Банки смягчают требования к получателям кредитных карт
В 2015 году количество получателей кредитных карт сократилось. Стоимость карточных кредитов за год выросла на 6–7%. Банки смягчают требования
к добропорядочным получателям кредитных карт. По словам банкиров, пользователей кредиток
к незапланированным тратам приводит невнимательное прочтение кредитного договора и пренебрежение дополнительными сервисами банка.
По словам банкиров, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, которая привела к значительному сокращению доходов населения, динамика выдачи банковских карт в 2015 году снизилась. Начальник управления пластиковых карт департамента розничного бизнеса банка ВТБ24 Александр Бородкин говорит, что в Ростовской области за 5 месяцев банком выдано 3024 кредитные карты, что на 15% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Кредитные карты с максимальным функционалом банков, которые наиболее активны на рынке розничного кредитования Ростовской области (PDF-таблица)
По словам директора ОО «Ростовский» РЦ «Райффайзенбанк» Натальи Рогачевой, в первом квартале процентные ставки по кредитным картам составили от 29% до 36%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 5% и 9% соответственно.
В Сбербанке сообщили, что в декабре 2014 года был отмечен рост процентной ставки (на 7%) и комиссии за обналичивание.
— Сейчас ставки кредитования после значительного роста находятся в стадии снижения, реагируя на положительные изменения для кредитования, проводимые ЦБ РФ, — говорит г-н Бородкин. — По картам, выданным в предшествующий период, банки в большинстве своем условия кредитования не меняли, они значительно ниже текущих рыночных. Так что более всего выиграли те клиенты, которые оформили кредитные карты в предыдущие годы.
По наблюдениям корреспондента N, ознакомившегося с требованиями к получателям кредитных карт на сайтах нескольких банков, возможность получить кредитную карту имеют граждане России возрастом от 20 до 70 лет, проработавшие на текущем месте работы на менее 3 месяцев. При оформлении кредитной карты необходим паспорт и второй документ (на выбор получателя): загранпаспорт, водительское удостоверение и т. д. Для получения кредиток с высоким лимитом и более низкой процентной ставкой может понадобиться копия трудовой книжки и справка по форме 2-НДФЛ.
— Сегодня банки стремятся сделать свои карточные продукты более доступными, — рассказывает директор ростовского регионального филиала Россельхозбанка Игорь Пятигорец. — С этой целью они смягчают правила выдачи и процентные ставки для клиентов, имеющих положительную кредитную историю.
По словам Александра Бородкина, в связи с возросшим рисками невозврата кредитов банки слегка ужесточили требования ко всем кредитным продуктам, таким образом отсеивая слабых клиентов.
— В этом есть положительный момент для хороших клиентов: в банках ужесточилась борьба за них как в продуктовой, так и в сервисной части обслуживания, — добавляет он.
Эксперты отметили, что основные ошибки, приводящие к незапланированным тратам, которые допускают пользователи кредиток, связаны с неверным расчетом льготного периода и пропусками даты обязательного платежа. Кроме того, зачастую пользователи снимают наличные с кредитных карт, в результате чего платят комиссию и лишаются льготного периода. В основном это происходит из-за того, что владельцы кредиток читают невнимательно или вовсе не читают кредитный договор.
— Если держатель карты в повседневной жизни тратит весь ежемесячный доход в один день на новый телефон, а потом не знает, чем кормить детей оставшиеся 29 дней, — это не проблема наличия или отсутствия у него кредитной карты, — поясняет Александр Бородкин. — Кредитная карта, наоборот, может помочь сгладить подобные ситуации. Классическая проблема большинства недовольных клиентов, использующих кредитные продукты, заключается в том, что люди начинают работать с ними, не понимая правил работы. Люди, которые читали «Войну и мир», внезапно оказываются не в состоянии внимательно прочитать кредитный договор. Вторая очень частая ситуация — лень (страх) позвонить в банк для любого уточнения. А, как известно, любой банк специально для своих клиентов держит крупные сервисные подразделения, чья работа среди прочего заключается в том, чтобы объяснять клиентам непонятные им вопросы.
Наталья Рогачева советует владельцам кредитных карт использовать бесплатный сервис — интернет-банк, подключить услугу уведомлений, благодаря которой можно контролировать свои расходы и своевременно погашать задолженность по карте, а также при возникновении любых вопросов и сложностей, связанных с использованием кредитной карты, обращаться в банк-эмитент.
Корреспондент N также столкнулся с незапланированными тратами, сняв с кредитной карты средства, которые собственноручно были внесены для оплаты товарного кредита. В итоге звонки в службу поддержки клиентов не помогли, деньги банк не вернул.
В период летних отпусков банкиры советуют владельцам кредитных карт, желающим воспользоваться ими в других странах, обратить внимание на несколько важных моментов.
— Перед началом путешествия необходимо удостовериться, что страна отдыха входит в список доверенных стран, — объясняют в Сбербанке. — Этот список формируется клиентом самостоятельно и определяет, в какой стране возможны списания по карте (включая покупки в интернет-магазинах), а в какой транзакции будут отклонены. Для этого нужно позвонить в контактную службу. Если этой процедуры не сделать, то возможна автоматическая блокировка карты, т. к. операции из другой страны могут подходить под критерии мошеннических.
По словам Александра Бородкина, при проведении операции в валюте, отличной от валюты счета, возникнет дополнительный конверсионный расход, при этом данный расход (в связи со спецификой технологий карт) может отразиться не только в режиме онлайн по факту проведения операции, но и с задержкой в несколько дней. По словам г-жи Рогачевой, необходимо обязательно учесть и комиссионные расходы при снятии наличных средств в банкоматах других банков.
Игорь Пятигорец отмечает, что карты MasterCard выгоднее использовать в зоне евро, а Visa — в остальных государствах.