«Почти полмиллиарда рублей направила область на поддержку инвесторов в 2013 году»
В 2013 году Ростовская область достигла рекордного объема инвестиций (он превысил 242,5 млрд руб.). Индекс физического объема составил 114% к соответствующему периоду 2012 года. По мнению вице-губернатора Сергея Горбаня, во многом эти показатели были достигнуты благодаря деятельности крупнейших компаний региона.
В 2013 году многие крупнейшие компании Ростовской области упрочили свои позиции на российских и международных рынках. Многие из них эффективно используют возможности государственной поддержки, которые им могут предоставить региональные власти. N: — Какие из крупнейших компаний Ростовской области в прошлом году были наиболее успешными?
С.Г.: — Крупнейшие компании в прошлом году реализовали значимые для региона инвестиционные проекты в промышленности, агропромышленном комплексе. Их успех продиктован квалифицированной работой кадров, благоприятной рыночной конъюнктурой, вовремя полученной господдержкой. По итогам прошлого года на поддержку инвесторов в области было направлено свыше 416 млн рублей.
Говоря о списке крупнейших компаний региона, важно отметить компании, реализующие приоритетные проекты, входящие в список «100 губернаторских инвестиционных проектов». В настоящее время таковых 59 на общую сумму 567,2 млрд руб. Благодаря реализации в 2013 году крупных инвестпроектов области удалось достичь рекордного объема инвестиций, который превысил 242,5 млрд руб. Индекс физического объема составил 114% к соответствующему периоду 2012 года.
Металлургия — традиционно ведущая отрасль промышленности Ростовской области. Одним из лидеров в этой сфере является «Тагмет», крупнейшее предприятие — производитель бесшовных и сварных стальных труб в России. По итогам 2013 года на «Тагмете» объем производства продукции составил более 22,8 млрд руб. Объем производства в натуральных показателях вырос (100,4%). В августе 2013 года введена в эксплуатацию дуговая электросталеплавильная печь (ДСП), которая позволит увеличить мощность завода и ликвидировать производство стали мартеновским методом. Объем инвестиций на техническое перевооружение «Тагмета» за 2013 год составил 4,1 млрд руб. (123,8%).
Для оказания господдержки правительство области заключило 2 инвестиционных договора с этим предприятием, в соответствии с которыми в течение 5 лет компании будут предоставлены льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в сумме более 750 млн руб.
Также можно отметить положительную динамику ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ». В прошлом году объем производства на этом предприятии превысил 21 млрд руб. (105,6%). Инвестиции в 2013 году — 47,3 млн руб. В 2014 году инвестиции компании, по прогнозу, вырастут до 538 млн рублей.
Крупнейший в России производитель электровозов ООО «ПК “НЭВЗ”» реализует программу технического перевооружения, внедряет новые высокопроизводительные технологии, обеспечивая реализацию комплексной программы обновления локомотивного парка «РЖД». На НЭВЗе темп роста по объему производства за 2013 год — 30,1 млрд руб. (128,7%). Прошлогодние инвестиции — 682,1 млн руб. Объем выпуска локомотивов на 2014–2016 годы составит 450 секций в год.
Определяющую роль в производстве сельхозмашин и оборудования по-прежнему играет КЗ «Ростсельмаш». По итогам 2013 года производство в натуральных показателях составило 3179 шт. (111,6%). За прошлый год объем производства составил 14,08 млрд руб. (101,6%). В целом объем производства в 2014 году планируется на уровне 14,23 млрд руб.
N: — В каких отраслях работа крупнейших компаний вызывает тревогу?
С.Г.: — В настоящее время ситуацию на рынке энергомашиностроительной отрасли нельзя назвать благоприятной, но она характерна для всех предприятий и связана с сокращением инвестиционных программ основных заказчиков (ОГК, ТГК).
К примеру, в ОАО «ТКЗ “Красный котельщик”» объем производства за 2013 год составил 5,16 млрд рублей (снижение на 18,3%). В четвертом квартале прошлого года «Красный котельщик» изготавливал трубопроводы для Березовской ГРЭС, производил энергозапчасти для Сырдарьинской ТЭС и корпуса ПНД для Курской АЭС. В дальнейшем планируется изготовление крупной партии спиралей для Балаковской АЭС, поставка оборудования ряду российских и зарубежных ГРЭС и ТЭС. Ожидается, что в 2014 году объем производства в компании составит 5,7 млрд руб.
В настоящее время завершается процесс интеграции активов ОАО «ЭМАльянс» в состав концерна «Силовые машины»: оптимизируются сбытовые, закупочные и производственные процессы.
