Родственники жертв авиакатастрофы заключили мировое соглашение с FlyDubai
34 гражданских иска родственников жертв авиакатастрофы самолета авиакомпании FlyDubai в ростовском аэропорту в марте 2016 года завершились мировыми соглашениями. Это подтвердил N представитель одной из юридических компаний, представлявших интересы пострадавших, попросив об анонимности. Все заседания проходили в закрытом режиме.
Самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai 19 марта 2016 года рухнул на взлетно-посадочную полосу аэропорта Ростова-на-Дону. На его борту находились 62 человека, все они погибли. Более 30 исков от родственников жертв катастрофы рассматривал Первомайский суд Ростова. Третьими лицами в процессах были привлечены производитель лайнера Boeing, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и «Росавиация». Некоторые истцы обратились в суд ОАЭ.
Хотя потерю близкого человека невозможно компенсировать никакими денежными выплатами, ростовская трагедия высветила проблему низкой финансовой защиты близких жертв авиакатастроф в России.
В 2016 году FlyDubai предложила пострадавшим фиксированную выплату в размере 2,025 млн рублей. От ее получения часть родственников жертв отказалась. Одним из аргументов против получения фиксированной выплаты было то, что нормы международного права, распространяющиеся на данную ситуацию, могут предусматривать компенсации, во много раз превосходящие предложенную родственникам погибших в ростовской катастрофе. Предварительная компенсация, предложенная FlyDubai, равнялась российскому минимуму возмещения. Эта сумма складывается из первоначальной компенсации в размере 135,5 тысячи рублей, которую компания выплатила родственникам в марте, сразу после катастрофы, и 1,89 млн рублей, предложенных в виде предварительной компенсации.
В августе прошлого года эмиратский суд, как писал www.gorodn.ru, впервые вынес решение в пользу родственников жертв авиакатастрофы FlyDubai в Ростове. Дети погибших пассажиров FlyDubai, согласно вердикту, получат компенсацию 217 тысяч долларов. Истцы требуют $ 20 млн.
Как пояснил N представитель ростовской юридической компании, заключение мировых соглашений свидетельствует о том, что судебные претензии родственников жертв авиакатастрофы прекращены. Размеры финансовых возмещений в каждом конкретном случае обсуждались индивидуально.
Страховой омбудсмен России Юрий Колесников, в 2016 году он был членом правительственной комиссии РФ по ликвидации последствий авиакатастрофы, пояснил, что урегулирование последствий, компенсации ущерба и восстановление прав потерпевших в результате катастрофы авиалайнера FlyDubai в Ростовском аэропорту было осложнено рядом проблем.
— Монреальская конвенция, участником которой были ОАЭ, не была ратифицирована Россией, а Варшавская конвенция 1929 года не защищала права и интересы россиян в должной мере. Ответчики — FlyDubai в ОАЭ, страховая компания в Султанате Оман. С этим связаны проблемы подсудности. Сложно обосновывать и доказывать размер морального вреда, и прежде всего размера ущерба и потерь в связи с утратой кормильца, по причине, как правило, невозможности документально подтвердить размер реальных доходов погибших.
Благодаря процедурам медиации и досудебного урегулирования споров, а также в ходе рассмотрения судами исков потерпевших удалось, по словам, Юрия Колесникова, договориться о выплатах в пользу семей погибших (в отношении 24 из 55 погибших) сумм в среднем от 84 до 400 тыс. долларов США.
— При этом интересный факт: при расчете размера подлежащего компенсации ущерба в связи с потерей кормильца использовались такие обоснования, как размер чаевых, которые получала погибшая, работая в салоне красоты, и это было принято как аргумент страховщиком и авиакомпанией, что вряд ли было бы возможно при вынесения решения судом, — сообщил Юрий Колесников.
Законы вдогонку
Только год спустя после ростовской катастрофы, в 2017 году, Госдума приняла закон о ратификации Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок от 28 мая 1999 года. Она, в частности, регулирует вопросы ответственности авиакомпаний перед клиентами и устанавливает размеры компенсаций для путешественников. В соответствии с документом выплаты за задержки российских рейсов, компенсации за гибель или телесные повреждения пассажиров в случае авиационных происшествий могут возрасти в несколько раз по сравнению с устаревшей Варшавской конвенцией.
Это произошло после обращения международной команды юристов и экспертов по авиационному праву, представляющих интересы родственников 37 погибших в ростовской катастрофе в Госдуму с просьбой ускорить принятие закона о присоединении РФ к Монреальской конвенции и распространить его действие на родственников погибших в катастрофе FlyDubai (N (1218)).