г. Ростов-на-Дону
05 декабря 2021 01:37:02

Инвестор объедет Ростов с запада

Финансово-инвестиционная группа компаний «Регион» Сергея Сударикова, которую связывают с «РОСНЕФТЬЮ», может стать концессионером на строительстве платной дороги «Западная хорда» в Ростове.
Инвестор объедет Ростов с запада Губернатор Василий Голубев (слева) и владелец ГК «Регион» Сергей Судариков на форуме «Транспорт России — 2021».

ГК «Регион» объявила о готовности заняться разработкой и реализацией совместно с правительством Ростовской области ГЧП-проекта «Западная хорда» общей стоимостью 30 млрд рублей. Компания занялась инфраструктурными проектами недавно. С прошлого года она строит таможенно-логистический терминал на границе с Китаем и стала концессионером на строительстве платной дороги в Московской области. «Ведомости» опубликовали будущие расценки на проезд по этой дороге — около 10 рублей за километр для легковой машины, это в несколько раз выше, чем цены «Автодора».

Финансово-инвестиционная группа компаний «Регион» заключила рамочное соглашение с правительством Ростовской области о совместной разработке и реализации инвестпроекта автодороги «Западная хорда», его подписали региональный министр транспорта Владимир Окунев и замгендиректора инвестиционной компании «Регион» Андрей Романовский на форуме «Транспорт России — 2021». В Агентстве инвестиционного развития Ростовской области (АИР РО) сообщили, что проект планируется реализовать в формате государственно-частного партнерства. В пресс-службе ГК «Регион» уточнили, что возможно использование механизма концессионного соглашения при реализации проекта.

«Западная хорда» — дорога протяженностью 13,5 км — пройдет от трассы А-280 Ростов — Таганрог до моста через реку Дон на западном обходе донской столицы (улица Всесоюзная — Западное шоссе). По информации министерства транспорта Ростовской области, уже началась разработка проектно-сметной документации, планируемые сроки строительства — 2022-2025 годы. По предварительным расчетам, трафик «Западной хорды» в 2025 году может составить 22 тысячи автомобилей в сутки, к 2035 году — 30 тысяч. Предполагается, что дорога будет платной.

В ГК «Регион» объем собственных вложений в проект не называют. По данным АИР РО, из заявленных в соглашении 30 млрд рублей инвестиций ориентировочный объем внебюджетных средств может составить около 14 млрд рублей.

«Инфраструктурные проекты являются одними из приоритетных для группы «Регион». В частности, мы инвестируем в развитие Дальнего Востока, где строится транспортно-логистический терминал «Каникурган», Подмосковья в части строительства и эксплуатации на платной основе сети автомобильных дорог в Московской области. 110-километровое Ростовское транспортное кольцо, которое станет одним из драйверов развития региона, также относится к стратегическим проектам группы», — процитировал АИР владельца ГК «Регион» Сергея Сударикова.

ГК «Регион» — одна из крупнейших в России частных инвестиционных групп. Компания предоставляет услуги управления активами, лизинга, страхования, брокерские услуги. По итогам 10 месяцев 2021 года БК «Регион», входящая в группу, заняла 1-е место по объему размещений облигаций (без учета собственных) в рэнкинге CBONDS, разместив облигаций на сумму 250 млрд рублей (17,15% рынка), группа УК «Регион» входит в тройку крупнейших компаний по объему средств в управлении, согласно рэнкингу РА «Эксперт», составленному по итогам 6 месяцев текущего года.

По данным «Ведомостей» и Forbes, участники рынка связывают «Регион» с «РОСНЕФТЬЮ». Нефтяная компания это всегда опровергала, пишут «Ведомости», но, по меньшей мере для «Региона», она очень крупный клиент. В 2017 г. структуры «РОСНЕФТИ» пополнили капитал связанного с «Регионом» банка «МКБ» на 22 млрд руб., разместив в нем субординированные депозиты на необычно большой для России срок 49 лет. «Регион» управляет НПФ «Эволюция», обслуживающим корпоративную программу «РОСНЕФТИ».

С 2017 года в составе «Региона» появилось ООО «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ), которое создано для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты, включая ГЧП. «Целью АРПИ является формирование портфеля качественно структурированных и ликвидных активов, генерирующих стабильный и прогнозируемый доход в секторе ЖКХ, транспорта, здравоохранении и социальной инфраструктуры», — сообщается на сайте компании.

Крупными инфраструктурными проектами «Регион» занялся недавно. Пока что их два. В проект транспортно-логистического терминала «Каникурган» в Амурской области компания вошла в конце 2019 года, став победителем регионального конкурса. В прошлом году она приступила к строительству терминала возле нового трансграничного моста в Китай (соединяет Благовещенск и Хайхэ), завершить его планирует в 2024 году. Общий объем инвестиций составит до 8,1 миллиарда рублей, сообщается на сайте компании. Для реализации проекта был привлечен генподрядчик — китайская компания China Communications Construction Company Ltd. По данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, расположение терминала позволяет сократить маршрут из Китая по России в страны Европы на 1,5 тыс. км без существенного увеличения пробега по Китаю.

