В Ростовской области оценили вклад креатива в экономику
Ростовстат при поддержке банка «Центр-инвест» представил статистический сборник, посвященный развитию креативных индустрий на Дону. Полученные данные помогут в оценке вклада креативных отраслей в развитие региональной экономики, а также разработать актуальные меры их поддержки. Кроме того, сборник станет основой для внедрения в Ростовской области стандарта развития креативных индустрий, разработанного АСИ.
Как сообщила в ходе презентации сборника «Креативные индустрии Дона» руководитель Ростовстата Марина Самойлова, согласно собранным данным, количество хозяйствующих субъектов, относящихся к креативным индустриям, выросло за последние три года в Ростовской области на 12% и составило около 9,4 тыс. компаний и ИП, что составляет 5% от общего количества хозяйствующих субъектов региона.
— Очень важно, что для этих отраслей характерно большое количество стартапов, — отметила г-жа Самойлова. — Более 50% ИП, относящихся к креативным индустриям, зарегистрированы в последние три года, среди юридических лиц этот показатель составляет 12%. Кроме того, в данном секторе экономики преобладает малый и микробизнес, доля средних и крупных предприятий составляет только 15%.
В перспективе Ростовстат планирует учесть при анализе донских креативных индустрий также самозанятых. Кроме того, в будущем методологию исследования придется скорректировать с учетом перечня видов деятельности, относящихся к КИ, установленного в соответствующем федеральном законе, который был принят в августе нынешнего года и начнет действовать в феврале 2025-го.
Как показало исследование, наибольшее количество креативных компаний Дона, 2,7 тыс., сосредоточено в сфере разработки программного обеспечения, это 25% юридических лиц и треть ИП всей креативной экономики. На втором месте оказались реклама и коммуникации — около 1,7 тыс. организаций, на третьем — культурно-зрелищная индустрия (1,6 тыс. компаний и ИП). Суммарная выручка КИ в Ростовской области составила в 2023 году 46 млрд рублей, за три года рост этого показателя — 80%. В первую тройку по объемам выручки вошли разработка ПО, индустрия рекламы и коммуникации, гастрономия, которая продемонстрировала рост в 1,8 раза, сильнее всего эта динамика проявилась в 2022–2023 годах.
Креативные индустрии обеспечили создание почти 29 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата в этих отраслях увеличилась по итогам прошлого года и превысила 50 тыс. рублей, ее рост за три года оказался полуторакратным. При этом представители КИ активно инвестировали в основной капитал: вложения в него только в 2023 году составили 3,4 млрд рублей, 1 млрд рублей обеспечили частные инвестиции.
— В разрезе муниципальных образований креативные индустрии открылись с неожиданной стороны, — заявила Марина Самойлова. — С точки зрения доли выручки наибольший вклад сделали Аксайский и Обливский районы, а также Донецк. По численности занятых в КИ лидируют Волгодонский, Семикаракорский и Шолоховский районы.
Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» д. э. н. Василий Высоков отметил, что один из важнейших выводов, которые можно сделать из данных сборника, — способность креативных индустрий стать стартером и драйвером экономического развития Ростовской области.
— Статистика позволяет нам получить данные о роли КИ в обороте товаров и услуг, — пояснил г-н Высоков. — В расчете на душу населения в Ростовской области ниже, чем в среднем по стране денежные доходы, расходы, в том числе на посещение учреждений культуры и искусства. В результате креативным индустриям не хватает средств для развития, а отсутствие развития в этих отраслях не позволяет развивать производство и, соответственно, повышать доходы населения. Получается замкнутый круг, из которого нужно искать выход.
Резервы развития КИ на Дону, по мнению Василия Высокова, в предпринимательской активности населения и высоком эффекте от инновационной деятельности в Ростовской области.
— В каждой отрасли есть примеры креативного развития, — подчеркнула г-н Высоков. — Для восхождения по спирали нужны взаимодействие лидера и команды, знания и опыта, науки и идей, внутренняя и внешняя коммуникация, готовность к риску и умение им управлять. Рынок креативных индустрий — очень специфичный, он отличается неэластичными и спросом, и предложением. Если нам не хватает творческого потенциала — начинается общий отток населения, а если не хватает спроса на креатив — начинают уезжать таланты. Необходима стратегия креативного развития Ростовской области, которая будет охватывать все отрасли и все уровни управления.
Ростовская область вошла в число 46 регионов России, которые работают над внедрением стандарта развития креативных индустрий, разработанного Агентством стратегических инициатив. АСИ создает в регионах рабочие группы, которые помогают органам исполнительной власти внедрять стандарт в соответствии с видением агентства. В Ростовской области этим направлением занимается правительственная комиссия под руководством первого заместителя губернатора Александра Скрябина.
Как сообщил генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов, входящий в состав рабочей группы АСИ по внедрению регионального стандарта, до выхода нового статистического сборника данных о развитии креативных индустрий в Ростовской области практически не было.
— Качественная аналитика — база, без которой думать о развитии креативных индустрий довольно сложно, — говорит Владимир Козлов. — Подоспела помощь Ростовстата и «Центр-инвеста». Надеюсь, это придаст ускорение важной работе, которая ведется в регионе. Мы поддержали аналитический этап работы стратегической сессией по развитию креативных индустрий, сформировали круг перспективных идей. Мы видим, что регион хочет привлекать творческую и креативную интеллигенцию, а для этого нужно реализовывать проекты, которые превышают региональный масштаб. Мы видим у сообществ такие амбиции, и нормативная база должна создать условия для их реализации.
Реклама.
erid: 2VSb5yeEm36