г. Ростов-на-Дону
28 января 2022 02:52:03

«Клиент сам решит, сколько нужно электроэнергии»

Ростовское малое предприятие «Энергодар» заканчивает разработку коробочного решения для электростанции, работающей от солнечной энергии. По словам директора по развитию и сооснователя компании Максима Олейникова, амбициозный инвестпроект уже несколько лет реализуется из собственных средств.
«Клиент сам решит, сколько нужно электроэнергии»

Компания «Энергодар», занимающаяся продвижением на российский рынок современных энергосберегающих технологий и оборудования, уже поставляет на рынок юга России теплоэлектрические системы собственного производства, комплектуя ими частные коттеджи и гостиницы Краснодарского края. К примеру, недавно предприятие смонтировало водонагревательную установку собственного производства в сочинском пансионате «Лучезарный» на 150 человек.

N: — В чем, собственно, состоит разработка коробочного решения и что оно даст потребителю? М.О.: — Это решение в области автономного электроснабжения, уникальное и весьма перспективное в плане массовых продаж, — коробочная электростанция на т. н. солнечных батареях, которую можно продавать, например, через строительные магазины типа «Леруа-Мерлен» и др. или через интернет. Называться новый продукт будет En-BOX. Это солнечная панель с интегрированными в нее аккумуляторным блоком и преобразователем.

Проблема рынка фотоэлектрических систем в том, что эти системы стоят дорого, и, прежде чем их продать, придется произвести сложные расчеты, долго общаться с клиентом, подбирать комплектующие, которых немало. Обычно это солнечная панель, контроллер заряда, инвертор, провода и аккумуляторы — последние, как правило, представляют собой самый дорогой и самый ненадежный элемент системы. Их стоимость составляет около 60% стоимости комплекта, и служат они не более 5 лет. Все это продается клиенту поэлементно, «россыпью», и, соответственно, нужны специалисты, обладающие необходимыми компетенциями, чтобы это все собрать.

Наш En-BOX обладает набором гарантированных характеристик. Например, известно, что за сутки он запасает один киловатт-час электроэнергии. Стало быть, клиент при условии, что он знает, сколько энергии потребляют его электроприборы, может сориентироваться, достаточно ли ему одного такого комплекта. En-BOX снабжен встроенными литиевыми аккумуляторами, которые служат существенно дольше распространенных на рынке свинцово-кислотных, быстро отдают и накапливают энергию. В комплект входит инвертор, который может синхронизировать частоту тока с сетевым электричеством.

Иными словами, мы предлагаем клиенту самостоятельно решать, сколько электроэнергии ему нужно. Если у него небольшой дачный домик, то ему, скорее всего, хватит одного такого бокса. Если его потребности в электроэнергии увеличиваются, он может докупить бокс или боксы и дооснастить дополнительным оборудованием уже имеющееся, не испытывая затруднений с подключением, расчетами и заменой отдельных элементов на более производительные. Таким образом, можно легко начинать с малого и в процессе нарастить до любой мощности, с 1 кВт•ч, как для дачного домика, до 10 кВт•ч энергии, необходимой для среднего коттеджа с постоянным проживанием. И что важно, потребитель не теряет при этом ни копейки уже вложенных средств. Кроме того, смонтировать систему «из коробки» сможет любой электрик: нужно всего лишь подключить к сети два провода. Т. е. мы предлагаем клиентам гибкость, быстроту и независимость от мнения расчетчиков.

N: — На каком этапе сегодня этот проект? Что предстоит сделать, чтобы его можно было запустить в производство? М.О.: — Мы завершаем создание прототипа, который можно будет протестировать и по результатам тестов довести систему до стабильных показателей.

N: — Во сколько оцениваете объем необходимых инвестиций для создания коробочного решения и где рассчитываете получить необходимые средства? М.О.: — Для создания прототипа требуется 2 млн рублей. Сейчас мы обратились в Фонд содействия инновациям, а также в несколько венчурных фондов.

N: — А если фонды откажут? М.О.: — Продолжим инвестировать из собственных средств, как делали до сих пор. Это, разумеется, затянет дело, но проект в любом случае будет доведен до конца.

N: — Какова сегодня основная статья доходов вашей компании? М.О.: — Водонагревательные системы для гостиниц. Речь идет о 3–4 крупных заказах в год. Плюс около дюжины частных заказов: коттеджи, загородные дома. Недавно, к примеру, завершили работы по монтажу солнечной водонагревательной установки в пансионате «Лучезарный» в Сочи. В пансионате 150 номеров. Расход горячей воды — до 40 тонн в сутки, и вся она будет нагреваться от солнца. Мы самостоятельно спроектировали, привезли и смонтировали оборудование. Разработали блок управления с оригинальными алгоритмами работы (ранжированный алгоритм нагрева и разбора, температурные режимы по времени суток и т. д.). Контроллер среди прочего отслеживает моментальный и накопленный расход воды, вычисляет количество полученной тепловой энергии, строит графики и передает эту информацию по удаленным каналам. Мы сделали систему визуализации, чтобы у заказчика всегда была возможность иметь перед глазами картину того, как работает установка и сколько денег она сэкономила.

