«ESG — неотъемлемая часть нашей миссии и стратегии»
В нынешнем году банку «Центр-инвест» исполняется 30 лет. За свою историю один из крупнейших региональных банков Юга России преодолел несколько кризисов и сумел сформировать устойчивую клиентскую базу. В настоящее время, говорит председатель правления «Центр-инвеста» Лидия Симонова, банк сохраняет курс на максимальное следование ESG-принципам и видит свою миссию в поддержке клиентов в непростых экономических условиях.
— Как повлияло на банк прекращение проектов ЕБРР в России?
— Официально ЕБРР объявил об отказе от финансирования российских проектов еще в 2014 году. Тогда они приняли решение о структурной реорганизации и закрыли региональные представительства, одно из которых работало в Ростове. Однако на тот момент это уже никак не повлияло на наше с ними сотрудничество. Мы уважаем и благодарны нашим иностранным акционерам за тот опыт, которым они с нами делились. Благодаря этому опыту мы разрабатывали и предлагали рынку адаптированный к российским реалиям продукт. Корпоративные стандарты, начиная от кодекса корпоративной этики до экологической и социальной политики, позволили нам создать основу, на которой строились все инновационные продукты банка: женские кредиты, кредитование проектов энергоэффективности, выпуск банковских «зеленых» облигаций и многие другие. В последние годы уже мы обучали европейских коллег, банкиров Украины, Киргизии, Армении, Белоруссии тому, что разработали сами. Это, например, создание первого в мире банковского ESG-баланса, который учитывает все статьи Целей устойчивого развития и ESG-факторов, внедрение системы ESG-рейтинга для наших клиентов, который позволяет предлагать ставку ниже тем клиентам, чья позиция в рейтинге высокая.
— На бизнесе банка как-то сказались санкции?
— Мы не входим в санкционные списки. Но сейчас вся финансовая система находится в одной лодке. Прямого существенного влияния санкции на «Центр-инвест» не оказали. Во-первых, почти все наши активы уже давно номинированы в российских рублях. На иностранные валюты приходится меньше 2% — это мизерная доля, которая не создает никаких рисков. Что касается ценных бумаг, в свое время совет директоров принял очень взвешенное решение — у нас нет торгового портфеля ценных бумаг, поэтому ни банк, ни клиенты не пострадали от волатильности на рынке ценных бумаг и блокировки активов в депозитариях.
В то же время у нас есть возможность обслуживать ВЭД-контракты клиентов. На фоне ограничений на расчеты в долларах значительная часть бизнеса уже переориентировалась на азиатские рынки, и сейчас львиная доля расчетов по ВЭД приходится именно на юань.
Счет в китайских юанях у нас есть уже более 10 лет. Все это время мы развивали это направление, предлагаем бесплатное обслуживание расчетного счета в китайской валюте. Многие наши клиенты уже давно перешли на расчеты в юанях. Кроме того, мы активно обсуждаем с банками-партнерами возможности сотрудничества и расчетов в валютах дружественных стран.
Во время пандемии мы поддерживали наших клиентов, сотрудников. Это научило нас работе в стрессовых ситуациях. Сейчас перед нами стоят похожие задачи, и мы помогаем клиентам адаптироваться к новым реалиям. Если вернуться к вопросу о прямом влиянии санкций, необходимо отметить нашу политику управления рисками, которая всегда была консервативной, ориентированной не на куплю-продажу, а на управление рисками. Всегда, а в волатильное время особенно, наша главная задача не просто проанализировать риски клиентов, но и помочь клиенту оценить возможности взятой нагрузки, выработать шаги по снижению рисков и только потом принимать взвешенное решение о финансировании. Когда риски снижены — нет смысла повышать ставку по кредиту. Низкая ставка по кредиту и есть та самая поддержка для бизнеса, в тяжелые время это особенно остро ощущается.
Наши подходы к управлению рисками находят отражение в низком уровне дефолта клиентов и высоком качестве кредитного портфеля, уважении и доверии клиентов.