N: — Используют ли крупнейшие компании возможности господдержки, предлагаемые регионом? Какие из этих форм наиболее эффективны для крупного бизнеса?
С.Г.: — Предусмотрено несколько видов поддержки крупных и средних предприятий из областного бюджета. Во-первых, это субсидии организациям, реализующим инвестиционные проекты, на возмещение части выплат процентов по кредитам коммерческих банков. Для их получения кредиты должны быть предоставлены для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий на период действия кредитного договора, но не более чем на 5 лет. Сумма кредита не ограничена.
Во-вторых, действуют льготы по налогам на имущество организаций и на прибыль организаций в части, уплачиваемой в областной бюджет (не более чем на 5 лет). При размере капитальных вложений более 300 млн руб. предприятие полностью освобождается от уплаты налога на имущество и получает возможность воспользоваться субсидированием процентов по кредиту по этому же проекту. Размер налоговых льгот не ограничен.
Предоставляются также субсидии организациям — экспортерам готовой продукции. Их можно получить на компенсацию части затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях за рубежом. Экспортеры имеют право и на возмещение части затрат по сертификации экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов в размере 2/3 произведенных затрат, но не более 300 тыс. руб. на организацию.
В рамках частно-государственного партнерства в реализации инвестпроектов господдержка инвесторов осуществляется в виде субсидирования части затрат, направленных на подключение строящихся объектов к инженерной инфраструктуре (к сетям энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и объектам транспортной инфраструктуры). Субсидия по электроэнергии может составить до 100 млн руб., на газ — до 70 млн руб.
N: — Некоторое время назад ТагАЗ был постоянным участником списка крупнейших компаний. Видит ли область перспективы возобновления производства в этой компании?
С.Г.: — В настоящее время, как известно, производство на ТагАЗе остановлено, общий размер кредиторской задолженности оценивается более чем в 30 млрд руб. В январе 2014 года в отношении ООО «ТагАЗ» введена процедура банкротства — конкурсное производство.
Вместе с тем существует возможность загрузить производственные мощности.
Напомню, они позволяют выпускать до 15 различных моделей автомобилей объемом более 200 тысяч единиц в год. В соответствии с договором об организации промышленной сборки, подписанным в рамках постановления Правительства России, компании «Фиат-Крайслер» необходимо зайти на российскую площадку для локализации производства в 2014 году.
В свою очередь, компания «Чери» также заинтересована в реализации проектов на Таганрогском автозаводе.
Для восстановления производственной деятельности автозавода прорабатывается один из вариантов со следующей последовательностью действий:
— сначала производится оценка имущества завода в рамках конкурсного производства, обеспечивается реализация имущества тремя лотами: 1-й — производство для компании «Фиат-Крайслер», 2-й лот — производство инвестору, например «Чери», 3-й лот — энергетическая инфраструктура — «Донэнерго» или МУП Таганрога;
— в рамках конкурсного производства происходит оценка имущества завода, далее — выкуп имущества единым лотом ООО «ЮАГ» либо другой компанией ОАО «Сбербанк России», реализация имущества потенциальным инвесторам;
— прекращение процедуры банкротства путем заключения мирового соглашения на условиях прекращения всех обязательств ООО «ТагАЗ» взамен передачи в собственность кредиторам долей в уставном капитале ООО «ТагАЗ» в целях снятия обременения с имущества компании для организации промышленной сборки машинокомплектов силами компании «Фиат-Крайслер».
На уровне Минпромторга России проведены переговоры с компанией «Фиат-Крайслер». Предложения по дальнейшему взаимодействию направлены ею в адрес ОАО «Сбербанк России».
Для возобновления производства Таганрогский автомобильный завод продолжает переговоры с компанией «Чери» и Сбербанком по вопросу согласования дальнейших действий.
В рамках работы по привлечению инвесторов 3 июня 2014 года прошло совещание с региональными менеджерами по России компании Tata Motors и представителем Сбербанка, на котором обсуждались вопросы сотрудничества в области автомобилестроения.
В рамках процедуры конкурсного производства ведется работа по инвентаризации и оценке имущества завода. По информации арбитражного управляющего ООО «ТагАЗ», завершить инвентаризацию планируется до 20 июня, оценку имущества — до 18 июля 2014-го, после чего планируются проведение открытых торгов и продажа имущества завода стратегическому инвестору. Ситуация на предприятиях ГК «ТагАЗ» находится на контроле правительства области.