Сбербанк на юге развивает новые рынки
Даже в сложных экономических условиях Сбербанк достиг всех целей Стратегии-2020. Этому способствовало участие во всех госпрограммах поддержки бизнеса и граждан, клиентские стратегии развития и практически 100-процентная диджитализация сервисов. Цифровые решения, которые сегодня предлагают компании экосистемы «Сбера», повышают эффективность бизнеса и госсервисов юга России и Северного Кавказа.
В ходе пресс-брифинга, посвященного предварительным итогам работы Юго-Западного Сбербанка в 2020 году, председатель банка Евгений Титов отметил, что основным драйвером роста зонтичного бренда «Сбер» остаются финансовые услуги. В то же время задачи миллионов клиентов банка лежат не только в плоскости финансовых услуг. Поэтому сервисы компаний экосистемы помогают решить все вопросы с недвижимостью, обеспечением безопасности, страхованием, логистикой, медицинскими услугами, образованием и повышением квалификации, совершением покупок, транспортом, развлечениями и т. д.
Бесшовный клиентский digital-путь
Сейчас в экосистеме «Сбера» более 60 компаний, клиентам на юге и Северном Кавказе доступны уже более 120 самых разнообразных услуг.
— Мы планируем расширение экосистемы в регионах юга России и Северного Кавказа и видим здесь высокий потенциал роста, — заявил Евгений Титов. — В первую очередь это относится к области e-commerce. Самыми перспективными, на наш взгляд, являются o2o-сервисы Delivery Club, «СберМаркет», «Сбер ЕАптека», «СберЗдоровье».
К примеру, сервис доставки продуктов и товаров первой необходимости «СберМаркет» действует уже в 19 городах во всех 11 регионах юга России и Северного Кавказа. По оценке «Сбера», он позволяет семьям экономить до 25 часов в месяц, заказывая доставку необходимых товаров на дом или в офис вместо походов по магазинам. Стоит отметить, что Ростов и Краснодар по итогам третьего квартала 2020 года вошли в топ-10 российских городов по росту количества заказов через «СберМаркет». В Ростове, который занял 10-е место, их число увеличилось в 8,5 раза. В Краснодаре рост был девятикратным, и столица Кубани оказалась на девятом месте. Помимо обеспечения удобства для покупателей «СберМаркет» помогает в развитии ретейлеров и региональных торговых сетей, которым было бы достаточно сложно и накладно развивать собственные системы доставки.
Развитие бизнеса в рамках экосистемы «Сбера» ставит перед Юго-Западным банком новые задачи и требует от него изменения позиционирования. В частности, сейчас «Сбер» уделяет особое внимание формированию оптимального бесшовного клиентского пути, двигаясь по которому клиент в удобном для себя режиме получает все необходимые ему услуги. Это позволяет создать цифровой портрет конкретного клиента, который ложится в основу индивидуальных предложений, учитывающих предыдущий опыт использования им сервисов «Сбера».
— С продуктами экосистемы «Сбер» вошел практически во все цифровые индустрии и покрыл большинство потребностей клиентов, — добавил управляющий Ростовским отделением Сбербанка Руслан Салимов. — В рамках программы лояльности авиакомпании «Азимут» сервисом «СберЗдоровье» и услугой круглосуточной онлайн-консультации врача воспользовались 12,5 тыс. пассажиров. А совместно с АЗС Flash и дочерней компанией VisionLabs мы запустили бесконтактную биометрическую систему оплаты на заправках. Кроме того, Ростовская область заняла третье место в России по количеству оплат проезда банковской картой, с начала года было проведено 38 млн таких транзакций.
Дальнейшая стратегия развития экосистемы «Сбера» в южных регионах предусматривает также активное партнерство с государственным сектором.
