию из-за границы, в хорошем качестве — из Италии, Ирана, основной же объем приходится на Китай. Однако в этой пасте содержится много крахмала и красителей. Наши производители разучились делать этот продукт качественным и недорогим, зачастую продают перефасованную томатную пасту из Китая. О параметрах нашего производства пока не могу сообщить, но мы оцениваем объем инвестиций в создание цехов и систем хранения сырья в размере 160 млн рублей, сейчас ведем переговоры с МСП Банком.

N: — В 2012 году вы планировали увеличить долю собственных овощей в производстве до 50%. Это удалось?

А.В.: — Да. Помимо томатов самостоятельно выращиваем тыкву, морковь, перец, укроп, пастернак. Из фруктов — клубнику и сливу. У других же производителей закупаем огурцы и ягодные культуры. Например, абрикосы — в Дагестане, а малину и смородину — в Прибалтике. Если не учитывать огурцы, то собственным сырьем обеспечиваем себя на 80%.

N: — Почему не выращиваете огурцы?

А.В.: — Это весьма трудоемкий процесс, да и традиционно в Багаевском районе много производителей огурцов. Думаем начать их производство, но только при переходе на механизированную уборку — на нее мы еще не решились. В 2012 году на Багаевском консервном заводе приобрели американский комбайн для уборки огурцов, однако, по моим сведениям, эффективно пока внедрить не смогли из-за крайне сложной технологии. Конечно, если им это удастся, будем перенимать их опыт. Дело в том, что комбайн собирает весь урожай без выборки, а потому требуются исключительное качество обработки земли, заделка семян на одинаковую глубину. В России пока нет специалистов и наработанного опыта для осуществления такой технологии. Наступает пора собирать урожай — одни огурцы уже созрели, а другие еще и не появились на свет. Поэтому мы пока используем ручной труд.

N: — Удалось ли договориться о федеральных поставках в METRO Cash & Carry и «АШАН»?

А.В.: — в METRO наша продукция пока представлена на региональном уровне, на федеральный рассчитываем выходить с нынешнего года. Поскольку у нас преимущественно сезонное производство (хоть и работаем зимой в ограниченном режиме), то прошлой весной и летом продукция уже закончилась и не было смысла о чем-то договариваться. С «АШАНОМ» вели переговоры — они их очень затянули, и мы уже в УФАСе выясняли отношения. В результате этого ритейлора оштрафовали за противодействие конкуренции. Планируем возобновить с ними переговоры.

N: — Вы начали осуществлять продажу свежих овощей в торговые сети?

А.В.: — Мы отказались от этой идеи. Такой бизнес требует большого числа специалистов, а у нас их не хватает.

N: — Ставите ли цель нарастить долю продукции, поставляемую в сети?

А.В.: — Наращивать присутствие в федеральных сетях мы не планируем. Конечно, продолжаем участвовать в тендерах — например, следующим летом их будут проводить «Магнит» и «Пятерочка», и мы подадим заявки. Однако крупные сети, и особенно сети-дискаунтеры, не являются для нас приоритетными сейчас, ведь такие ритейлоры легко могут позволить себе минимизировать прибыль поставщика. Поэтому в настоящее время наиболее рентабельным для нас является сотрудничество с локальными региональными сетями, которые обслуживают категорию населения не экономкласса, а среднего и выше среднего. Например, в Москве около двух лет мы поставляем варенье в супермаркеты BOSCO DI CILIEGI (компания является главным акционером Московского ГУМа. — N), «Глобус Гурмэ».

N: — Производство джемов и соусов под собственной торговой маркой (СТМ) сетей продолжаете?

А.В.: — Мы постепенно отказываемся от него. Производство под СТМ помогает в межсезонье, когда возможности производства сужаются и важно, чтобы завод работал и люди получали зарплату. Но поскольку мы делаем продукт из натурального сырья, его себестоимость получается высокой. А товары под СТМ для сетей должны быть дешевыми. Сейчас нам самим не хватает собственной брендированной продукции.

N: — Сложно ли сейчас работать с сетями?

А.В.: — Как и раньше. (Улыбается.) В работе с ними практически ничего не поменялось. Прозрачные пути входа у METRO, российские же ритейлоры более закрыты и сложны для переговоров.

N: — Обновляете ассортимент?

А.В.: — Да, на 10–20% каждый год. Потребитель привыкает к определенным продуктам, и мы должны осуществлять ротацию своего ассортимента. Сейчас мы ориентируемся на сегмент выше эконома. Так, среднерыночная цена варенья — 60 рублей, у нас оно стоит 80 рублей, хотя импортное еще дороже: варенье из Армении обойдется в 150 рублей. Начали производить продукцию, мало представленную на рынке: маринованные фрукты (слива, яблоко, соленые помидоры), линейку премиумного варенья — из вишни с коньяком, из клубники с шампанским. От некоторых ассортиментных позиций избавились: например, сократили ассортимент в линейке огурцов, отказались от производства лечо по-венгерски.

N: — С ресторанами сотрудничаете?