Второй инфраструктурный проект «Региона» — строительство платного скоростного дублера МКАД «Солнцево-Железнодорожный». По данным газеты «Ведомости», соглашение компания подписала с правительством Подмосковья в феврале 2020 года, завершить строительство хотят к 2026 году. Источник сообщает, что дорога длиной 53 км станет ближайшим дублером МКАД. «Регион» построит примерно две трети — от Бутова в Железнодорожный, оставшуюся часть уже строят власти Москвы. Общая стоимость дублера — 86,7 млрд рублей. Структура финансирования не ясна. Срок концессии — 29 лет. Кто станет генподрядчиком на этом строительстве, пока неизвестно.

Любопытно, что «Ведомости» приводят планируемую стоимость проезда по платной дороге. В частности, проезд на легковом автомобиле и мотоцикле от Солнцева до Железнодорожного обойдется почти в 500 руб. — около 10 руб. за 1 км — это в несколько раз дороже, чем при проезде по большинству дорог ГК «Автодор». Для грузовиков цена еще больше — до 1470 рублей (почти 28 рублей за километр). Для сравнения: по данным «Автодора», на некоторых платных участках М-4 в Московской и Ростовской областях в будни стоимость проезда на легковом автомобиле сегодня, по подсчетам N, составляет 2,1-2,4 рубля за километр, для грузовиков — 3-3,4 рубля за км.

По данным «Национального центра ГЧП» (входит в состав «ВЭБ РФ»), с начала пандемии число инфраструктурных инвестиций в России сократилось. За 3 квартала 2020 года их объем был вдвое меньше, чем за тот же период 2019 года: 243 млрд руб. против 462 млрд руб. соответственно. В 2021 году началось постепенное восстановление. Чтобы стимулировать интерес инвесторов в России, государство внедрило ряд мер поддержки, в том числе выпуск инфраструктурных облигаций.

На минувшей неделе стало известно о том, что «ДОМ.РФ» выпустит облигации для финансирования инфраструктуры на 150 млрд рублей до конца 2024 года. Как поясняют в банке, денежные средства, поступающие от размещения облигаций, будут выдаваться под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. Данный механизм может быть использован в том числе при реализации проектов ГЧП и концессий. Банк уже приступил к сотрудничеству с кредитными организациями в рамках механизма облигаций. Подписаны соглашения сразу с несколькими крупнейшими банками, в том числе с МКБ.

Концессионеры могут воспользоваться и другими мерами поддержки. Например, в течение 2021 года планируется выделение капитальных грантов на дорожные проекты из федерального бюджета или из средств ФНБ в объеме не более 50% от стоимости проекта. Условия финансирования сейчас уточняются, говорится в аналитическом отчете НЦ ГЧП, опубликованном в октябре текущего года.

В Ростовской области уже реализуется ГЧП-проект по развитию автодорожной инфраструктуры, его участник — столичная ГК «Нацпроектстрой», которая была создана в 2020 году в результате объединения строительных активов ВЭБа и Аркадия Ротенберга. В сентябре 2020 года «Нацпроектстрой» через подконтрольное ООО «НПС Аксай» заключил долгосрочное инвестиционное соглашение с «Автодором» на строительство и эксплуатацию 36-километрового участка обхода Аксая (5-й участок) общей стоимостью 86 млрд рублей. Объем софинансирования проекта со стороны инвестора составит около 8,6 млрд рублей. По последним данным, все участки обхода Аксая планируется запустить до 1 декабря 2023 года. После запуска дороги «НПС Аксай» будет эксплуатировать ее на платной основе до 31 декабря 2051 года. Стоимость проезда пока не была объявлена.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новости власти
image
Замминистра строительства, главный архитектор области Игорь Далаксакуашвили заявил, что проект Ростовского транспортного кольца усилит интеграцию территорий внутри ростовской агломерации и создаст условия для притока инвестиций как внутри кольца, так и за его периметром.
Новости власти
image
На строительство участков Ростовского транспортного кольца потребуется около 65 миллиардов рублей финансирования до 2025 года. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих и губернатор Василий Голубев договорились об ускорении всего проекта.
Просмотров: 3289

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
Крупное сельхозпредприятие ООО «Рассвет» запустило в Куйбышевском районе фруктохранилище мощностью 2,5 тыс. т яблок. Оно обеспечит хранение и упаковку продукции собственного суперинтенсивного сада, который «Рассвет» развивает с 2018 года.
Инвестпроекты
image
Основатель и президент ФК «Чайка», владелец крупнейшего дистрибьютора Shell в Европе и Азии, депутат Законодательного Собрания Ростовской области Андрей Чайка инвестирует в строительство спортивных объектов в регионе более 3,5 млрд рублей. Некоторые проекты, по его словам, не окупятся никогда. Другим объектам на это может понадобиться больше 10 лет.
Инвестпроекты
image
Четырехзвездочный Radisson Gorizont Rostov-on-Don, примыкающий к ТРК «Горизонт», заработал в Ростове. Это второй отель сети Radisson Hotel Group в городе. Запуск нового объекта совпал с усилением противоковидных ограничений, которые негативно сказываются на гостичном бизнесе. Отельеры говорят, что для гостиничного рынка Ростова сейчас характерны снижение загрузки отелей, жесткая конкуренция и демпинг. Она усилится еще более, когда заработают Marriott Courtyard на левом берегу Дона и Hyatt на Б.Садовой.
Инвестпроекты
image
В администрацию Ростова поступил проект планировки и межевания левобережной территории восточнее стадиона «Ростов Арена». Документ разработан по инициативе инвестора — группы компаний «ЮгСтройИнвест». Сити-менеджер Алексей Логвиненко в своих соцсетях сообщил о начале общественных слушаний по проекту.