И все это обошлось заказчику сравнительно дешево, примерно в 3 млн рублей. Такого рода проекты в области солнечной энергетики в России можно пересчитать по пальцам. Расчеты показывают, что эта система окупится уже через 2 года в случае, если она является альтернативой электроэнергии, и приблизительно через 4 года, если она — альтернатива газу. В среднем такие системы окупаются за 2–3 года, если рассматривать их как замену электрическому отоплению, и за 3–6 лет, если это альтернатива газу.

N: — Каков диапазон цен? М.О.: — Простые водонагревательные системы стоят от 70 тыс. рублей, самая дорогая на сегодня — поставленная для пансионата «Лучезарный». Фотоэлектрические решения стоят от 30 тысяч рублей. Самая дорогая фотоэлектрическая система, которую нам довелось смонтировать, стоила 4,2 млн — сетевая электростанция мощностью 24 кВт•час для офиса торговой компании в Москве. Это был проект с партнерами из Германии: они осуществляли поставку всего оборудования, а мы производили монтаж.

N: — Сколько нужно людей и времени для выполнения заказа? М.О.: — В зависимости от сложности от одного дня до одного месяца. У нас в команде 5 человек, которые занимаются работой с клиентами и разработкой проектов, а также несколько бригад сантехников, электриков, кровельщиков — монтажники солнечных энергосистем с широкой квалификацией. В Германии таких людей называют солатёрами.

N: — Кого считаете своими конкурентами на рынке? М.О.: — По нашим оценкам, в России около 100 компаний и ИП, которые занимаются данным направлением. В основном это небольшие компании, занимающиеся розничными продажами оборудования на локальном рынке, в пределах города или региона. И только 5–10 компаний выходят за пределы региона, имея существенный опыт работы и достаточно сложные реализованные проекты.

N: — Как вы пришли в этот бизнес? М.О.: — Впервые познакомился с этим бизнесом в Германии, где завершал получение высшего образования по специальности «Экономика и управление». Я как раз оканчивал курс обучения, когда небольшая немецкая компания, занимающаяся установкой и обслуживанием энергосистем с использованием солнечных батарей, объявила о поиске представителя в России, который разбирался бы во всех аспектах этого бизнеса и владел немецким языком. Так начиналось сотрудничество с немецкими партнерами, в рамках которого было реализовано несколько проектов.

Дебютным стал проект оснащения Ростовского электротехнического колледжа системой, обеспечивающей подогрев воды, а также подогрев и охлаждение воздуха, который был реализован в 2009 г. на деньги федерального правительства, выделившего целевой грант. Было основано совместное предприятие, занявшееся поставками, монтажом, пусконаладкой и эксплуатацией солнечных коллекторов германского производства.

Но со временем стало очевидно, что сколь-нибудь существенных объемов продаж мы не добьемся. В связи с курсовой разницей немецкие системы напрочь проигрывали китайским в аспекте цены. Убедить немецких партнеров локализовать производство в России не удалось. Когда очередной потенциальный клиент отказался от установки немецкого коллектора из-за его дороговизны, я предложил ему установить систему, собранную «с нуля» из доступных на рынке комплектующих. Заказчик согласился, были проведены научно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы (НИОКР), смонтирован и установлен первый коллектор собственного производства. Решение оказалось удачным, стало понятно, что на этом можно строить эффективный бизнес. Через несколько лет была основана компания «Энергодар». Заметной вехой в развитии стала прошлогодняя победа на всероссийском конкурсе «Стартап-Тур», проводимом под эгидой агентства «Росмолодежь» в номинации «Инновационный бизнес».

Просмотров: 26595

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Инвестпроекты
image
ООО «ИнвестГрупп» получило разрешение на подготовку проекта планировки территории на левом берегу Дона. Соответствующее постановление подписал глава администрации Ростова Алексей Логвиненко.
Инвестпроекты
image
11,3 млн акций АО «Донские Биотехнологии», выставленные конкурсным управляющим банкротящегося ООО «Донские биотехнологии», не нашли своих покупателей. Более 10,3 млн штук являются предметом залога АО «Россельхозбанк», основного кредитора «ДонБиоТеха». Ценные бумаги продавали 10 лотами. Их общая первоначальная стоимость на аукционе составляла 19 млрд рублей.
Инвестпроекты
image
Александр Михайленко, гендиректор ООО «БОНУМ», выпускающего прицепную технику, готовится удвоить объем производства за счет третьего завода. Речь идёт о запуске нового завода в Аксайском районе с производственной мощностью около 1000 единиц продукции в год. Это третья производственная площадка растущего производителя прицепной техники, которая позволит удвоить объемы текущего производства. Там будет производиться прошлогодняя новинка — тентованные полуприцепы.
Инвестпроекты
image
На территории бывшего автозавода «ТагАЗ» в Таганроге компания «Ростсельмаш» планирует освоить выпуск сельскохозяйственной и коммунальной техники, сообщила пресс-служба губернатора региона.