г. Ростов-на-Дону
25 июля 2021 05:53:07

Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей

В сентябре проект «АБВК-Эко» («дочка» ОАО «Евразийский») — завод по сжиганию иловых осадков канализации — прошел публичные слушания. Завод стоимостью 1,87 млрд руб. должен заработать в Ростове в конце 2014 года. В 2011 году «Евразийский» по инициативе правительства и под давлением общественности отказался от реализации подобного завода в Сочи.
Канализационный осадок утилизируют за 1,9 млрд рублей



До конца года в Железнодорожном районе Ростова начнется возведение завода по сжиганию иловых отложений очистных сооружений канализации мощностью 31 тыс. тонн сухого вещества в год. Инвестор строительства — ООО «АБВК-Эко», созданное в 2008 году специально для реализации регионального инвестпроекта «Чистый Дон» и входящее в ГК «Евразийский». Вложения в проект составят 1,87 млрд руб., сообщили N в ростовском ОАО «ПО Водоканал», он финансируется на условиях частно-государственного партнерства (см. справку). Завод планируется запустить до конца 2014 года. Подрядчиком стала немецкая компания Hager + Elsässer. — Подрядчик был выбран 28 октября 2011 года. В ближайшее время привлечение субподрядчиков не планируется, — уточнил пресс-секретарь Водоканала Андрей Крюков.

Сжигание канализационного осадка должно стать альтернативой его хранению на иловых картах. 23 сентября пресс-служба Водоканала опубликовала пост-релиз об общественных обсуждениях проекта, из которого следует, что этот этап был пройден успешно. В сообщении говорится, что причинами строительства стали нехватка площадей для размещения осадка, издаваемый им неприятный запах, а также угроза загрязнения грунтовых вод и водоемов.

В сообщении пресс-службы сжигание осадка названо «экологически дружественным методом». Примечательно, что «Евразийский» намеревался строить еще один завод по сжиганию илового осадка канализационных сооружений — в Адлерском районе Сочи. Однако в конце 2011 года правительство исключило объект из программы подготовки к Олимпиаде и развития Сочи (постановление № 1242 от 30.12.11). Руководитель пресс-службы ОАО «Евразийский» Юлия Ирхина не стала комментировать причины отказа, уточнив лишь, что в работе ростовского завода «будут использованы совершенно другие технологии». По наблюдениям N, постановлению предшествовали многочисленные протесты экологических организаций.

— Мы принципиально выступаем против строительства таких заводов на территории страны, — рассказал координатор проектов токсической программы «Гринписа России» Рашид Алимов. — Любое сжигание предполагает небезопасные выбросы в атмосферу. Практика работы подобных заводов связана с поступлением в окружающую среду хлорсодержащих соединений и тяжелых металлов — как в форме выбросов в атмосферу, так и при последующем вымывании из образовавшейся зо­лы.

Рашид Алимов добавил, что ситуацию могут осложнить стоки промышленных предприятий: образуемые ими «композиции» очень сложно очищать. Собеседник N затруднился оценить возможный вред от запуска завода в Ростове, пояснив, что для этого нужны данные о его влиянии на окружающую среду (ОВОС), которых нет в открытых источниках. Андрей Крюков пояснил N, что ознакомиться с ОВОС можно было во время слушаний, и подтвердил, что данных нет в открытом доступе, поскольку «этого не требует закон».

Г-н Алимов подчеркнул, что по-настоящему щадящей для экологии пока остается переработка иловых осадков в минеральные удобрения путем анаэробного метанового сбраживания с получением биогаза для мини-ТЭС. В Москве эта технология применяется на Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях.

— Думаю, ростовский Водоканал рассматривал и такой вариант, — комментирует директор Института инженерно-экологических систем РГСУ Денис Бутко. — Отказ от подобного проекта — это, с одной стороны, упущенная прибыль, а с другой — подтверждение того, что далеко не всегда наш осадок пригоден для переработки в удобрения — например, из-за содержания металлов. К сожалению, стоки производственных предприятий не всегда содержат только то, что можно и соответствует ПДК.

Денис Бутко заявил, что считает сжигание лучшей альтернативой хранению ила на картах.

— Иловые карты — это гниющий осадок. Это хорошо ощущается, когда ветер дует в направлении Западного. Кроме того, в ближайшем будущем ростовские карты исчерпают свои возможности — придется строить новые, отводить под это сельхозземли. Если говорить о сжигании, это самая прогрессивная из сущест­вующих технологий. С одной стороны, завод утилизирует осадок, с другой — получает тепло, которое сможет использовать для своих нужд. Если все заявления и планы относительно качества и механизмов очистки будут воплощены в жизнь, вреда экологии не будет.

По информации ростовского Водоканала, Ростов станет третьим городом в стране после Москвы и Санкт-Петербурга, где иловый осадок будут сжигать. Информацию о подобных заводах в столице коррес­понденту N обнаружить не удалось. В Санкт-Петербурге, согласно данным сайта городского Союза промышленников и предпринимателей, работают три подобных предприятия. Самый последний завод — на Юго-Западных очистных сооружениях — был запущен в 2007 году и обошелся в 34,3 млн евро.

Просмотров: 3134

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
Госкорпорация «ВЭБ.РФ» открыла финансирование концессионного проекта компании «Синара — Городские транспортные решения Таганрог» по модернизации трамвайной сети в Таганроге. Сумма первого транша составила 1,45 млрд рублей. В общей сложности корпорация предоставит концессионеру бридж-кредит на сумму 3,6 млрд рублей.
Инвестпроекты
image
Основатель ООО «Донэлектросталь» ученый-физик Владимир Гвердцители рассказал о параметрах строительства метзавода в Шахтах и опроверг информацию о связи компании с новым владельцем РЭМЗа Новороссийским прокатным заводом (НПЗ). Предприятие будет выпускать 1,2 млн т проката в год, его реализация обойдется в 40 млрд рублей. На нём хотят одними из первых в России перерабатывать металлическую пыль и выпускать востребованный цинк. Запуск завода планируется в 2024 году. Инвесторы проекта не раскрываются.
Инвестпроекты
image
Дочернее предприятие АО «Вертол-Девелопмент», ООО «Специализированный застройщик “ЖК на Комарова”», приступило к расчистке площадки под строительство жилого комплекса на бульваре Комарова. Жилой комплекс общей площадью 87,2 тыс. кв. м займет участок почти 1,5 га. Стоимость строительства — 2,7 млрд рублей. Риелтор отмечает, что заявленная стоимость квадратного метра в строящемся ЖК — на уровне цен в центре города.
Инвестпроекты
image
Модернизация рельсового хозяйства и закупка новых вагонов в рамках концессионного соглашения с городской администрацией позволит удвоить пассажиропоток трамваев в Таганроге, рассчитывает гендиректор компании «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгений Васильев. В сентябре ООО «Синара — ГТР Таганрог» начнет перевозки по одному из  маршрутов. Сейчас на нем идет замена рельсов, а в августе в Таганрог прибудут первые из 10 новых трамваев. Полностью завершить реализацию концессионного соглашения планируется в сентябре 2022 года.