Запомнилось между делом
Яркие события неполитической и неделовой жизни Ростова.
Вместо «совершеннолетнего» театра появился театрально-выставочный центр
В уходящем году в Ростове закрылся один из самобытных и известных проектов. Независимый «Театр 18+» прекратил свое существование из-за долгов и финансового кризиса. Несколько энтузиастов из прежней команды открыли новый театрально-выставочный центр.
«18+» был создан в Ростове в 2013 году по инициативе бизнесмена Евгения Самойлова и режиссера Ольги Калашниковой и располагался в здании бывшей макаронной фабрики в пространстве арт-центра MAKARONKA. Специализировался на современной драматургии, знакомил зрителей с новыми театральными тенденциями и актуальным театром в целом. В 2019-м его спектакль «Волшебная страна» стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
Председатель экспертного совета театральной премии «Золотая маска» Дина Годер отмечала, что «Театр 18+» был невероятно интересным проектом:
— В городе создали крутую команду, которая делала что-то непривычное, отдавалась этому и у которой хорошо получалось. В их постановках есть ощущение современности, нет никакой провинциальности. Настоящий современный театр.
В октябре несколько энтузиастов из прежней команды открыли новый театрально-выставочный центр. Он работает под прежним названием — MAKARONKA, но концепция стала другой.
— Мы верим в Ростов и в то, что здесь могут развиваться неформальные проекты, — говорил куратор театрального направления Дмитрий Цупко.
Сезон MAKARONKA открыла спектаклем Оксаны Зибровой «Машина», поставленным по пьесе ростовского драматурга Сергея Медведева.
— Мы все сформировались под влиянием репертуара «18+», получили огромный опыт от художественного руководителя Юрия Муравицкого и главного режиссера Германа Грекова. Мы попытаемся сохранить ту эстетическую планку, которую задал «Театр 18+», но черта подведена, и началась новая история. У «18+» был четкий вектор на экспериментальный формат. Мы будем разделять афишу на экспериментальные и зрительские постановки, — подчеркнул Дмитрий Цупко.
Самый масштабный проект к юбилею Победы открыли к годовщине освобождения области
Церемония открытия военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты» на месте боев 1943 года на Миус-фронте прошла в день 77-летия освобождения области от фашистских захватчиков.
Идея создания мемориального комплекса на месте боев на Миус-фронте в Ростовской области возникла в 2013 году после встречи ветеранов войны и поисковиков с руководством региона.
В августе 2015 года для создания комплекса был учрежден благотворительный фонд, на счет которого за пять лет поступило 744 млн 158 тысяч рублей. В создании этого комплекса приняли участие более 16 тыс. благотворителей, свыше 4 тыс. предприятий, общественных организаций. В музейной экспозиции собрано больше тысячи артефактов — свидетелей боев на Миус-фронте.
В годы Великой Отечественной войны по территории села Самбек проходила укрепленная оборонительная линия вермахта — Миус-фронт. Общая протяженность траншей, окопов и ходов сообщения только на переднем крае, вдоль берега, превышала расстояние от Миуса до Берлина. На каждой из трех линий обороны были возведены свои системы из сотен дотов и дзотов, десятков километров минных полей и колючей проволоки. Примиусье — одно из немногих мест на территории нашей страны, по которому фронт, с перерывами, проходил целых три года. При прорыве Миус-фронта общие потери превысили 800 тысяч человек.
Донские казаки перепели «На порядок выше»
Cолисты ансамбля песни и пляски имени Квасова зачитали рэп группы «Каста» в видеоролике, посвященном колориту донского края и туризму.