В феврале-марте мы приняли решение ни в коем случае не останавливать кредитование, вне зависимости от того, каких трудозатрат и издержек это потребует. Заработанную прибыль мы готовы были направить на поддержку клиентов, обеспечить низкие ставки по кредитам как бизнесу, так и населению. За 30 лет наши клиенты уже знают: в период кризиса «Центр-инвест» поведет себя максимально корректно и компетентно. Наши ставки во время кризиса были ниже ключевой ставки, и мы, конечно, сохранили условия по всем одобренным кредитам.
— Как реагирует на нынешнюю ситуацию в экономике малый и средний бизнес?
— По данным Росстата, в Ростовской области количество компаний МСБ уменьшилось, но их суммарный оборот вырос. Стоит учесть, что 43% нашего кредитного портфеля МСБ приходится на агробизнес, а он не останавливал свою работу ни на минуту ни во время пандемии, ни сейчас. В целом выдачи малым и средним предприятиям остались у нас на уровне прошлого года. Необходимо отметить востребованность у наших клиентов собственных кредитных программ банка, которые помогают трансформировать бизнес, адаптироваться к новым реалиям. Любую поддержку клиентов мы расцениваем не как благотворительность, а как инвестиции в будущее.
— Жертвовать приходится в основном прибылью?
— На прибыль основное влияние оказывают принимаемые риски. Поскольку мы подходим к оценке рисков взвешенно, банк остается прибыльным и может позволить себе не только кредитовать лучших клиентов, но и продолжать делать социальные инвестиции в фонды целевого капитала крупнейших вузов, в развитие центров финансовой грамотности.
— Вы ужесточали свои подходы к оценке заемщиков?
— Наши подходы не жесткие, они компетентные: большая часть кредитов выдается под залог, но наши клиенты — грамотные и понимают, с чем это связано. Это позволяет нам говорить не о сиюминутной, а о долгосрочной прибыли. Наши ценности — стабильность и долговременное сотрудничество. И я рада, что наши клиенты эти ценности с нами разделяют.
— Возникновения каких рисков можно ожидать в ближайшее время?
— Сейчас российской экономике удалось выстоять, многие предприятия успешно выстроили новые логистические цепочки, нашли альтернативных поставщиков. Но нужно понимать, что и эти решения могут оказаться временными, и готовиться к новым вызовам.
Сельское хозяйство, получив очередной рекордный урожай, подтвердило, что продовольственной безопасности России ничего не угрожает. Что касается рисков информационных технологий, то могу сказать, что наш главный IT-актив — это специалисты. Найти альтернативу оборудованию и софту возможно, а вот заменить главный актив цифровизации и инноваций — креативных сотрудников, воспитанных в нашей культуре, нашей ментальности, эффективных, готовых к любым вызовам, — это уже сложнее.
— Банк «Центр-инвест» — один из флагманов распространения ESG-принципов в российской экономике. Это международная повестка. В нынешних условиях ее реализация в России сохранила свою актуальность?
— В условиях санкций перспектива ESG-банкинга остается важной, но не единственной. Наша модель ответственного ведения бизнеса была сформирована задолго до появления всемирного тренда. И именно эта модель помогает нам быть готовыми к любым вызовам, грамотно формировать качественный кредитный портфель из лучших заемщиков, которых мы сами обучаем и стимулируем к реализации проектов энергоэффективности, модернизации их предприятий. Низкая ставка позволяла нашим клиентам преодолевать многие испытания и кризисы, а банку — не только сохранять своих клиентов, но и привлекать новых, таких же ответственных и эффективных. Мы сохраняем доступ к международной практике, продолжаем эффективно сотрудничать с Финансовой инициативой программы ООН (UNEPFI).
— Распространять эти принципы стало сложнее?
— Для нас самый простой способ их распространения — через наши ESG-продукты. Сейчас все они работают на достижение целей Национальных проектов и Целей устойчивого развития. Финансируя женские предпринимательские проекты в рамках программы «Женский бизнес», мы помогаем женщинам стать счастливее. Таких кредитов мы выдали более чем на 3 млрд рублей, и этот показатель продолжает расти. Мы продолжаем финансировать проекты, направленные на повышение уровня социальной ответственности бизнеса. Поддерживаем стартапы, которые бесплатно обучаем на базе нашего бизнес-акселератора. В режиме диалога помогаем предпринимателям адаптироваться к новым условиям, выйти на новые рынки, занять новые ниши после ухода некоторых западных брендов. Большим спросом пользовался бесплатный курс по выходу на маркетплейсы. Мы получили массу позитивных отзывов и благодарности от слушателей курса, которые по его окончании уже стали нашими клиентами. Это один из самых наглядных примеров, как действует ответственный банк в нынешних реалиях.