— Сегодня «Сбер» является амбассадором цифровой повестки и помогает регионам комплексно решать задачи нацпроекта «Цифровая экономика», — заявил Евгений Титов. — Мы выявляем потребности каждой территории, а затем под эти задачи в рамках совместной работы с правительством региона предлагаем уникальный конструктор цифровых платформенных решений для его социально-экономического развития. В числе таких проектов — телемедицина (в том числе модель выявления патологий легких на основе искусственного интеллекта), «умный» транспорт и городская инфраструктура, голосовые сервисы и т. д.
Финансовый бизнес остается основным
Как сообщил Евгений Титов, Юго-Западный Сбербанк в 11 регионах России обслуживает 15,1 млн розничных клиентов и более 300 тыс. предприятий и ИП. За 11 месяцев 2020 года кредитный портфель Юго-Западного банка в розничном и корпоративном сегментах вырос на 202 млрд рублей. Его объем достиг 1,4 трлн рублей. Объем средств клиентов, привлеченных банком, увеличился с начала года на 147 млрд рублей — до 1,3 трлн рублей. Из них более триллиона рублей пришлись на средства частных лиц. Объем привлеченных средств юридических лиц с начала года вырос на 65 млрд рублей — до 293 млрд рублей.
— В 2020 году «Сбер» полностью реализовал свою финансовую стратегию и выплатил рекордные для российского рынка дивиденды, — добавил Евгений Титов. — Это стало возможно в первую очередь благодаря развитию нашего основного финансового бизнеса. Даже в условиях непростого для всех 2020 года портфели Юго-Западного банка продолжили расти. Наша активная работа с госпрограммами, своевременное предоставление мер поддержки физическим лицам и бизнесу, реализация клиентских стратегий ключевых партнеров в сферах недвижимости, АПК, ретейла, экспорта, а также практически 100-процентная цифровизация сервисов «Сбера» помогли нам достичь своих целей. В числе наиболее востребованных цифровых банковских сервисов Евгений Титов называет, в частности, переводы между физлицами в «Сбербанк Онлайн». Их годовой объем в масштабах России составляет 22 трлн рублей, а на юге и Северном Кавказе за 11 месяцев 2020 года клиенты банка перевели 965 млн рублей, а выражение «перевести на “Сбер”» уже стало нарицательным.
— Сегодня платформа «Сбербанк Онлайн» является полноценным цифровым помощником физических и юридических лиц. Здесь доступны сотни операций, которые раньше можно было оформить только при личном визите в отделение банка, — отметил г-н Титов.
Поддержка бизнеса в связи с коронокризисом также стала одним из ключевых направлений работы Сбербанка. Участие в госпрограммах, направленных на помощь предпринимателям из наиболее пострадавших отраслей экономики, приняли более 27 тыс. клиентов Юго-Западного Сбербанка. Общая сумма полученной господдержки превысила 48 млрд рублей.
Среди динамично растущих рынков в нынешнем году остается строительство, отметил председатель Юго-Западного банка, где объем кредитования увеличился на 35 млрд рублей и достиг 85 млрд рублей. Также по состоянию на 1 декабря нынешнего года в Юго-Западном банке было открыто более 27 тыс. эскроу-счетов на общую сумму более 43 млрд рублей.
Активно растет и рынок ипотеки — объем выданных Юго-Западным банком кредитов на покупку жилья составил 141 млрд рублей. В числе лидирующих и потребительское кредитование — в этом сегменте по итогам 11 месяцев 2020 года на юге России и в СКФО выдано 200 млрд рублей.
Одной из ключевых для развития Юго-Западного банка остается Ростовская область. Как сообщил Руслан Салимов, доля жителей региона, которые являются клиентами банка, превышает 50%. Сбербанк в регионе в том числе активно поддерживает строительный рынок: портфель финансирования проектов в сфере недвижимости вырос на 60% и составил более 24 млрд рублей. Благодаря ипотеке Сбербанка более 15,5 тыс. семей в Ростовской области улучшили свои жилищные условия.