Рынок насытился автокредитами
По итогам первого квартала 2014 года в Ростовской области было продано 13,9 тысячи машин, что на 3,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. К началу года общий объем рынка регионального автокредитования составил 53 млрд рублей (76,9 тысячи действующих автокредитов). Автодилеры и банки, активно работающие на рынке автокредитов, надеются на пролонгацию государственной программы льготного автокредитования.
Рынок новых легковых автомобилей, к которому напрямую привязан рынок автокредитования, вошел в фазу стагнации. По данным «Автостата», за первый квартал 2014 года в России было продано 549,3 тысячи новых легковых авто, что всего на 0,6% больше, чем годом ранее (546,1 тыс.). Доля Москвы c пригородами в общем объеме рынка составила в первом квартале почти четвертую часть — 24,2%. Ростовская область в рейтинге регионов по объему рынка новых автомобилей по итогам первого квартала 2014 года заняла десятое место: было продано 13,9 тысячи машин. При этом за тот же период прошлого года продажи составили 14,5 тысячи (снижение на 3,9%).
По данным Национального бюро кредитных историй, на 1 января 2014 года в Ростовской области общий объем рынка автокредитования составлял 53 млрд рублей (76,9 тысячи действующих автокредитов). Средний размер просроченной задолженности равнялся 282 тыс. рублей. Для сравнения: в 2012 году объем рынка составлял 41 млрд рублей.
В апреле нынешнего года российские автодилеры и депутаты Госдумы обратились в Минпромторг РФ с просьбой возобновить программу льготного автокредитования. По мнению автодилеров, инициировавших это обращение, пролонгация программы поможет заметно повысить продажи.
— В возобновлении программы льготного автокредитования заинтересованы все участники рынка, включая автопроизводителей, — уверена региональный директор южной дирекции РОСБАНКА Евдокия Малогловец. — Рынок продаж новых автомобилей, от которого зависит рынок автокредитования, очевидно, вошел в фазу насыщения. Однако госпрограмма способна дать рынку автокредитования новый импульс и, безусловно, скажется на продажах дилеров, поскольку уже сейчас каждая шестая машина в России продается с использованием кредитных средств.
По данным коллекторского агентства «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», просроченные долги по автокредитам в России за прошлый год выросли на 30%, достигнув в первом квартале 2014 года отметки в 47,6 млрд рублей.
О государственной программе льготного автокредитования
Целью и задачей действовавшей в прошлом году государственной программы льготного автокредитования провозглашалась «поддержка автомобильной промышленности страны через стимулирование спроса на легковые автомобили и легкие коммерческие автомобили полной массой не более 3,5 тонны». Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определялась «в виде разницы между ставкой кредитной организации и двумя третями ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита, с последующим возмещением выпадающих доходов кредитных организаций за счет средств федерального бюджета». Иными словами, процентная ставка в рамках программы составляла для конечного потребителя 9–10% годовых. Льготный государственный автокредит предоставлялся в следующих случаях: стоимость авто — до 750000 рублей; масса не более 3,5 тонны; страна-производитель — Россия; возраст авто — не более 1 года; предоплата — не менее 15% от стоимости автомобиля; срок действия кредитного договора — до 3 лет.