Торговля уходит из спальных районов
По словам участников рынка, из-за падения покупательной способности компании стали освобождать торговые площади в спальных районах Ростова. По оценкам эксперта, количество пустующих площадок выросло в 2 раза. Это привело к снижению ставок аренды на 20–30%. В основном в спальных районах предприниматели подыскивают помещения под продуктовые магазины, пивные и аптеки.
По словам эксперта по коммерческой недвижимости Южного инвестиционного фонда Константина Поцелуева, в спальных районах освободилось большое количество помещений, в которых ранее работали допофисы банков, микрокредитные организации, магазины одежды и обуви.
— Если раньше на Северном или Западном наблюдалась нехватка торговых площадей, то сейчас с бюджетом в 50–80 тыс. рублей в месяц можно неспеша выбирать помещение, — продолжает эксперт. — Только на прошлой неделе нам пришли письма от 7 арендаторов, уведомляющих о расторжении договора аренды с 1 июля. Во многом такая ситуация сложилась из-за упертости собственников, которые, видя сложную ситуацию своих клиентов, не снижают для них арендную плату. То же самое можно сказать и о владельцах пустующих помещений. Арендаторам сейчас все сложнее выплачивать аренду, поскольку покупательная способность снижается. Я общался с коллегой, имеющим отношение к управлению несколькими ТЦ, который мне рассказал, что трафик упал на 25–30%, а средний чек — на 40%. Количество заключенных сделок на этом рынке неуклонно падает.
По словам г-на Поцелуева, предлагаемые ставки аренды за последний год практически не изменились и составляют от 0,7 до 1,5 тыс. рублей за кв. м в месяц.
По наблюдениям директора КУН «Время» Алексея Попова, количество свободных помещений выросло на 30–40%, но в основном это касается некачественных площадок.
— В связи с этим ставки аренды на торговые помещения в спальных районах города за год снизились в среднем на 20–30%, — отмечает г-н Попов. — Некоторые помещения в местах с хорошим трафиком, которые раньше выставлялись за 2 тыс. рублей за кв. м в месяц, сейчас сдаются за 1,5 тыс. рублей за кв. м в месяц. Спрос на аренду торговой недвижимости, мягко говоря, незначительный, поскольку с рынка ушло большинство крупных федеральных и региональных компаний. На мой взгляд, если экономическая ситуация не улучшится, то в дальнейшем ставки аренды могут просесть еще на 5–10%.
По словам замдиректора ООО «РИЭЛТИ» Станислава Нови, владельцы объектов, предлагаемых по 1 тыс. рублей за кв. м в месяц, зачастую уступают в цене до 0,7–0,8 тыс. рублей за кв. м в месяц.
Впрочем, директор АН «Парус» Максим Хмель говорит, что ставки аренды для предпринимателей, арендующих магазины площадью до 70 кв. м внутри спальных районов, не изменились и составляют от 0,5 до 1 тыс. рублей за кв. м, но сетевым арендаторам (магазины одежды, обуви, косметики), которые занимают крупные помещения в фасадной части здания, удалось добиться от собственников дисконта в 10–20%.
— Спрос на торговые помещения по сравнению с началом года снизился более чем в 2 раза, — комментирует г-н Хмель. — Количество пустующих площадей увеличилось пропорционально падению спроса.
По наблюдениям корреспондента N, на сайтах недвижимости наиболее часто встречается заявляемая ставка аренды торговых помещений — 500–700 рублей за кв. м в месяц, но цены на площадки в оживленных местах могут доходить до 1,75 тыс. рублей за кв. м в месяц (см. таблицу).
По словам экспертов, наиболее активный спрос на торговые помещения исходит со стороны предпринимателей, подыскивающих площади под открытие магазинов товаров первой необходимости.
— Сегодня более 50% заявок в нашу компанию поступает от предпринимателей, которые хотят открыть продуктовый магазин у дома площадью от 60 до 100 кв. м, — делится Алексей Попов. — Затем идут пивные, недорогая одежда, мясной магазин, аптеки и сотовый ретейл. Отсюда следует вывод, что сейчас в основном востребованы товары первой необходимости в сегменте «мидл минус». Любой формат среднего сегмента и выше умирает.