Без золотой середины
В сегменте торговой недвижимости в центре Ростова есть спрос только на маленькие и очень крупные помещения. По словам экспертов, спрос на торговые помещения среднего размера практически отсутствует из-за того, что этот сегмент занят продуктовыми сетями «Пятерочка» и «Магнит». Малый бизнес перестал открывать продовольственные магазины. Наибольшая активность по поиску помещений в центре города сейчас наблюдается со стороны пекарен, столовых, фастфуда.
По словам эксперта по коммерческой недвижимости АН «Титул» Владимира Литвинова, сейчас наибольший спрос в центре Ростова наблюдается на маленькие помещения от 20 до 60 кв. метров и на крупные площадью 700–2500 кв. метров.
— Маленькие помещения всегда были в дефиците, — говорит он. — Если такое помещение освобождается, оно, как правило, сдается снова за 2–3 дня. Также сейчас стали востребованы большие площади, в данный момент у меня в портфеле есть несколько таких заявок. Большие помещения сейчас ищут в Ростове крупные федеральные сети, торгующие продуктами, одеждой, обувью, канцелярскими товарами. Им требуются площадки в хороших проходных местах — как в центре города, так и в спальных микрорайонах.
Что касается сегмента средних помещений площадью 100–200 кв. метров, на них, по словам Владимира Литвинова, спрос снизился сильнее всего.
— Раньше такие помещения были востребованы для открытия небольших продуктовых магазинов, работающих в формате у дома, — комментирует он. — Сейчас этот сегмент практически полностью ушел с рынка, поскольку не выдержал конкуренции с «Магнитом» и «Пятерочкой», которые активно развиваются в Ростове. Всегда таких заявок было очень много, а сейчас мы их не получаем вообще.
Это подтверждает руководитель офиса «Центральный-1» и отдела коммерческой недвижимости «Дон-МТ-недвижимость» Татьяна Соловьева:
— Если раньше в любой кризис у нас были заявки на аренду от продуктовых магазинов, то сейчас их не осталось. Везде «Магнит» и «Пятерочка» сидят очень плотно, и рядом с ними ничего не открывается, кроме мясных лавок и пивных ларьков.
В то же время эксперты отмечают активность со стороны пекарен различных форматов, кофеен, столовых, фастфуда, которым нужны помещения небольшого и среднего размера.
— Сейчас активнее всего ищут помещения под пекарни, — говорит консультант по коммерческой недвижимости компании «Капитал» Константин Поцелуев. — Многие из них открываются по франшизе, и этот бизнес очень быстро окупается, во всяком случае, франчайзи заявляют о сроке в 13–15 месяцев. В хорошем проходном месте выручка пекарни может составлять 40–60 тыс. руб. в день. Покупательная способность населения снизилась, поэтому недорогая еда стала очень востребована. В таких заведениях средний чек составляет 200 руб.
Константин Поцелуев добавляет, что, если в центре города какое-то помещение освобождается, туда в первую очередь садится фастфуд. Конкурирующие сети могут открывать заведения рядом друг с другом на центральных улицах и неплохо себя чувствовать.
По словам Владимира Литвинова, сейчас несколько арендаторов подыскивают помещения площадью 100–200 кв. м под столовые.
— Сейчас многие столовые проводят акции, к примеру вечерние скидки 50%, и поужинать там может даже выйти дешевле, чем дома, — говорит Константин Поцелуев.
В целом, по словам экспертов, цены на аренду торговых помещений не изменились. По данным Владимира Литвинова, если говорить о торговых помещениях в центре города на главных улицах с хорошим пешеходным трафиком и двусторонним движением, ставки аренды на маленькие помещения (20–60 кв. м) составляют 1,5–3 тыс. руб. за кв. м в месяц, средние (70–200 кв. м) — 1–1,5 тыс. руб. за кв. м в месяц, большие (свыше 200 кв. м) — 600–700 руб. за кв. м в месяц.
По данным мониторинга N, собственники чаще всего предлагают непопулярную недвижимость, предложений малых и крупных помещений немного. Предлагаемая ставка аренды малых помещений в среднем равна 2,28 тыс. руб. за кв. м в месяц, крупных 730 руб. за кв. м в месяц (см. таблицы).