Спрос на лучшее
В спальных районах Ростова подросли ставки аренды магазинов на оживленных магистралях.
На рынке аренды торговых помещений в спальных районах Ростова после прошлогоднего всплеска активности арендаторов наступила стабилизация. Цены выросли только на самые лучшие или качественные дешевые объекты — примерно на 10%. Эксперты отмечают, что, несмотря на появление новостроек, на рынке мало объектов с хорошей локацией. По словам риэлторов, в спальных районах города за год стоимость аренды выросла только у самых лучших вариантов торговых помещений, расположенных на оживленных магистралях. Теперь магазин с хорошей локацией можно арендовать за 1–1,7 тыс. рублей за кв. м в месяц. В прошлом году данная величина равнялась 1–1,5 тыс. рублей за кв. м в месяц. Кроме того, подросла нижняя планка цены: если в прошлом году можно было найти торговые помещения в довольно оживленных местах по цене от 700 руб. за кв. м в месяц, то теперь эта сумма составляет 800 руб. за кв. м в месяц.
— По последним данным, в спальных районах пользуются спросом площадки 50–100 кв. м, что связано с популярностью магазинов у дома, где можно торговать алкогольной продукцией, — рассказывает менеджер отдела бизнес-недвижимости АН «Женева» Ирина Фисли. — Еще востребованы небольшие площади (10–20 кв. м), где местные предприниматели открывают ломбарды, центры микрозаймов. Стандартная цена аренды подобных объектов — 1 тыс. рублей за кв. м в мес., в местах с хорошим трафиком она может быть выше.
По словам директора КУН «Время» Алексея Попова, высоким спросом пользуются и большие помещения площадью 250–300 кв. м.
По мнению эксперта по коммерческой недвижимости КУН «Капитал» Константина Поцелуева, наиболее востребованы торговые помещения площадью 30–50 кв. м, арендная ставка в которых может составлять от 850 до 1,7 тыс. рублей за кв. м в месяц.
По наблюдениям корреспондента N, можно найти помещения и по более низким ценам (см. таблицу).
Опрошенные N эксперты сошлись во мнении, что в этом году в отличие от прошлого заметного оживления на рынке нет, спрос на качественные помещения в хороших местах остается стабильно высоким. Объекты в новостройках, которые хоть и находят своих арендаторов, нельзя назвать самыми востребованными, поскольку предпринимателям важно наличие хорошего трафика, чтобы открыться не на пустом месте. С этой точки зрения Левенцовка является перспективным районом, но еще не совсем обжитым для бизнеса.
— В нашем городе новые дома строятся «за углом», в местах, где практически нет трафика, — комментирует Алексей Попов. — В пиковых же местах аренда стоит больших денег. Еще большую роль играет планировка. Так, Левенцовка — динамично развивающийся район, однако планировка первого этажа там не очень удобная. Поэтому на данный момент назвать такую торговую площадку выгодной для бизнеса сложно.
— Дефицит качественного стрит-ритейла был всегда, — отмечает Константин Поцелуев. — Для решения этой проблемы необходимо расселять старый фонд и формировать торговые центры небольшого формата, в которых будет сосредоточена торговля. Ставка аренды в торговых центрах выше, но там арендатор покупает целевой трафик. В большинстве форматов стрит-ритейла трафик нецелевой: сами торговые линии созданы стихийно или исторически. Бизнес, который доходит до определенных оборотов, перемещается в торговые центры.