Уралсиб: курс на долгосрочные отношения
Высокая адаптивность и гибкость в принятии решений помогает малому и среднему бизнесу оперативно реагировать на изменения экономической обстановки. Чтобы приспособиться к ним, компаниям также необходима поддержка со стороны банков как в плане комфортных условий финансирования, так и с точки зрения продуктов, помогающих оперативно перестроить цепочки поставок, занять новые ниши, выйти на новые рынки и т. д. Поэтому для бизнеса наиболее актуальны комплексные предложения, учитывающие специфику конкретной отрасли экономики.
По данным Центробанка РФ, с января по август нынешнего года российские банки нарастили объем кредитов в корпоративном сегменте на 5,5%. Эта цифра незначительно уступает показателю аналогичного периода 2021-го, из чего можно сделать вывод, что отечественный бизнес постепенно адаптируется к структурным изменениям в экономике, а деловая активность — повышается.
Информация самих банков подтверждает эту точку зрения. В частности, в банке Уралсиб отмечают, что малый бизнес в очередной раз за последние несколько лет показал свою устойчивость, адаптивность и серьезный запас прочности вопреки пессимистичным прогнозам, которые многие эксперты высказывали зимой этого года. При этом если рассматривать итоги в отраслевом разрезе, то в каждой отрасли есть и свои «победители» и «проигравшие». Как рассказал заместитель председателя правления банка Уралсиб Евгений Абузов, однозначным бенефициаром можно назвать, например, отрасль внутреннего туризма — в той части, которая ориентирована не на деловой туризм, а на развлекательный. В остальном в каждой отрасли есть свои бенефициары. Поначалу это были компании, которые больше ориентировались на производство внутри России. Сейчас благодаря низким курсам валют импортеры, которые смогли наладить логистические цепочки, тоже смогли стать бенефициарами в своих отраслях.
Бизнес меняет валюты
Одна из заметных особенностей этого года — активный переток клиентов ВЭД: в условиях санкций предприниматели переходили на обслуживание в банки, не попавшие под санкции и имеющие широкую линейку продуктов для ведения внешнеэкономической деятельности. По словам топ-менеджера банка, в Уралсибе количество таких клиентов в 2022 году выросло в 3-4 раза. При этом Евгений Абузов отмечает значительное увеличение оборотов и платежей в юанях при одновременном снижении доли доллара и евро.
— Очевидно, что эта тенденция будет продолжаться, поэтому мы планируем к запуску ряд продуктов для участников ВЭД, включая и кредитные продукты, — говорит банкир.
Кредиты остаются доступными
Также заметные тренды — рост интереса к гарантийным продуктам после увеличения правительством доли компаний малого бизнеса в закупках и спроса на услуги эквайринга после ограничения комиссии Центробанком РФ.
Если говорить о кредитовании малого и среднего бизнеса, то, по словам Евгения Абузова, сегодня Уралсиб поддерживает текущий портфель кредитов МСБ примерно на уровне прошлого года, объем просрочки по нему незначительный. Хотя первоначальные планы по наращиванию кредитного портфеля в 2022 году были значительно выше.
— Начиная с февраля-марта мы несколько притормозили наше кредитование, оно стало более аккуратным. Мы сегодня внимательно смотрим на обороты компании, на итоги ее деятельности за период, прошедший с начала года, и принимаем решение, — говорит зампред правления Уралсиба. — Очевидно, что наиболее рискованные, беззалоговые кредиты мы сейчас перестали выдавать в большом объеме, но в части продуктов, которые выдаются под залог имущества, значимых ограничений мы не вводили. Мы понимаем, что люди, которые закладывают свое имущество под финансирование, уже сами дополнительно тщательно проанализировали риски своего бизнеса. Поэтому, например, в августе мы запустили скоринговый продукт, который позволяет предпринимателю под залог имущества за несколько дней получить до 10 млн рублей.
