«Некоторых позиций, как у нас, вообще ни у кого нет»
Малое научно-производственное предприятие «ДжиаР», по словам его директора Зазы Осепашвили, выпускает инновационную продукцию собственной разработки. В основном это карданные валы для автомобилей разных марок.
Карданные валы ростовского производства приобретают частные лица из разных регионов России. Для увеличения объема продаж предприятию не хватает оборотных средств. Тем не менее, ООО «ДжиаР», поработав несколько лет в сфере производства узлов для сверхлегкой авиации и аэроглиссеров, начало первые поставки авиадеталей за рубеж, а также сделало опытный образец аэроглиссера.
N: — Как давно вы занимаетесь производством узлов и деталей?
З.О.: — Карданными валами занимаемся лет 10. Мы выпускаем их почти для всех автомобилей отечественного производства — заднеприводных и полноприводных. Редукторами и прочими узлами для аэроглиссеров и легкой авиации мы занялись 3-4 года назад. Это даже не мелкосерийное, а скорее опытное производство. Мы производим узлы под конкретные изделия, а заказчики — это владельцы соответствующих машин. Например, выпускаем 6 позиций для аэроглиссеров.
В целом же производство различных узлов и агрегатов для автомобильного и железнодорожного транспорта мы начали с 1992 года, на ул. Сиверса. Потом производство столкнулось с проблемами, а именно рейдерским захватом. Раньше через это проходили многие. Потом мы перебрались на новую площадку.
N: — Рынок автомобильных узлов очень широкий. Чем ваша продукция отличается от продукции конкурентов?
З.О.: — Это не стандартные карданные валы, которые устанавливает завод, а изделия собственной разработки. Это валы на шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС).
N: — Ваша продукция качественнее или дешевле, чем у конкурентов?
З.О.: — Некоторых позиций, как у нас, вообще ни у кого нет. Например, карданные валы на ШРУСах для УАЗа. Мы решили несколько проблем, связанных с валами этой марки автомобилей. Среди них — вибрация и малая долговечность. Валы, установленные на первых автомобилях, отходили более 100 тыс. км и пока еще работают. Уже прошло 4-4,5 года, а раньше владельцы этих машин меняли валы по два раза в год. Кроме того, нам удалось почти полностью устранить вибрацию.
N: — То есть вы конкурируете с УАЗом?
З.О.: — Нет, мы не можем быть конкурентами. На таких заводах приемная директора больше, чем наше предприятие. У нас нет ни финансовой возможности, ни соответствующего количества станков, чтобы наладить серийное производство.
N: — В каких объемах вы выпускаете карданные валы?
З.О.: — Порядка 100 штук в месяц.
N: — Какие из них наиболее популярные?
З.О.: — На автомобиль УАЗ, поскольку там проблемный карданный вал. Кроме того, мы провели стендовые испытания, и скорее будем устанавливать вал на полноприводный автомобиль «Соболь». Мы договорились с владельцами авто, которые к нам обращались, поставить им бесплатно наши валы для проведения испытаний в условиях бездорожья в течение нескольких недель. На валах этих машин вырисовываются еще большие проблемы, чем у автомобилей УАЗ. Такие валы на заводских машинах очень недолговечны в связи с большими углами передачи крутящего момента — выдерживают не больше года. Насколько я знаю, завод ставит на «Соболь» испанские валы. Они к тому же дороже наших в несколько раз — стоят около 30 тыс. рублей, но купить их почти невозможно. Уазовский вал точно такой же, только немного короче и стоит 5 тыс. рублей.
N: — Предлагали свои услуги производителям отечественных автомобилей?
З.О.: — На производителей автомобилей сложно выйти. Мы пару раз отправляли им предложения, но это были письма никуда.
N: — Как вас находят клиенты? Как много времени им потребовалось понять достоинства вашей продукции?
З.О.: — Нас находят с помощью сайта. Мы работаем давно, нас уже знают. Наша продукция другая. Много ли надо времени понять, что духи, например, «Диор» отличаются от «Красной Москвы»? Так и у нас — кто раз поездил на автомобиле с нашим карданным валом, понимает отличие.
