Жилье и офисы вместо отеля и бизнес-центра
ООО «Южный Строительный Альянс» намеревается начать строительство коммерческих помещений и жилья вместо ранее планируемой гостиницы. Объект расположен в СЖМ Ростова. Инвестором проекта выступает компания «Феникс-инвест», входящая в контролируемую Леонидом Вальдманом ГК «Феникс», известную издательской деятельностью. Стоимость коммерческих помещений составит от 60 тыс. руб. за кв. м.
Компания «Феникс», известная в Ростове издательской деятельностью и книготорговлей, во втором квартале 2013 года планирует начать второй этап строительства жилого комплекса с коммерческими помещениями общей площадью 40 тыс. кв. м на участке 1,1 га, расположенном на ул. Евдокимова. Предполагается построить 4 жилых многоквартирных башни (14–16 этажей каждая) на 2 этажах стилобата. Сейчас на этом участке заканчивается первый этап строительства — возведение многоуровневого паркинга площадью более 12 тыс. кв. м, рассчитанного на 253 машино-места. Его застройщиком выступает «Южный Строительный Альянс». Ранее он планировал в ходе второго этапа построить гостиницу и торгово-офисный центр. Однако в 2009 году стройка была заморожена. В начале 2010 года застройщик был выкуплен ГК «Феникс», которая возобновила стройку. Теперь на участке собираются строить жилье и коммерческие помещения, сообщил учредитель «Феникс-инвеста» Леонид Вальдман. Генподрядчиком проекта выступает ООО «АСП».
— Гостиничная недвижимость стала менее востребована после кризиса, сроки окупаемости таких объектов удлинились и составляют 7–10 лет, — объясняет он изменения в проекте. — Жилые объекты сейчас более ликвидны. Кроме того, за прошедшее время изменилась и инфраструктура района: там активно строятся многоквартирные дома. Сейчас жилье там востребовано больше, чем гостиничные и развлекательные объекты. В отношении коммерческой недвижимости намерения тоже изменились. Сейчас идет формирование внутренней инфраструктуры стилобата, и в качестве основной идеи мы взяли создание ростовского аналога Уолл-стрит с размещением в стилобате офисов банков и их филиалов, тем более что напротив расположен центральный офис Сбербанка РФ.
На сегодняшний день проект строительства жилого комплекса находится на стадии передачи проектной документации на экспертизу. Строительство планируют начать ориентировочно во втором квартале 2013 года. Что касается паркинга, то там большинство стояночных мест зарезервировано для продажи покупателям жилья и коммерческих помещений. По данным компании «СИГМА-СИТИ», которая осуществляет продажи площадей, встроенные помещения для торговли и обслуживания автомобилей в паркинге реализуются по цене от 50 тыс. руб. за кв. м. Предполагается, что стоимость коммерческих помещений, расположенных в стилобате, составит от 60 тыс. руб. за кв. м.
Эксперты сошлись во мнении, что эти цены близки к рыночным.
Директор КУН «Время» Алексей Попов считает, что коммерческие площади в этом районе найдут своего покупателя, но их реализация не будет быстрой.
— Коммерческие площади в этом районе слабо востребованы, поскольку там мало жилья и невысокая проходимость, — говорит он. — Поэтому крупных арендаторов вряд ли привлечет это предложение, небольшие же уже обосновались в жилых домах, расположенных рядом. В то же время заявленные цены предложения интересны.
Директор АН «Парус» Максим Хмель считает, что некоторые банки пожелают «присоседиться» к Сбербанку, но большинство из них не смогут себе позволить снять для филиала в СЖМ офис площадью более 150 кв. м. С продажей площадей второго этажа, по мнению эксперта, могут возникнуть заминки.
— Помещения под торговлю на первом этаже, безусловно, интересны, — считает он. — Пожалуй, какую-то часть займут рестораторы, 500–1000 кв. м — продуктовый ритейл. Второй этаж больше подходит для офисов, однако основной спрос в СЖМ приходится на небольшие офисные помещения площадью 50–70 кв. м. 8 тыс. кв. м коммерческих площадей для этого района, пожалуй, многовато. В то же время близость нового здания к пр. Космонавтов, наличие рядом главного офиса Сбербанка, а также удобство подъездных путей могут вызвать интерес к нему у различных направлений бизнеса, способных генерировать потоки клиентов. Поэтому все зависит от того, какую концепцию разработает застройщик, насколько грамотно он организует входной узел и доступ на второй этаж.