А.В.: — Да, в сети «Питькофе» представлены наши джемы и варенье. Но это сотрудничество больше носит рекламный характер, поставки в кофейню небольшие.

N: — Увеличивать число ростовских дистрибьюторов планируете?

А.В.: — Пока таких планов нет, здесь у нас один дистрибьютор, через него мы реализуем около 5% производимой нами продукции. Однако он не исчерпал возможности роста представленности нашей продукции, мы продолжаем работу в этом направлении. На местном рынке наша доля небольшая, менее 10%. В ближайшие несколько лет планируем нарастить ее до 20%.

N: — Как вы оцениваете уровень конкуренции на региональном рынке?

А.В.: — Здесь две стороны. С одной, конкуренция на этом рынке продолжит увеличиваться: в экономическом плане ситуация не лучшая, доходы населения не будут расти так быстро, соответственно, будет более серьезная борьба за потребителя. С другой стороны, политические действия уже привели к тому, что из-за роста курса евро и доллара началось импортозамещение. Заграничная продукция сильно подорожала, что хорошо для отечест­венных производителей. На рынке была традиционно значительна доля украинских производителей — «Чумак», «Верес», «Нежин». Сейчас их доля будет сокращаться, возможно, они покинут рынок, так что ниши будут освобождаться и российские производители начнут их заполнять. Сам рынок плодоовощной консервации в России неоднороден: для юга характерна большая доля домашних заготовок, в то время как в центральной части и на севере привыкли покупать эту продукцию у компаний. Хотя мы замечаем, что на юге постепенно начинают отказываться от домашней консервации, местный рынок, по нашим оценкам, ежегодно растет на 10%.

N: — За счет чего вы конкурируете с Багаевским консервным заводом?

А.В.: — Он не составляет нам конкуренции, поскольку мы работаем в разных ценовых сегментах: завод ориентируется на более дешевую продукцию, мы же — на более дорогую. Конечно, мы можем где-то соперничать с ним с точки зрения сырья, но это малозаметно.

N: — Каковы финансовые результаты ваших заводов за прошедший год?

А.В.: — Финансовые результаты мы не раскрываем, а объем производства в денежном выражении составил 700 млн рублей.

N: — Каковы отношения с банками?

А.В.: — Не скажу, что прекрасно, но и не совсем плохо. (Улыбается.) На это влияет особенность нашего направления: консервная отрасль находится посередине между сельским хозяйством и промышленностью. Оборачиваемость капитала у нас больше года, из-за этого и сложно. Даже у сельхозпроизводителей она быстрее: посеяли озимые, в июле убрали, в августе-сентябре урожай уже можно продать. Россельхозбанк не расценивает такие предприятия, как наше, в качестве сельхозпроизводителей. Для банков, кредитующих промышленность, мы тоже выглядим не очень красиво: мол, у вас так медленно оборачиваются деньги. Конечно, они нашу специфику понимают, но требуются большое количество времени на объяснения, долгие процедуры согласования. Мы долго работаем с Донкомбанком.

N: — Какие задачи ставите сейчас?

А.В.: — Как и прежде, одна из главных задач — сокращение трудоемкости операций. Сейчас мы испытываем значительный недостаток рабочей силы, особенно в сельской местности. В этом сезоне удалось снизить трудоемкость на 30% за счет автоматизации, например той же механизированной уборки томатов. Этот год уже отработаем на усовершенствованных технологиях. Вторая главная задача — формирование известности и лояльности потребителя к нашей продукции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
Radisson Hotel Group откроет отель Radisson 4* на 173 номера в здании, построенном АО «ТК “Горизонт”». Из отеля можно будет попасть в ТРК «Горизонт», не выходя на улицу. Строительство гостиницы обошлось «Горизонту» в 1 млрд рублей. По оценке участницы рынка, сейчас гостиничный бизнес в Ростове подвержен сезонным спадам из-за нехватки интересных мероприятий для бизнес-туристов из других регионов. Комментируя перспективы проекта, представитель Radisson Hotel Group отметила привлекательность соседства гостиницы с «уникальным центром» развлечений и шопинга.
Инвестпроекты
image
В 2020 году банк непрофильных активов «Траст» планирует инвестировать 30 млн рублей в «Углегорск-Цемент» для повышения эффективности предприятия и устранения узких мест. В 2019 году инвестиции составили 16 млн рублей. В то же время банк продолжает поиск покупателя на этот актив. По мнению эксперта, донской цементный завод может быть интересен в первую очередь другим производителям цемента, поскольку в регионе ведется активное строительство, реализуются новые проекты, что может способствовать реализации продукции предприятия.
Инвестпроекты
Проект крупного свинокомплекса АПК  «Станица» на 1 млн голов, мощностью 100 тыс. т свинины в год не будет реализован, - об этом сообщил источник N в администрации Чертковского района, где планировалось размещение предприятия. Из списка   «губернаторской сотни» проект выбыл.  
Инвестпроекты
Ледовую арену на 5000 мест на левом берегу Дона построит неизвестный инвестор, по всей видимости, Даниил Григорян. Такой объект будет стоить сотни миллионов рублей.