Рекламный клип по заказу Агентства по развитию туризма области сняла ростовский продюсер, стилист и креативный директор Екатерина Гойда. По сюжету 3-минутного ролика приезжая молодая пара вместо Ниццы или Марокко оказывается на Дону. Молодые же местные жители наперебой называют донские достопримечательности, включая «стартап Петра I Таганрог» — будущую Кремниевую долину. После слов «а еще мы столица рэпа» казачий ансамбль исполняет известную композицию ростовской группы «Каста» «На порядок выше». Популярные цитаты из песни: «Не забывай свои корни, помни: есть вещи на порядок выше» и «Говорят, отсюда надо сваливать». «Юмор, ирония, легкий стеб над ростовским “г” замешались с оглашением культурных достопримечательностей, гастрономическими этюдами, многообразным колоритом, душевностью и гостеприимством дончан», — написала в посте автор клипа.
ФК «Ростов» играл самым молодым составом в истории РПЛ
19 июня после возобновления игр чемпионата России по футболу «Сочи» на своем поле победил «Ростов» со счетом 10:1.
Несмотря на итоговый счет, 17-летнего голкипера дончан Дениса Попова признали лучшим игроком встречи. Футболисты «Сочи» нанесли 43 удара по воротам против двух у «Ростова». При том что Попов пропустил 10 мячей, он установил рекорд чемпионатов России по количеству спасений за матч — 15.
Из-за коронавируса основной состав «Ростова» был изолирован — в клубе было зафиксировано шесть случаев заражения ковидом. Поэтому на поле вышел молодежный состав, оказавшийся самым юным в истории РПЛ. Средний возраст игроков основы составил 18 лет, заявки — 17,2 года.
Арт-резиденция заявила о себе
Проект Оpen Gallery основан ростовскими художниками Михаилом Абрамовым и Викторией Белокобыльской, чтобы познакомить общественность с работами современных художников. В интернет-версии представлены живопись, графика, коллаж, скульптура, фотография. Офлайн-вариант — кантри-резиденция «Открытой галереи» — расположилась на 24 сотках в одном из сел в Азовском районе.
Виктория Белокобыльская рассказала, что, несмотря на все ограничения, это был самый плодотворный в творческом смысле год: — Мы создали много произведений искусства. Это ряд монументальных мозаичных панно, которые смонтированы на одном из объектов. Но самое важное — мы сделали в конце сентября выставку, посвященную 100-летию ростовского художника Тимофея Федоровича Теряева, — «Теряев и мы». Разные художники, даже те, кто не знал его лично, но считает великим художником, приняли участие. Коллекционером Стрелецким были предоставлены подлинные работы Тимофея Федоровича. Видеохудожник Олег Потий представлял световые инсталляции. Выставка включала живопись, скульптуры и инсталляции, в которых могли участвовать зрители. Было огромное количество людей. Арт-резиденция заявила о себе, и мы зажили настоящей творческой жизнью!
Из-за слонихи Эколь зоопарк исключили из европейской ассоциации
В сентябре стало известно, что Ростовский зоопарк исключен из Евроазиатской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА). Это произошло после передачи слонихи Эколь из зоопарка в московский цирк братьев Запашных.
В Европе запрещено использовать крупных животных в цирках. Помимо репутационных потерь исключение из ЕАРАЗА означает, что европейские зоопарки прекратят обмен с зоосадом из Ростова.
Ранее летом директор Ростовского зоопарка Александр Жадобин и гендиректор Большого московского государственного цирка Эдгард Запашный рассказали о причинах передачи слоненка Эколь в Большой московский цирк. По словам Александра Жадобина, слоновник в Ростове не предназначен для содержания четырех животных. Передача слоненка была необходимостью, связанной с проблемами содержания и риском как для самой слонихи, так и для персонала, который ее обслуживал, говорил директор Ростовского зоопарка Александр Жадобин:
— Мы с зоологами долго думали, где Эколь будет лучше. Выбор был сделан в пользу цирка Запашного, потому что это самый большой цирк в Европе, он стационарный и может обеспечить абсолютно все условия для нормального содержания животного.
Передача животного была воспринята неоднозначно. Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова опубликовала открытое письмо президенту Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов и во Всемирную ассоциацию зоопарков и аквариумов WAZA, в котором выразила сомнение по факту передачи слонихи в цирк. Эдгард Запашный обвинил зоозащитников в желании хайпануть на этой истории.