N: — Какой вклад в общую выручку компании дают карданные валы?
З.О.: — Карданные валы дают примерно 60% выручки. Их стоимость от 4,5 тыс. до 7,5 тыс. рублей.
N: — Кто ваши заказчики, с кем вы работаете?
З.О.: — Есть несколько крупных фирм, таких как «Сармат», «Турбулентность-Дон», а в основном — это мелкие оптовики и частные лица.
N: — Какая у вас география сбыта?
З.О.: — Это практически вся Россия плюс в этом году добавилось немного зарубежья — Румыния, Чехия, Индия, Пакистан, Канада. Зарубежные покупатели интересуются деталями для сверхлегкой авиации. Это только первые контакты. Мы отправили им пробные узлы, которые находятся у них на испытании.
N: — Что привлекло иностранцев?
З.О.: — В первую очередь — цена наших авиационных узлов. По сравнению с самыми дешевыми иностранными аналогами наши изделия в 5 раз дешевле. Такие детали делают французы, чехи, австралийцы, а китайцы пока не смогли. Основной рынок сбыта таких изделий как раз за рубежом.
N: — Рынок автомобильных узлов очень большой. А почему решили заняться агрегатами для сверхлегкой авиации и аэроглиссеров?
З.О.: — Небо всегда меня влекло, но как-то не складывалось в жизни этим заняться. Однако познакомившись с людьми, занимающимися авиацией, пришел к выводу, что она мне тоже по душе, начал с ними сотрудничать. Моя работа и хобби — абсолютно одно направление. Я получаю от работы удовольствие.
N: — Удается развивать это направление?
З.О.: — Да. Например, сейчас мы собираем аэроглиссер, через несколько дней он будет спущен на воду на первые испытания. Само собой придется что-то доработать, а потом запустим в мелкосерийное производство. Раньше мы только комплектовали производителей аэроглиссеров, а теперь решили изготовить изделие самостоятельно. Мы знаем, какие там есть проблемы, некоторые уже решили, другие еще только предстоит решить.
N: — Сколько в России производителей аэроглиссеров?
З.О.: — Более 15.
N: — Полноценное изделие в отличие от агрегатов требует, наверное, другого подхода к продажам? Как вы будете продвигать аэроглиссеры?
З.О.: — Конечно, надо будет действовать иначе, но как, пока не знаю. Я надеюсь, что наши аэроглиссеры будут востребованы. Они могут потребоваться разным покупателям, начиная от промысловых рыбаков до любителей покататься. Его скорость — 100-120 км в час. Для движения по воде это очень даже приличная скорость. Кроме того, на нем можно будет ездить по болотам, камышам, песку, снегу. Его цена будет 700-800 тыс. рублей. В межсезонье, когда еще не потаял лед, и на лодках передвигаться еще невозможно, а на гусеничном транспорте — уже нельзя, можно использовать наш аэроглиссер. Он заменяет собой сразу два транспортных средства — катер и снегоход. Эти транспортные средства по отдельности могут стоить намного дороже аэроглиссера.
N: — В каких направлениях вашего бизнеса вы видите точки роста?
З.О.: — В первую очередь, есть потенциал увеличения продаж карданных валов на российском рынке. Рынок очень емкий, он практически не охвачен нами, поскольку нам не хватает оборотных средств на выпуск большого количества продукции.
N: — Вы кредитными средствами пользуетесь?
З.О.: — Нет, это очень дорого. Используем только собственные средства.
N: — Как на вас отразился кризис 2014 года?
З.О.: — Очень тяжело. Продажи сократились в 20 раз. Мы перестали выполнять сторонние заказы крупных предприятий в железнодорожной сфере на выпуск комплектующих. Раньше мы работали круглосуточно, семь дней в неделю. Сейчас — максимум 8 часов по 5 дней в неделю.
N: — Пользуетесь программами поддержки малого бизнеса?
З.О.: — Нет. Потому что в программах поддержки малого бизнеса заложена поддержка малыми деньгами. Если бы мы сухарями на рынке торговали, то этих бы денег, наверное, хватило.