Субсидии помогут восстановиться
Как говорит представитель банка, также сегодня действует большое количество программ льготного кредитования. Например, сейчас государство активно поддерживает IT-отрасль, компании, которые в ней работают, могут обращаться за кредитами под 2-5% годовых. В сельском хозяйстве ставки по льготным кредитам — 1-5% и т. д. Есть программа «Корпорации МСП», предусматривающая кредитование малого и среднего бизнеса под сниженный процент, которая пользовалась большим спросом, когда на фоне повышения ключевой ставки стоимость рыночных кредитов для бизнеса достигала 20%.
В Уралсибе ожидают продолжения роста деловой активности российского бизнеса в следующем году. По словам Евгения Абузова, в настоящее время компании продолжают выстраивать новые логистические цепочки, и после завершения этого процесса объем операций значительно вырастет.
Со знанием дела
Стратегия работы ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в том числе предусматривает разработку комплексных предложений, ориентированных на специфику определенных отраслей бизнеса. Она уже показала свою эффективность — количество клиентов, которые обращаются за такими сервисами, растет. Такой подход позволяет банку не только наращивать объем клиентской базы, но и выстраивать с партнерами долговременные взаимоотношения.
Этому также способствуют и специальные предложения Уралсиба для малого бизнеса. В их числе, например, запущенная во втором квартале нынешнего года программа лояльности. Она предусматривает, что клиент, используя продукты банка, накапливает баллы, которые впоследствии может конвертировать в деньги.
— Мы хотим сделать эту программу неотъемлемой частью нашего сотрудничества с предпринимате
Предприниматели идут в интернет
Сегодня огромное количество предпринимателей продает свои товары на маркетплейсах. По оценкам банка, этот сегмент сегодня насчитывает от 800 тыс. до 1 миллиона компаний, ИП, самозанятых. Потребности у них самые разные: финансирование оборотных средств, бизнес-карты, валютное обслуживание для закупок продукции за рубежом и т. д. Помимо этого у них есть потребность работать через несколько каналов продаж — не только через крупнейшие маркетплейсы, но и, например, через социальные сети. С этой точки зрения банк может предоставить удобный платежный сервис, интернет-эквайринг, оплату с помощью QR-кодов по системе быстрых платежей.
— Мы считаем, что банк может быть большим интегратором по закрытию этих потребностей. Это одна из тех ниш, в которой мы хотели бы увеличить свое присутствие, — говорит Евгений Абузов.
Быть рядом
Стратегия Уралсиба не предусматривает его полного перехода в формат онлайн-банка, здесь считают, что у клиентов должны быть возможности использовать весь спектр как онлайн, так и офлайн возможностей — в зависимости от потребности бизнеса. Однако сейчас банк активно развивает дистанционные каналы обслуживания клиентов, меняя свои продукты таким образом, чтобы у клиента не было необходимости посещать офис. Уже со следующего года все услуги для бизнеса можно будет получить без визита в банк.
— Мы планируем развиваться в городах, в которых у нас нет присутствия. Сейчас мы реализуем пилотный проект «Новые города» с тем чтобы в итоге обеспечить полноценное обслуживание клиентов практически в любой точке России, вне зависимости от наличия офиса, — отмечает зампред правления Уралсиба. — Для этого мы меняем наш цифровой банк, меняем продукты, которые частично требовали походов в отделение, таким образом, чтобы иметь возможность полностью дистанционного обслуживания. У нас уже есть продукты, например банковские гарантии, которые мы выдаем в течение нескольких часов, не видя клиента.
Активное развитие дистанционного обслуживания позволит Уралсибу обслуживать клиентов в формате необанкинга в самых разных регионах страны. При этом банк планирует обеспечить клиентам и возможность при необходимости лично общаться со своими менеджерами, в том числе за счет расширения сети специализированных Центров малого бизнеса. В июле нынешнего года банк Уралсиб открыл такой центр в Ростове-на-Дону. Задача этого подразделения — служить площадкой для взаимодействия предпринимателей и их клиентских менеджеров как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Всего начиная с 2021 года открыто 16 центров в крупных городах присутствия по всей России, и планируется, что их количество вырастет до 20. Работа подобных центров выгодна и клиентам, и банку — те центры, что открывались год назад, уже окупили себя.
Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 188;
Ростов-на-Дону, проспект Королева, д. 9в;
Таганрог, ул. Петровская, д. 62;
телефон: 8 800 700-77-16.
Реклама