Страховые выплаты растут быстрее сборов
Коэффициент страховых выплат в Ростовской области в I полугодии вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 43% до 50%.
Наиболее заметными событиями на страховом рынке области в I полугодии стали резкий рост выплат по «моторным» видам страхования, проблемы туроператоров, связанные с нестабильностью в Египте и Турции и заставившие страховщиков ужесточить критерии отбора турфирм для сотрудничества, а также начало продаж Сбербанком «коробочных» продуктов на рынке добровольного страхования жилья.
Динамика сборов и выплат страховых компаний в Ростовской области (+ % — прирост к аналогичному периоду прошлого года)
Источник: «АльфаСтрахование».
Динамика сборов и выплат страховых компаний в Ростовской области (+ % — прирост к аналогичному периоду прошлого года)
Источник: портал «Страхование сегодня», расчеты N.
По данным, опубликованным на портале «Страхование сегодня», за первое полугодие 2013 года страховые компании без учета ОМС собрали в Ростовской области 5,98 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (см. инфографику). При этом объем выплат ощутимо увеличился — 34,5%. В результате коэффициент выплат вырос с 43% до 50%.
Показатели областного рынка укладываются в общую динамику рынка ЮФО: в январе — июне сборы выросли на 16,7%, до 20,31 млрд рублей, а выплаты — на 35%.
Основной вклад в рост выплат, по данным страховщиков, внесло автострахование.
— Сборы по «моторным» видам в первом полугодии выросли на Дону всего на 10% и составили 2,8 млрд рублей, тогда как выплаты возросли на 42,6%, почти до 2 млрд рублей, — сообщил директор Южного регионального центра компании «АльфаСтрахование» Евгений Череменин. — С учетом того, что автострахование занимает почти половину рынка — 47%, изменения в нем всегда заметны (см. инфографику. — N).
Получается, что выплаты по «моторным» видам страхования — ОСАГО и каско — растут в 4 раза быстрее сборов. Любопытно, что число ДТП в Ростовской области, по данным ГИБДД, сократилось в I полугодии на 2,5% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Очевидно, вырос средний чек ущерба за счет более дорогих машин и тяжести ДТП. Впрочем, некоторые страховщики считают, что число ДТП растет (см. рубрику «Круглый стол»).
— Уровень пользования автокаско по-прежнему остается невысоким, — рассказала директор филиала «БИН Страхование» в Ростове-на-Дону Наталья Ермолова. — Покупают такой полис около 40% автолюбителей, существенная часть сборов обусловлена вмененным характером страхования в рамках кредитных программ, что и обеспечивает столь жесткую привязку «моторного» страхования к салонным продажам автомобилей.
Судя по высказываниям на профессиональных форумах страхового сообщества, к долгоиграющему дискурсу о необходимости внедрения единой методики оценки ущерба в ДТП добавилась новая тема — внедрение франшизы по ОСАГО. Суть вопроса: целесообразно ли определить минимальный ущерб, который будет оплачивать сам автолюбитель? Иными словами, в случае введения франшизы полис ОСАГО не будет покрывать незначительные повреждения автомобиля вроде царапин и небольших вмятин. Большинство страховщиков придерживается мнения, что франшиза по ОСАГО — мера, способная оздоровить рынок.
По мнению клиентов страховых компаний, гораздо благотворнее на рынок повлияет прекращение многолетней практики занижения выплат по ОСАГО, которую страховщики, очевидно, рассматривают как способ сокращения расходов: в подавляющем большинстве случаев суды обязуют страховщиков выплатить автомобилистам недополученное возмещение ущерба, но далеко не каждый, кому занижена выплата, обращается в суд.
Другая страховая отрасль, в которой сегодня происходят подвижки, обусловленные состоянием смежных рынков, — туристическое страхование. Аналитики считают, что неспокойная обстановка на Ближнем Востоке, в особенности в Египте и Турции, неизбежно повлияет как на снижение роста премии по страхованию выезжающих за рубеж в этом направлении, так и на осложнение ситуации по страхованию ответственности туроператоров. Собеседники N, однако, настроены оптимистично.
— Разумеется, доля Египта в портфеле ряда туроператоров в осенне-зимний сезон велика. Но трудности появились не вчера, и у тех участников рынка, которые занимаются выездным туризмом, была возможность перенаправить потоки, — уверена Наталья Ермолова.
Некоторое оживление отмечено в одной из мало развитых отраслей — добровольном жилищном страховании. Впрочем, связано оно пока только с масштабами вышедшего на рынок игрока: в августе продажей «коробочных» полисов страхования жилья занялся Сбербанк России. Предложенная рынку программа «Страхование квартиры» — адаптированная для Сбербанка версия оригинального страхового продукта «Хоть потоп!» от «АльфаСтрахования», который стартовал в январе 2012 года. Любопытно, что по программе «Хоть потоп!» предлагается застраховать имущество или ремонт не только без предварительного осмотра и оценки, что, собственно, и составляет ключевую особенность «коробочных» продуктов, но и без посещения офиса страховой компании: полисы продаются в салонах сотового ритейлора «Связной». Средние тарифы варьируются в пределах от 0,25% до 0,45% от размера страховой суммы (как правило — 300–500 тыс. рублей).
— В отношении страхования жилья говорить о высокой популярности пакетов с фиксированной стоимостью пока не приходится, — комментирует исполнительный директор региональной страховой компании «СОЮЗ» Андрей Волков. — Скорее, наоборот: каждый массовый вид страхования со временем становится «коробочным» продуктом. Что касается страхования жилья в целом, то по-прежнему основной рост этой отрасли связан с тем, что эта услуга сопутствует ипотечному кредитованию. Во всех остальных направлениях данный вид страхования, к сожалению, развит слабо.