Оптимизировать налоговые выплаты стало сложнее
В условиях экономического кризиса донские компании пытаются оптимизировать свое налогообложение и прочие расходы. Однако проверяющие теперь пристальнее присматриваются к таким моментам, стремясь доначислить налоги, пени, штрафы.
По наблюдениям аудиторов, сейчас многие компании сокращают персонал и отдельные статьи расходов. Один из популярных способов повышения доходов фирмы — дробление бизнеса.
— Оптимизация налоговых обязательств — дело выгодное, но рискованное, особенно во времена экономических кризисов, — предупреждает исполнительный директор ООО «Премьер-Аудит» Виктория Кострова. — Она приводит к пристальному вниманию фискальных органов к деятельности налогоплательщика. Суды при рассмотрении споров обращают внимание на совокупность признаков, указывающих на создание схемы уклонения от налогов. Так, например, налоговая инспекция доказала, что компания создала искусственное распределение сотрудников между двумя фирмами с целью не превысить численность работников для применения УСН.
На практике бывает крайне трудно определить, соответствует ли закону та или иная деятельность по минимизации налогов. Налоговым органам известно уже более 150 схем ухода от уплаты налогов, и этот список постоянно пополняется.
Критериями же налоговой оптимизации выступают ориентиры, сформировавшиеся в судебной практике при оценке обоснованности налоговых выгод.
— Это реальность хозяйственных операций, наличие целей делового характера в хозяйственных операциях, проявление налогоплательщиком должной осмотрительности, соответствие цен, применяемых налогоплательщиком, рыночному уровню цен и др., — перечисляет Виктория Кострова. — Инструмент снижения налогов строго индивидуален для каждого предприятия. Отдельно необходимо следить за юридической правильностью и безупречностью документального оформления операций.
В 2015 году, отмечают специалисты, участились случаи взыскания задолженностей по налогам в бюджет с взаимозависимых организаций.
18 ноября 2015 г. ФНС разослала налоговикам для использования в работе определение ВС от 02.11.2015 № 305-КГ15-13737 по делу № А40-153792/2014. Его суть состоит в том, что по результатам выездной проверки ЗАО инспекция доначислила НДФЛ, пени и штраф на сумму 85 млн рублей. Взыскать задолженность не удалось в связи с банкротством компании. Однако инспекция обнаружила, что с целью уклонения от уплаты налогов учредитель ЗАО воспользовался иным юрлицом — ООО с тем же названием, фактическим адресом, контактными телефонами, информационным сайтом, видами деятельности, но с постановкой на учет в другом налоговом органе. Суды трех инстанций удовлетворили требования инспекции о взыскании задолженности ЗАО с ООО.
Остались популярными доначисления налогов в бюджет в связи с установлением фактов использования неблагонадежных контрагентов. Но в последнее время налоговые органы действуют куда более широко, чем раньше. Например, в строительной сфере был случай, когда налоги были доначислены не генподрядчику, который непосредственно заключил договор с фирмой-однодневкой, а заказчику, проявившему должную осмотрительность при заключении договора с генподрядчиком.
Виктория Кострова отмечает, что в суде заказчик доказал свою непричастность к неуплате налогов его поставщиком благодаря трем условиям:
— идеальному документообороту;
— фактическому существованию поставленного товара;
— отсутствию неформальных связей между налогоплательщиком и его поставщиком.
Аудиторы говорят и об увеличении количества проверок со стороны трудовой инспекции.
— Роструд каждый год составляет план, определяющий работодателей, которых необходимо проверить, — рассказала директор компании «ЛИТА-Аудит» Анна Комиссарова. — В этом же плане указывается форма проведения проверки (документарная или выездная). Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми. После проверки увеличивается число выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников и т. д.