Футболисты стали лицами «Ростсельмаша»
Футболисты ФК «Ростов» в этом году призывали «вступать в команду “Ростсельмаш”» в рамках рекрутинговой кампании комбайнового завода. «Ростсельмашу» требуются электросварщики, маляры, слесари, токари и т. д. На остановочных комплексах и бортах общественного транспорта Ростова появились плакаты, с которых спортсмены в одежде работников завода агитировали начать работу на заводе. Комментируя вопрос N о том, почему было принято решение привлечь футболистов клуба, в компании ответили: «Мы являемся действующим партнером ФК «Ростов». Учитывая нашу неразрывную связь на протяжении всей истории, а это 90 лет в этом году, иных персонажей для рекламной кампании и не могло быть».
Музыкальный лейбл Naxos запишет Ростовский оркестр
Звукозаписывающая компания Naxos сделала компакт-диск с программой Ростовского симфонического оркестра. Художественный руководитель и главный дирижер РАСО Валентин Урюпин отмечал, что для оркестра это первая за много лет, а может, и вовсе первая коммерческая запись компакт-диска для серьезной западной фирмы.
Ростовчане первыми познакомились с программой, для записи которой в столицу Дона приехали представители звукозаписывающего лейбла, специализирующегося на классической музыке. В компакт-диск вошли Концерт для двух виолончелей L’Olmeneta Дж. Ф. Гедини (произведение 1951 года впервые будет исполнено на российской сцене) и «Ноктюрн» и «Тарантелла» для виолончели с оркестром А. Казелла.
Азовские музейщики прославились в челленджах
Азовский государственный музей-заповедник едва ли не лучше многих использовал вынужденное закрытие из-за пандемии для привлечения аудитории к онлайн-проектам.
Практически ежедневно на сайте музея публиковались новые материалы, посвященные отдельным экспонатам и коллекциям, видеоэкскурсии и статьи. При этом музейщики с удовольствием «разбавляли» строгий формат: в марте их клип «LittleBigUno Азов» в поддержку петербургской рейв-группы LittleBig, которая должна была поехать от России на «Евровидение», набрал несколько десятков тысяч просмотров.
С началом лета в музее вновь решили перевоплотиться и станцевать. Челлендж «Перевоплощение» запустили в «Инстаграме». Участники снимали короткие ролики и размещали под хештегом #reincarnation. Представитель музея Антон Пасечников рассказал, что его заинтересовала растущая популярность разнообразных косплеев в сети:
— Люди переодеваются в разных героев, повторяют движения из клипов. Очень захотелось как-то окультурить этот тренд, сделать его полезным и с историческим подтекстом. Перевоплощаться мы предлагаем в реальных исторических персонажей. Подготовка минутного ролика должна подвигнуть участника не только к выбору наряда, но и к более глубокому изучению своего героя. Хочется, чтобы человек задумался о том, какой исторический персонаж ему ближе и в кого он захотел бы перевоплотиться. Ну и, конечно, чтобы пришел в музей, когда мы снова откроемся.
Ростовчане спасли от сноса дом, переживший оккупацию
Аварийный дом на ул. Станиславского, 39, на фасаде которого до сих пор сохранились следы пуль и снарядов от боев за Ростов, не будет снесен. Этот дом — один из немногих уцелевших в городе во время Великой Отечественной войны. Городские власти утверждают, что «на примере этого объекта будет выработан подход к работе по сохранению облика исторической части города».
В начале декабря активисты движения «Мой Фасад» в своем аккаунте в социальной сети рассказали о том, что горожане несут цветы к старому заброшенному дому, расположенному на Станиславского. Это стало формой протеста против сноса мемориального здания.
На встрече с представителями общественных организаций, обеспокоенных судьбой здания, глава администрации Ростова Алексей Логвиненко заявил, что снос приостановлен. И теперь необходимо принять решение о том, что делать с этим домом дальше.
Возможно, фасад можно будет сохранить в виде элемента нового здания или арт-объекта.