— «Центр-инвест» традиционно уделяет большое внимание экологической повест‑ ке. В нынешних сложных условиях она остается актуальной?
— Да. Можно привести такой пример: несколько лет назад мы установили на крыше главного офиса банка солнечные батареи.
Энергия, которую они генерируют, направляется на обеспечение работы круглосуточного офиса банка. Изучив наш опыт, одно производственное предприятие попросило нас поделиться им. Их представители приехали к нам, посмотрели, как устроена система, и установили у себя на предприятии аналогичную.
Еще один пример связан с распространением электромобилей. У нас на территории есть станция для их подзарядки. Один из наших клиентов сейчас планирует развивать проект сети станций зарядки электрокаров на Юге России.
Эти примеры говорят о том, что запрос на экологическую повестку остается высоким. Приятно удивляет, что в экоповестке активно участвует молодое поколение.
— Не возникает ли проблем с закупкой и обслуживанием нужного оборудования для реализации таких проектов?
— Думаю, что это вопрос времени. Со временем будут налажены и импорт, и внутреннее производство. Что же касается обслуживания уже установленного зарубежного оборудования, то опыт наших клиентов показывает, что российские специалисты научились его и обслуживать, и ремонтировать. Определенный временной лаг есть, и он дает преимущества тем компаниям, которые успели закупить нужное оборудование: конкуренты в течение какого-то времени не смогут приобрести аналоги.
— Каковы планы развития «зеленых» продуктов «Центр-инвеста»?
— Мы запускаем проект «Зеленая ипотека», который подразумевает кредитование покупки жилья в домах с высоким уровнем энергоэффективного класса. В нашей линейке вкладов спросом пользуется «Зеленый вклад», поскольку клиенты все чаще выбирают именно долгосрочные вложения в интересах следующих поколений.
Также, поддерживая имидж «зеленого» банка, мы начали выпускать дайджест «Зеленый вектор», который будет помогать бизнесу внедрять и поддерживать на своих предприятиях экологическую ответственность, а частным лицам — прививать «зеленые» привычки.
— «Центр-инвесту» в этом году исполняется 30 лет. Что вы считаете главным достижением банка за этот период?
— Я считаю, что главное достижение — это накопленные авторитет, знания, опыт и 1,5 млн наших клиентов, которые разделяют с банком наши ценности. Доброе имя, добрые дела, честность и прозрачность также составляют капитал банка.
Наши достижения — это плод грамотной, кропотливой и креативной работы всего коллектива, который полностью разделяет общие корпоративные ценности.
Наши условия труда нельзя назвать легкими, но то отношение к сотрудникам, которое за годы работы сложилось у нас, позволяет, например, сотруднице спокойно уйти в декрет и всегда получить необходимую поддержку, благодаря которой она сможет сочетать и продуктивную работу, и материнство. Я тоже сделала свой вклад в эту статистику, уйдя два раза в декрет, родила двух дочек практически без отрыва от работы. Ежегодно в семьях сотрудников банка рождается более 70 детей, коэффициент рождаемости у нас почти в пять раз выше, чем в России в целом.
Для меня персональным вызовом было выстроить работу банка в условиях пандемии, за 3 месяца до ее объявления я приступила к обязанностям председателя правления. И здесь свою роль сыграл женский подход к ведению бизнеса: мне было критически важно помимо вопроса обеспечения устойчивости банка и клиентов думать и заботиться о здоровье и безопасности коллектива.
Я верю в то, что безупречная репутация банка и его добрые дела позволят нам и дальше поддерживать и развивать плодотворные и доверительные отношения с клиентами, бизнесом, сотрудниками, партнерами. В сложных условиях мы в первую очередь поддерживаем наших клиентов, и это самый яркий пример ответственного ведения бизнеса.